Лада сталкер (апал-21541) 2021: творчески доработанная версия модели «лада 4х4»

Трудности переговоров

По сути, внедорожник был готов к запуску в массовое производство. Проблема заключалась в партнере. Точнее, в его отсутствии. Путем долгих поисков и бесконечных переговоров, «Апалу» все же удалось найти союзника в лице еще одной тольяттинской фирмы — «Супер-Авто». Эта контора занималась созданием мелкосерийной удлиненной «десятки» ВАЗ-21108 «Премьер» (на нее, к слову, рассчитывали пересадить российских чиновников). Соответственно, «Супер-Авто» обладала и необходимым оборудованием, и квалифицированным персоналом. Но сотрудничество завершилось после пары созданных «Сталкеров». Руководство обеих компаний не сумело договориться о ценнике на товар и прочих финансовых вопросах.

Перспективы «Сталкера» стали все более туманными. Но неожиданно «Апалу» удалось наладить контакт с министерством промышленности Чечни. Машина чиновникам приглянулась, и был решен вопрос о ее производстве на заводе в Грозном. По-быстрому был переписан бизнес-план, с учетом требований новых партнеров. По нему в Грозном должно было выпускаться аж 4 тысячи машин в год! При этом ценник на «Сталкера» был всего на несколько десятков тысяч рублей выше, чем на «Ниву» (а машина получилась существенно лучше и современнее). Но и здесь многострадального внедорожника ждал тупик.

В решающей стадии переговоров партнер отказался от его производства. Затем был некий немецкий бизнесмен Маркус Неске, который хотел организовать создание машин (а заодно и их сбыт) в европейских странах. Он заявил о том, что наладит производство 17 тысяч внедорожников в год! В «Апале» специально под немца переделали машину, «посадив» ее на базу Dacia Duster. Новая машина под названием «Travec Tecdrah» была показана в 2011 году на автосалоне во Франкфурте. Предполагалось, что продавать ее будут за 15 тысяч евро. Но… сказка так и не стала реальностью. Неске буквально «растворился».

В последние годы нет-нет да и появляются слухи о возрождении внедорожника. То его производством собиралась заняться компания «ВИС-Авто», то некое предприятие в Казахстане. Но все это оказывалось мыльными пузырями, которые очень быстро лопались. Всего же в период с 2003 по 2011 год было собрано порядка десяти «Сталкеров». Вот так очередной перспективный отечественный автомобиль оказался на обочине истории. Правда, хочется верить, что однажды «Сталкер» сумеет найти свою дорогу в массы.

Апал 2154: цена

В 2010 году к руководству компании обратился немецкий предприниматель Маркус Неске, готовый организовать выпуск 17000 авто в год на агрегатах Dacia Duster. Под новую базу были скорректированы размеры, изменена передняя панель. Внедорожник планировалось собирать в Германии из российских деталей. Немцы обещали, что Апал 2154 Сталкер купить можно будет за 15000 евро. Но снова всё сорвалось.

В 2016 году компания «Апал» получила новый ОТТС, так как срок действия предыдущего уже истек. Заявленный в документах Сталкер мало чем отличался от образца начала 2000-х, имея 1,7-литровый мотор и трансмиссию от Lada 4×4. Производителем была названа дочерняя компания АвтоВАЗа – «ВИС-Авто»

И вот в 2019 году «Сталкер» снова выходит из тени. На него опять оформляют новое Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), но на ограниченное число авто. Всего можно будет произвести не более 150 внедорожников.

Первый из автомобилей уже выставлен на продажу. Его оценили в 1 233 000 рублей.

История развития проекта

Замысел по претворению в жизнь каркасно-панельной технологии возник у Попова Павла Федоровича, будущего главного конструктора, еще в начале 90-х годов, когда он, являясь на тот момент директором одного из заводов Челябинска, обслуживавшего военную промышленность, работал над усовершенствованием транспорта, предназначенного для нужд военных.

Конструкция привлекла внимание Попова по двум причинам: во-первых, её применение гарантировало снижение веса машины, во-вторых, композитные панели препятствовали образованию ледяной корки, вследствие чего автомобиль можно было бы эксплуатировать при экстремально низких температурах

Но 90-е годы для страны оказались непростым периодом времени: из-за катастрофической нехватки финансирования многие заводы, включая и Челябинский, были закрыты. Попов перешел работать в фирму «Лада-Тул», руководитель которой (Виктор Боблак) всерьез заинтересовался проектом по созданию российского кроссовера (правда, дальнейшая разработка стала вестись с ориентиром на гражданский рынок).

