Оглавление
- Сводная таблица штрафов за резину и колёса
- Езда на шипованной резине в межсезонье и летом
- Отличия зимней и летней резины
- Можно ли ездить на зимней резине летом
- Общие понятия
- Отличия зимних шин от летних
- Наказывают ли за езду на «липучке»
- Последствия использования зимней резины летом
- Как себя ведет зимняя шипованная авторезина летом
- Что говорится в законе
- Последствия езды на зимней резине летом
- Готовится важное изменение ПДД
- Общие сведения
- С точки зрения законодательства
Сводная таблица штрафов за резину и колёса
Теперь давайте закрепим всё описанное выше в удобном сводном виде!
Условие или нарушение | Грозит ли штраф? | Что ещё грозит? |
---|---|---|
Езда на лысой резине | 500 рублей | — |
Летняя резина зимой или зимняя летом | Нет | — |
Разная резина на одной оси | 500 рублей | — |
Разная резина спереди и сзади | Нет штрафа, кроме шипованной и нешипованной на одной машине | — |
С разным рисунком протектора | 500 рублей | — |
Езда на колёсах большего размера | 500 рублей | Аннулирование регистрации |
Нештатные шины (другой марки и/или модели) | 500 рублей, если только на одной оси разная | — |
Грязевые шины | Нет штрафа (но могут притянуть от 5 до 10 тысяч по статье 12.33 КоАП) | — |
Грязные шины | Нет | — |
Боковые порезы, порезы на протекторе, трещины и другие повреждения | 500 рублей, только если обнажают корд | — |
Слишком старые покрышки | Нет | — |
За ржавые или окисленные диски | Нет | — |
Трещина на диске | 500 рублей | — |
Если трещина на диске заварена | Нет | — |
Мятый диск | Нет | — |
Езда на спущенной резине | Нет | — |
Проставки в дисках | Нет | Аннулирование регистрации |
Езда на шипованной резине в межсезонье и летом
Езда на шипованных или летних колесах в межсезонье не представляет собой никакого нарушения со стороны водителя. Однако желательно учитывать погодные изменения и переобуваться так, чтобы было безопасно ездить по дорогам.
Зимние покрышки считаются более мягкими и при плюсовой температуре быстро изотрется. Поэтому при наступлении устойчивого потепления без утренних заморозков, лучше сразу перейти на летнюю резину. При низких температурах зимние шины немного твердеют. Надо учесть, что такие колеса иногда оснащают металлическими шипами. Такие вставки обеспечивают лучшее управление и торможение авто на дороге со льдом и снегом, но на асфальте они портят дорожное покрытие.
Этот закон не касается регионов страны, где большая часть года мерзлота и холодный климат. В этих районах разрешено ездить на зимних покрышках не только зимой, но и в другие месяцы года. При этом для этих регионов не исключено правило обязательного присутствия знака «Ш» на заднем стекле.
Заключение
Штрафы за вовремя не переобутый транспорт не такие большие. При этом каждый водитель должен понимать всю ответственность, которая ложится на его плечи. Ведь на дорогах речь идет не только о собственной безопасности, но и о сохранности жизни и здоровья пассажиров и других участников движения.
Большинство водителей до сих пор спорит о том, можно ли ездить на липучке летом? Данная тема очень актуальна, поскольку от резины зависит безопасность всех участников дорожного движения. Чтобы разобраться в данном вопросе следует изучить законодательную, а также и техническую часть зимней резины.
Отличия зимней и летней резины
Чтобы ответить на вопрос, можно ли летом ездить на зимней резине, стоит разобраться, чем же, собственно, отличаются шины для различных сезонов. Те, которые предназначены для работы в тёплое время года, должны обеспечивать необходимое сцепление на различной скорости. Их рисунок является несимметричным. Поэтому такие шины обладают повышенной шумоизоляцией.