Работа над Российским внедорожником Stalker закипела: компания закупила импортное оборудование и привлекла высококвалифицированный персонал. Идея, давно сформировавшаяся в голове у Павла Федоровича, наконец, стала приобретать материальное воплощение. На производственных мощностях «Лада-Тул» была доработана конструкция кузова, сварен каркас, сделаны матрицы панелей для кузова.

Но в дело вновь вмешался финансовый фактор: когда дела у фирмы пошли совсем плохо, руководство оказалось вынуждено продать её, расплатившись по долгам имуществом. Все наработки Апал Сталкер, а также большая часть персонала, работавшая над ними, перешли в ведение компании «Апал».

Первый прототип к этому времени был практически готов, поэтому машину удалось быстро достроить, чтобы представить её на выставке 2003 года

При этом было внесено немаловажное дополнение: наружные панели модели решили сделать не из стеклопластика, а из многослойного термопласта (композита) – данный материал не только отличается повышенной морозоустойчивостью, но и окрашивается в процессе изготовления, что позволяет значительно сократить расходы на последующее производство (отпадает потребность в окрасочной камере и обустройстве стоков). Чтобы кузов как можно дольше сохранял свой первоначальный цвет, его покрыли слоем акрила

Стоит заметить, что сначала руководство «Апала» даже не думало заниматься серийным выпуском внедорожника, возлагая на него функции шоу-автомобиля, демонстрирующего особенности термопласта. Однако интерес автолюбителей оказался настолько высок, что компания всерьез задумалась о производстве.

Задача по разработке бизнес-плана была возложена на создателя авто – Попова П. Ф. Документ составлялся с таким расчетом, что фирма в ближайшем будущем найдет партнера, с которым разделит часть расходов. Предполагалось, что с ним будет создано совместное предприятие, а обязанности разделятся следующим образом: «Апал» станет отвечать за конструкцию транспортного средства и изготовление всех пластиковых элементов, а гипотетический партнер займется производством стального каркаса и сборкой машины.

Одновременно с поиском компаньона фирма приступила к доработке Апала 2154 до серийной версии: была сделана жесткая крыша, установлена полноприводная трансмиссия и 1,7-литровый мотор, позаимствованный у Нивы. Но, по сравнению с последней, новый внедорожник имел не царапающийся и не гниющий кузов, обладал меньшей снаряженной массой и куда более брутальным и запоминающимся дизайном.

Параллельно с этим велись испытания модели в разных условиях, в ходе которых выяснилось, что при низких температурах между каркасом и панелями возникает конфликт. Устранить его удалось с помощью технологических подштамповок и специальных отверстий под болты, не допускающих усадки материала.

В 2006 году автомобиль получил одобрение типа транспортного средства (ОТПП): все испытания машина прошла успешно. Первым партнером «Апала» стала компания «Супер-Авто», но в самом начале сотрудничества между двумя компаниями возникли финансовые разногласия, уладить которые не получилось.

После этого моделью заинтересовалось правительство Чечни, под которое даже был переписан бизнес-план.

Интерьер

В меньшей степени апгрейд обозначился в обновлении материалов салонной отделки и дизайне интерьера. В ассортименте только ткани и искусственная кожа, а также тусклый недорогой пластик.

На фото четырёхместного салона несколько архаично смотрится скопированный с Нивы аналоговый приборный щиток с классическими стрелочными циферблатами, массивный руль с минимальным командным функционалом и бюджетная комплектация центральной консоли.

  • Верхний этаж включает в себя пару вентиляционных воздухозаборников, ниже расположены пульты настройки аудиосистемы и немногочисленных штатных опций.
  • Не впечатляет конструкция примыкающего к торпедо центрального тоннеля, оснащённого рычагами управления трансмиссии, мелкими подстаканниками и скромной имитацией подлокотника.
  • Рычаг механического стояночного тормоза расположен в узком зазоре между передними креслами.

Оснащённые контуром подогрева и стандартными регулировками посадочные места первого ряда спрофилированы довольно грамотно. Недоумение вызывает отсутствие реальной боковой поддержки и компактный формат лишенного подголовников двухместного заднего дивана скамеечного типа.
 

Багажный отсек нового Сталкера образца 2020 года может принять груз объемом до 200 литров. Загрузка усложняется необходимостью силового подъема всей задней части.

Почему после хранения машины в холодном гараже, весной ее придется везти в ремонт на эвакуаторе?