Можно ли летом ездить на зимней резине? Ответ на вопрос кроется в том, насколько они удовлетворяют требованиям езды в тёплое время года. Зимний протектор здесь имеет так называемые шашечки, у которых сложный рельеф. Благодаря ему и обеспечивается безопасная езда. В него входят канавки, фигурные прорези и разветвления, способные сохранять безопасность за счёт хорошего сцепления со снегом и льдом. Однако, если протестировать те же шины на летней дороге, то качество езды заметно ухудшится. Дело в том, что шашечки, которые так помогают на зимней дороге, в тёплое время года будут только мешать. Особенно это проявится на высокой скорости. Есть риск, что управляемость может быть утеряна. Это, в свою очередь, приведёт к дорожно-транспортному происшествию.
Сезонные шины, помимо разности рисунка, имеют и другое отличие. Оно заключается в составе резины. Шины, предназначенные для зимней езды, мягкие. Они способны справиться даже с дорогой в непогоду. Хорошо показывает себя и во время оттепели зимняя резина. Можно ли ездить летом на ней? Нет, конечно. В тёплое время необходима летняя резина, имеющая более жёсткую, износостойкую и упругую структуру. Летний вариант на морозе задубеет. Поэтому, конечно, такие шины не рекомендуется использовать в холода. А можно ли ездить летом на зимней резине? Как логично вытекает из сказанного, мягкость шин не станет благоприятным фактором для безопасной езды в это время.
Можно ли ездить на зимней резине летом
Среди владельцев зимней фрикционной авторезины часто бывает распространенным ошибочное мнение о том, что замена резины на летний период не требуется в случае если она не является «лысой», т. е. имеет рельефный протектор с блоками, глубокими канавками, ламелями и т. д. Но между тем липучки не прилипают в летний период к дорожному покрытию, и даже поездки по самым безопасным дорогам на довольно короткие расстояния часто имеют целый ряд пагубных последствий – от большого риска опасностей в экстренных ситуациях до сильного износа шин, трудностей, связанных с управлением машиной и т. д.
Зимние шины на летней дороге
Основными отличиями зимних автошин являются свойства используемой в производстве резины, рисунок протектора шины, а также глубина канавок протектора. Эти факторы обеспечивают достаточное сцепление поверхности автошины с покрытием дорожного полотна с минимальным при этом показателем сопротивления качению.
При эксплуатации в летний период часто появляется целый ряд негативных моментов в связи с тем, что зимние автопокрышки попросту не рассчитаны на движение по асфальтовым дорогам в теплую или жаркую погоду.
Сезонность использования шин
Эксплуатация зимних шин летом
Эксплуатация зимних автопокрышек в летний период приводит к большом количеству негативных последствий, среди которых:
- повышение аварийности на дорогах – может пострадать как машина автовладельца, так и другие машины, пешеходы, пассажиры;
- затруднение управления машиной – машина, не показывая сцепки с дорогой, плохо тормозит, не слушается руля;
- катастрофический уровень износа – та зимняя авторезина, что могла бы эксплуатироваться 4-5 сезонов, может быть изношена за несколько месяцев;
- увеличение расхода топлива;
- штраф от ГИБДД.
На заметку!
При соблюдении ряда условий допустимо использовать зимние шины в летнее время на дорогах в регионах Крайнего Севера, в зонах с «вечной мерзлотой», если это допускают правила дорожного движения данного региона.
Использование шиповок летом
Использование резины не по сезону нецелесообразно и пагубно для окружающих.
Общие понятия
Различие зимних и летних шин является продолжением темы — чем зима отличается от лета. В зимний сезон приходится совершать поездки, когда дорожное покрытие является более мягким из-за выпавшего снега, а летом автомобиль ездит по голому асфальту или твердому грунту.
Придется вспомнить школьные уроки физики о сцеплении разных поверхностей, силе инерции и, как следствии, длине тормозного пути.
Что это такое
Основным отличием двух видов резин является сплав, из которых они изготовлены. От холода резина утрачивает свою гибкость, что может привести к ее поломке. Поэтому в состав зимних покрышек входит специальная добавка, которая сохраняет гибкость резинового изделия.
Зимние шины выпускаются двух видов:
- Шипованная.
- Без шипов — липучка.
Наличие шипов гарантирует максимальную безопасность по движению по дороге, покрытой льдом. Шипы обеспечивает более короткий тормозной путь, что имеет огромное значение при нестандартных дорожных ситуациях.
Шипованные шины также отличаются более жестким составом, поскольку в них должны устойчиво держаться шипы.
Главная задача любых шин — обеспечение хорошего сцепления с дорожным покрытием.
Использование зимней резины является оптимальным до температуры +5 °C.
Привычное разделение года на четыре сезона в отношении применения автомобильных шин сводится к разделению на зиму и лето. Граница между ними является достаточно символичной и зависит от региона, где используется автотранспорт.
Условно считается, что переход на зимнюю резину следует производить 15 ноября, а на летнюю — 15 марта.
Отличия зимних шин от летних
Компаунд
Покрышки для автомобильных колес изготавливаются на основе каучука. Этот компонент подвержен воздействию температур и может терять свою пластичность.
С повышением температуры воздуха и асфальта, у летних шин улучшается сцепление с дорогой. Зимняя же, наоборот, быстрее изнашивается и ухудшает свое качество в жару, поэтому производители колес создают оптимальный состав шин для каждого сезона.
Рисунок протектора
Для лучшего сцепления с дорогой в снежный период, рисунок протектора колес содержит глубокие и широкие каналы.
Для зимы состоит из крупных частей, но в то же время для водоотвода в период оттепели на них предусмотрено много мелких углублений. Для эффективного управления машиной на дороге, покрытой льдом или плотным слоем снега, в протектор встроены 54 острые кромки.
Маркировка шин
Маркировка зимних шин не может быть такой же, как и у летних покрышек, и наоборот. Это обусловлено тем, что зимние шины имеют более широкие канавки и шипы на протекторе, которые не так сильно подвержены износу, как летние.
Маркировка зимних шин обозначается символом снежинки, расположенным рядом с маркировкой ширины покрышки.
Зимняя резина имеет большую глубину рисунка, что обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Такое сезонное оборудование производится с ламелями, которые обеспечивают дополнительное сцепление с поверхностью дороги.
Летняя маркировка покрышек включает цифру в диапазоне от одного до девяти. Например, маркировка 185/65 R15 означает, что речь идет о покрышках для легковой машины, а рисунок имеет размерность 185 мм и 65 мм.
Буква «R» указывает на то, что шина относится к модели начального уровня, в основном, это покрышки, предназначенные для автомобилей малого класса, таких как малолитражные автомобили и малотоннажные грузовые автомобили.
Наказывают ли за езду на «липучке»
Чтобы не пришлось платить штраф, лучше заранее подготовиться к лету, поменяв покрышки
В качестве наказания за езду на «липучке», сотрудниками ГИБДД выписывается штраф на 500 рублей. Ранее правительство предлагало установить штрафы в 2000-3000 рублей, однако большая часть проголосовала за минимальный штраф — 500 рублей. Кстати, такой же штраф придется заплатить тем автовладельцам, которые не следят за состоянием своих шин
Инспектора ГИБДД будут обращать внимание на следующие факторы:
- на глубину протектора;
- на общее состояние покрышек (есть ли порезы, износ и другое);
- на маркировку.
Чтобы не попадать в такие нелепые ситуации, лучше заранее позаботиться об обувке машины. Правда, даже если инспектор остановит автомобиль, то сначала он выпишет предупреждение, а при повторной остановке уже будет в праве наложить штраф. Лучше всего не спорить с сотрудником ГИБДД насчет штрафа, так как он просто исполнитель закона. Оформление ДТП? Следует заранее подготовиться к лету, поменяв покрышки. В крайнем случае — после предупреждения.
Последствия использования зимней резины летом
Основные отличия зимних шин — в свойствах резины, рисунке протектора и глубине канавок. Все это обеспечивает надежное сцепление с покрытием с минимальным сопротивление качению.
Более подробное рассмотрение, чем опасна езда на зимней резине в летний период, позволят сделать выводы и по необходимости менять мероприятия по сезонному обслуживанию автомобиля. В условиях эксплуатации летом возникает ряд отрицательных моментов из-за того, что зимняя шина не рассчитана на поездки по асфальту в условиях жаркой погоды.