Советы Внимательные зрители вспомнят, что «Сталкер» впервые был представлен еще в начале 2000-х. Тогда проект пытались запустить в мелкую серию, но по финансовым причинам осуществить задуманное не удалось. Нехватка денег стала фатальной для выпуска на тот момент. Спустя полтора десятилетия (в 2021 году) проект возобновили. Руководство договорилось с выходят с конвейера , который является одним из дочерних брендов АвтоВАЗа. Именно он занимался выпуском фургонов и пикапов. Последние получили полурамную основу и являлись своеобразным «миксом» Гранты и Нивы.

Сталкер получил Одобрение типа транспортного средства, поэтому может производиться и продаваться на территории России вполне легально. Правда, в документе указано ограничение на количество выпускаемой продукции. Всего в России будет произведено 150 машин.

Напомним, что эта конструкция уже получала возможность выпуска, а в начале нулевых требования были лояльнее, чем сегодня, поэтому прохождение сертификации является гарантом высокого качества. Воспользоваться первым ОТТС компании так и не удалось, видимо вторая попытка гораздо удачнее.

Производитель не скрывает характеристики модели. «Сталкер» достигает в длину 3,55 метра, в ширину – 1,65 м, а в высоту 1,75 метр. Под капотом разместился 1,7-литровый двигатель, соответствующий экостандарту Евро-5, а конструкция подразумевает только полный привод.

Технические характеристики

Отформатированные в соотношениях 3550х1646 и 1751 мм компактные кузовные габариты нового российского вездехода дают существенный выигрыш в сложных парковочных ситуациях.
 
Неплохие для своего класса ходовые и внедорожные характеристики новинки модельного ассортимента обеспечивает длина межосевой базы 2200 мм и 200-миллиметровый дорожный просвет.

В достоинствах ходовой части: проверенная многолетней практикой платформа от Лады 4х4, независимая рычажная подвеска переднего и торсионная – заднего моста, эффективное сочетание дисковых и классических колодочных тормозных механизмов.

  • В качестве безальтернативного бензомоторного привода заявлен 1,7-литровый рядный «атмосферник» с выходом 83 л.с./129 Нм пикового крутящего момента.
  • К силовому агрегату прилагается пятискоростная механическая КПП и двухступенчатая раздаточная коробка. Конструкция полного привода предусматривает возможность блокировки дифференциала.

Тест-драйв показал, что такой тандем способен разогнать новую Ладу Сталкер (АПАЛ-21541) 2020 модельного года до скорости 132 км/ч. Расход горючего при движении в смешанном режиме зафиксирован на показателе 10,8 литра на 100 километров пробега. Динамика набора первой «сотки» уточняется.

Экстерьер

Оформленная с элементами узнаваемого стиля Нивы и Гелендвагена фронтальная сторона версии Лада Сталкер 2020 демонстрирует характерный для современных внедорожников нарочито брутальный дизайн с большим количеством деталей ребристого рельефа. В поле зрения:

  • прямоугольная геометрия ветрового стекла;
  • выступающий в центральной части слегка наклонный капот;
  • расположенные на одном уровне с компактной радиаторной решеткой классические круглые фары и вынесенные на крылья кузова поворотники.

Массивный фигурный бампер дополнен панелью, защищающей от случайных повреждений картер двигателя и рулевые тяги. Несмотря на отсутствие декоративной хромировки, в передней проекции новый Сталкер выглядит весьма привлекательно.

При боковом обзоре новый кузов каркасно-панельного типа привлекает внимание пологим наклоном передней части плоской крыши, нетиповой конфигурацией секций окон, широким форматом дверного проёма и трапециевидной формой высоких колёсных арок. Завершает компоновку украшенных продольными рельефами боковин современный дизайн укомплектованных внедорожными покрышками пятилепестковых дисков

Завершает компоновку украшенных продольными рельефами боковин современный дизайн укомплектованных внедорожными покрышками пятилепестковых дисков.

Менее интересна новинка в тыльной проекции. В наличии: декоративный спойлер заднего окна, одностворчатая дверь с навешенной снаружи запаской и вертикальная компоновка многоэлементной задней оптики. Антураж немного оживляет дополненный противотуманными огнями массивный двутавровый бампер.

В комплектации также имеются буксировочные проушины и выведенная под дно багажника законцовка выхлопной трубы. На внедорожный статус автомобиля указывает высокий клиренс кузова и специальный рисунок протектора покрышек.