Основные негативные последствия:
- Быстрый износ. Структура сплава зимней резины более мягкая, и производители не дают никаких гарантий при эксплуатации выше 7-14 градусов тепла. Летом происходит более сильное плавление резины, увеличивается сопротивление качению, происходит еще больший нагрев шины. Известны случаи пропарывания зимней резины обычными камешками на дороге, которые абсолютно безвредны для летних шин. Сильный нагрев в условиях жаркой погоды может привести к ее взрыванию. Если же шина вышла из строя во время езды на скорости или в плотном потоке – последствия могут быть самыми печальными.
- Трудности с рулевым управлением. Даже умеренная температура в 11 градусов тепла критично влияет на автомобиль в дороге: рулевое управление затруднено, маневры на дороге приводят к вихлению, плохой разгон при прогазовке. Если не поменять шины, всего несколько поездок выведут резину из строя.
- Длинный тормозной путь. Вождение автомобиля с зимним комплектом шин более опасно, чем лысая летняя резина летом. Недостаточное сцепление с дорожным полотном ведет к увеличению тормозного пути, который может увеличиться до двух длин корпуса авто. Причем опасно ездить на зимней резине в летние месяцы и для водителя, и для пешеходов. В случае внезапного появления на дороге пешехода, такое торможение может привести к смертельным исходам либо тяжким увечьям – такова печальная статистика судебной практики.
- Увеличение расхода топлива. Для того, чтобы произошла сцепка с полотном, зимней шине требуется больше усилий. Дополнительные усилия появляются благодаря работе двигателя, требующего больше топлива. Статистика показывает, что езда на резине с «липучками» жарким днем увеличивает расход бензина на 5-10%. Если подсчитать, сколько дополнительного топлива придется залить, экономия на нежелании менять комплект шин выглядит сомнительно.
Шипованная резина дополняет список неприятных последствий:
- Если ездить на шипованной резине могут вылететь опасные шипы.
- Шум на сухом асфальте лишит поездку всякого комфорта.
- Порча дорожного покрытия. Летом шипы с покрышек практически вырезают часть асфальта, а на дороге образуется колея.
Кроме того, износ резины происходит неравномерно. Попадание камешка в место износа приводит к образованию на протекторе креста напряжений. Износ усиливается настолько, что сотня километров пробега может сделать шину «квадратной», повреждая подвеску и ходовую.
И вопрос, почему летом нельзя ездить на зимней резине с шипами или «липучками», становится уже неактуальным. Когда автолюбитель с запозданием меняет зимние шины на летние, список дефектов, которые обрел автомобиль вовремя неправильной эксплуатации, будет внушительным.
Как себя ведет зимняя шипованная авторезина летом
Зимняя шипованная резина на дорогах в летний период демонстрирует еще большие пагубные показатели, чем фрикционная.
Помимо всех указанных последствий, которые наблюдаются у липучек, шиповки показывают дополнительно такие последствия, как:
- потеря шипов, которые выпадают из-за разрушения резины, зацепов их в асфальт, плавления резины на летнем асфальте. Как следствие – полное разрушение зимней шипованной шины;
- разрушение дорожного покрытия;
- сильное увеличение уровня шумности на сухом летнем асфальтовом покрытии.
Шипы смещены вследствие плохого качества
Важно!
Ездить на шипах летом является не просто недопустимо, а катастрофично для водителя, шин, пешеходов и дорожного покрытия.
Какие могут быть последствия
Основными плачевными последствиями эксплуатации летом зимней авторезины могут быть:
- Очень быстрый износ автопокрышки в связи с тем, что сплав зимней авторезины по своей структуре намного более мягкий. Ни один из производителей не дает абсолютно никаких гарантий на шины при условии их эксплуатации при температуре воздуха выше +7 градусов Цельсия. В летнее время наблюдается крайне сильный процесс плавления авторезины, значительно увеличивается процесс сопротивления качению, как следствие, происходит намного больший процесс нагрева поверхности покрышки. Возможно даже прорезание зимних шин мелкими камнями на дорогах, которые при этом совершенно безвредные для летних автошин. При сильном нагреве в жарких условиях возможно даже взрывание шины. При выходе шины из строя при езде на большой скорости или же при движении в плотном потоке машин последствия могут стать еще более негативными.
- Затрудненное рулевое управление возможно даже при довольно умеренной для лета температуре в +11 градусов Цельсия. Маневренность машины также падает, она начинает вилять, плохо разгоняется. Часто резина может выходить из строя после 2-3 таких поездок.
- Увеличение тормозного пути. При вождении машины с зимней резиной возрастает опасность длинного тормозного пути. Иногда это расстояние доходит до двух значений длины корпуса автомобиля. Процесс езды на зимней резине летом опасен в данном случае и водителю, и пешеходам.
- Значительно увеличивается расход топлива. Для нужной сцепки шины с дорожным полотном зимним шинам нужно значительно большее количество усилий, которые обеспечивает двигатель, потребляющий при этом больше топлива на 5-10 %.
Исходя из этого, замена автомобильных шин в соответствии с наступлением сезона просто необходима. Использование сезонных шин не по назначению приводит просто к катастрофическим последствиям.
Что говорится в законе
Основными нормативными документами, регламентирующими правила движения и эксплуатации автомототранспортных средств, являются:
- Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства №1090 от 23 октября 1993 года (последняя редакция документа утверждена 21 декабря 2019 года)
- Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Документ утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877
По ПДД запрещается эксплуатация автомобильного транспорта, если:
- Остаточная глубина протектора шины (при отсутствии индикатора износа) составляет:
- 0,8 мм для транспорта, относящегося к категории L
- 1 мм, если автомобиль относится к категориям N2, N3, O3, O4
- 1,6 мм для автотранспорта категорий M1, N1, O1, O2
- 2 мм для категорий M2, M3
- 4 мм, если на автотранспортном средстве установлены зимние шины, которые предназначаются для использования на обледеневших и заснеженных трассах. Такие покрышки маркируются знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри или знаками M+S», «M&S», «M S»
- Шины имеют повреждения:
- пробои
- порезы
- разрывы
- отслоение протектора
- расслоение каркаса
- отслоение боковины
- Покрышки не соответствуют по размерам и допустимой нагрузке соответствующих показателей автомашины.
- На одну ось автотранспорта установлены шины разные по размерам, конструкции, модели, рисунку протектора и так далее. Дополнительно запрещается одновременное использование ошипованной и неошипованной резины.
Статьей 5.5 Технического Регламента налагается запрет:
- на эксплуатацию автомобильного транспорта, укомплектованного ошипованной резиной в летние месяцы, к которым относятся июнь, июль, август
- на эксплуатацию автомашины в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) без зимней резины
Под зимними шинами понимаются покрышки, маркированные следующими знаками:
- горной вершиной с тремя пиками и снежинкой посередине (рисунок выше)
- «М+S»
- «M&S»
- «M S»
Региональные власти могут самостоятельно менять сезоны использования того или иного типа автопокрышек, в зависимости от метеоусловий. Ознакомиться с правилами использования зимней и летней резины конкретного региона можно на сайте регионального правительства.
Последствия езды на зимней резине летом
Плохое сцепление с дорогой
Из-за химического состава покрышка при высоких температурах асфальта становится мягкой. Протектор не достаточно «цепляется» за дорогу. При движении его наружные кромки становятся вязкими.
По этой причине вы будете чувствовать «валкость», слабый разгон автомобиля. Ламели не будут «впиваться» в асфальт. Это приводит ко второму негативному эффекту зимней резины летом.
Увеличение тормозного пути
Проводилось множество тестов «Авторевю», «За рулем» на мокрой летней трассе при скорости 80км/ч. Измерялась длина тормозного пути при экстренном торможении двумя типами резины, а также с шипами и без них. Результаты ожидаемые.
Эксперты пришли к выводу, что виновата в этом повышенная мягкость шины. Протектор изгибается, не хочет «вгрызаться» в дорогу. Наблюдался еще один опасный эффект. При резком торможении автомобиль становился неконтролируемым.