Апал 2154: цена

В 2010 году к руководству компании обратился немецкий предприниматель Маркус Неске, готовый организовать выпуск 17000 авто в год на агрегатах Dacia Duster. Под новую базу были скорректированы размеры, изменена передняя панель. Внедорожник планировалось собирать в Германии из российских деталей. Немцы обещали, что Апал 2154 Сталкер купить можно будет за 15000 евро. Но снова всё сорвалось.

В 2021 году получила новый ОТТС, так как срок действия предыдущего уже истек. Заявленный в документах Сталкер мало чем отличался от образца начала 2000-х, имея 1,7-литровый мотор и трансмиссию от Lada 4×4. Производителем была названа дочерняя

И вот в 2021 году «Сталкер» снова выходит из тени. На него опять оформляют новое Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), но на ограниченное число авто. Всего можно будет произвести не более 150 внедорожников.

Первый из автомобилей уже выставлен на продажу. Его оценили в 1 233 000 рублей.

На пути к мечте

Моторшоу, состоявшееся в Тольятти в 2003 году, было примечательно дебютом уникального для нашей страны автомобиля — компактного внедорожника под названием «Сталкер». Он выделялся 3-дверным кузовом, матерчатым верхом и… каркасно-панельной конструкцией, собранной из композитных материалов. Автомобиль был создан на базе ВАЗа-2105 и получил редкий силовой агрегат — 1,5-литровый дизель ВАЗ-341 на 50 «лошадок». А представила внедорожник малоизвестная компания под названием «Апал».

Публика, конечно, заинтересовалась необычным дебютантом. И мало кто знал, что история этого внедорожника началась еще в начале 90-х годов. Тогда на «Опытном заводе №100», что в Челябинске, начали разработку транспортера переднего края для военных. Но вскоре после начала работ появились серьезные финансовые проблемы. И предприятие было закрыто. Бывший директор завода Павел Попов вместе с разработками транспортера вскоре оказался в тольяттинской научно-производственной фирме «Лада-Тул».

Проект пришелся по душе руководителю предприятия, только он поставил задачу адаптировать его под гражданскую версию. То есть, «Ладе-Тул» был необходим каркасно-панельный внедорожник для массового рынка, способный навязать борьбу за место под солнцем конкурентам. Вскоре предприятие закупило нужное оборудование и началась работа. Но в этот раз довести дело до логического завершения не позволили финансовые трудности. И проект «Сталкер» перекочевал к еще одной компании из Тольятти — «Апалу».

В 2003 году был представлен первый опытный образец, который и засветили на моторшоу. Интересно вот что: наружные панели того автомобиля были изготовлены не из АБС- или стеклопластика, а из многослойного окрашенного в массе термопласта. Соответственно, этот материал был гораздо прочнее и более устойчив к суровым российским морозам. Этот «композит» был отечественной разработкой и ближайшим аналогом в то время располагали куда более богатые и продвинутые немецкие концерны.

Поскольку «Сталкер» заинтересовал публику, было решено попробовать сделать его серийным. Все тот же Попов составил бизнес-план, причем, надо сказать, весьма реалистичный и перспективный. Дабы снизить до минимума финансовые риски, он предложил схему: «Апал» и партнер (его необходимо было найти) создают совместное предприятие. Первый отвечал за конструкцию внедорожника и производил пластиковые детали, второй — изготавливал стальные каркасы и занимался сборкой машины. Пока шли поиски партнера, «Апал» выпустил второй экземпляр «Сталкера». На сей раз машина получила жесткую крышу, но вот все агрегаты по-прежнему позаимствовали у «классики».

Вскоре появился и третий вариант. Он отличался наличием полного привода и 1,7-литрового бензинового мотора на 83 «лошадки» (его «одолжили» у «Нивы»). Кстати сказать, именно «Нива» считалась главным конкурентом «Сталкера» на рынке. Поэтому различий между машинами было много, уж конкурировать так конкурировать! «Сталкер» был более выигрышным за счет как раз композитного кузова, который не гнил и не царапался, при этом машина была существенно легче. Ну и, конечно, дизайн. Продукт «Апала» являлся квадратным, как бы намекая на военное происхождение и равнялся на «Гелендваген».

Во время испытаний появилась одна серьезная проблема, о которой никто из инженеров и не подумал. Оказалось, что у каркасно-панельных кузовов разное линейное расширение материалов. При сильной минусовой температуре металлический каркас усаживался куда меньше, нежели термопласт. Поэтому перезимовать наружным панелям было не суждено. Они просто лопнули из-за того, что были жестко закреплены. Но эту проблему инженеры решили быстро. Они добавили в конструкцию специальные технологические подштамповки и эллипсные отверстия под болты. Эти решения позволили компенсировать усадку.

В 2006 году «Сталкер» прошел, если можно так выразиться, боевое крещение в виде прохождения краш-теста, который был необходим для получения Одобрения типа транспортного средства. Опасения были логичными, поскольку никто толком не знал, как поведут себя кузовные панели при столкновении авто с бетонным кубом на скорости в 50 км/ч. Но на Дмитровском автополигоне все закончилось удачно. «Сталкер» справился.

История развития проекта

Замысел по претворению в жизнь каркасно-панельной технологии возник у Попова Павла Федоровича, будущего главного конструктора, еще в начале 90-х годов, когда он, являясь на тот момент директором одного из заводов Челябинска, обслуживавшего военную промышленность, работал над усовершенствованием транспорта, предназначенного для нужд военных.

Конструкция привлекла внимание Попова по двум причинам: во-первых, её применение гарантировало снижение веса машины, во-вторых, композитные панели препятствовали образованию ледяной корки, вследствие чего автомобиль можно было бы эксплуатировать при экстремально низких температурах

Но 90-е годы для страны оказались непростым периодом времени: из-за катастрофической нехватки финансирования многие заводы, включая и Челябинский, были закрыты. Попов перешел работать в , руководитель которой (Виктор Боблак) всерьез заинтересовался проектом по созданию российского кроссовера (правда, дальнейшая разработка стала вестись с ориентиром на гражданский рынок).

Работа над Российским внедорожником Stalker закипела: компания закупила импортное оборудование и привлекла высококвалифицированный персонал. Идея, давно сформировавшаяся в голове у Павла Федоровича, наконец, стала приобретать материальное воплощение. На производственных мощностях «Лада-Тул» была доработана конструкция кузова, сварен каркас, сделаны матрицы панелей для кузова.

Но в дело вновь вмешался финансовый фактор: когда дела у фирмы пошли совсем плохо, руководство оказалось вынуждено продать её, расплатившись по долгам имуществом. Все наработки Апал Сталкер, а также большая часть персонала, работавшая над ними, перешли в ведение .

Первый прототип к этому времени был практически готов, поэтому машину удалось быстро достроить, чтобы представить её на выставке 2003 года

При этом было внесено немаловажное дополнение: наружные панели модели решили сделать не из стеклопластика, а из многослойного термопласта (композита) – данный материал не только отличается повышенной морозоустойчивостью, но и окрашивается в процессе изготовления, что позволяет значительно сократить расходы на последующее производство (отпадает потребность в окрасочной камере и обустройстве стоков). Чтобы кузов как можно дольше сохранял свой первоначальный цвет, его покрыли слоем акрила

Стоит заметить, что сначала руководство «Апала» даже не думало заниматься серийным выпуском внедорожника, возлагая на него функции шоу-автомобиля, демонстрирующего особенности термопласта. Однако интерес автолюбителей оказался настолько высок, что компания всерьез задумалась о производстве.

Задача по разработке бизнес-плана была возложена на создателя авто – Попова П. Ф. Документ составлялся с таким расчетом, что фирма в ближайшем будущем найдет партнера, с которым разделит часть расходов. Предполагалось, что с ним будет создано совместное предприятие, а обязанности разделятся следующим образом: «Апал» станет отвечать за конструкцию транспортного средства и изготовление всех пластиковых элементов, а гипотетический партнер займется производством стального каркаса и сборкой машины.

Одновременно с поиском компаньона фирма приступила к доработке Апала 2154 до серийной версии: была сделана жесткая крыша, установлена полноприводная трансмиссия и 1,7-литровый мотор, позаимствованный у Нивы. Но, по сравнению с последней, новый внедорожник имел не царапающийся и не гниющий кузов, обладал меньшей снаряженной массой и куда более брутальным и запоминающимся дизайном.

Параллельно с этим велись испытания модели в разных условиях, в ходе которых выяснилось, что при низких температурах между каркасом и панелями возникает конфликт. Устранить его удалось с помощью технологических подштамповок и специальных отверстий под болты, не допускающих усадки материала.

В 2006 году автомобиль получил одобрение типа транспортного средства (ОТПП): все испытания машина прошла успешно. Первым партнером «Апала» стала , но в самом начале сотрудничества между двумя компаниями возникли финансовые разногласия, уладить которые не получилось.

После этого моделью заинтересовалось правительство Чечни, под которое даже был переписан бизнес-план.