Плохая управляемость
Особенности протектора и состав резиновой смеси зимней покрышки летом играет злую шутку с водителем. Дорожное полотно в летний период нагревается до 50, 60 градусов Цельсия. Она становится чересчур мягкой, теряет свои сцепные свойства. На жаргоне водителей – плывет.
Из личного опыта. Я всегда соблюдаю сезонность смены шин. Летом воздух на солнце у нас прогревается до +50 градусов, не говоря об асфальте. Меня «подрезал» нехороший участник дорожного движения. Вынужден был экстренно тормозить. Автомобиль резко повело в сторону, хотя скорость была не выше 50 км/ч. Кроме того, при замедлении перед поворотом покрышка Dunlop, именно такие использую летом, тоже повела нос машины в сторону. Пришлось корректировать путь движениями руля. Ощущалось, что она «плывет» по дороге. Кроме того, приходилось сильнее жать на тормоз, чтобы достаточно снизить скорость, что свидетельствует об увеличении тормозного пути. А что бы было с зимней шиной в таких ситуациях?
Повышенный износ
Здесь свою негативную роль опять же играет состав резиновой смеси. При летних температурах окружающего воздуха она становится мягкой. Протектор не цепляется достаточным образом за асфальт, он проскальзывает. Повышается трение между покрышкой и дорогой. Последствия такой езды – резина быстрее стирается, увеличивается ее износ.
Разрыв корда
Высокие температуры могут катастрофически повлиять на зимнюю резину летом на большой скорости. При движении по трассе, из-за плохого сцепления с дорогой и горячего асфальта, её температурный режим повышается, она может «взорваться». Особенно когда она «лысая».
Сотрудники ГИБДД не раз фиксировали при ДТП резину, обутую не по сезону у виновников. Эти случаи не единичны. Обидно, что при авариях страдают невиновные участники движения, которые не ездят на зимних покрышках летом.
Расход топлива
Если все выше перечисленные последствия эксплуатации летом зимних шин вас не убедили, то задумайтесь об экономической стороне вопроса. Из-за большого сопротивлению качению сжигается больше бензина.
Площадь соприкосновения покрышки для зимы с дорогой увеличивается. Увеличивается коэффициент трения. Статистика показывает, что езда на зимней резине летом увеличивает расход топлива до 10-15 процентов. Если подсчитать, сколько придется залить дополнительного топлива, экономия на нежелании «переобуваться» выглядит сомнительной.
Повышенный шум
Да, вдобавок ко всем недостаткам зимних шин летом добавляется повышенный уровень шума. Они будут доставлять акустический дискомфорт. Даже при закрытых окнах отчетливо будет слышно работы покрышек, особенно на высоких скоростях.
Шипи
Разобрали катастрофические последствия. Но у некоторых автовладельцев остаются вопросы, невзирая на все приведенные доводы:
Даже зимой, на сухом асфальте зимняя резина с шипами ведет себя гораздо хуже. Зимой на дороге предполагается наличие снега на дорогах. Шипы проваливаются в него, увеличивая сцепные свойства колес автомобиля. Летом – под ними твердое покрытие, им деваться некуда, как «утапливаться» в протектор.
Этого недостаточно, чтобы полностью исключить их из работы покрышки. Они частично выглядываю наружу, увеличивая зазор между колесом и дорогой. Площадь соприкосновения уменьшается, коэффициент сцепления падает. Машина теряет управляемость. Последствия такие же, как при езде на фрикционной зимней резине лотом, только во много раз хуже.
Теперь вновь вернемся к экономической составляющей сегодняшнего вопроса. Кроме необходимости после летнего сезона покупать новый комплект зимних шин и большого расхода бензина, могут быть наказания со стороны ГИБДД.
Готовится важное изменение ПДД
Если быть грамотнее, то это поправки не в Правила, а в отдельный нормативный акт, являющийся приложением к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей.
Собственно, такой перечень работает и в 2021 году, но в нём список всех неисправностей устарел – документу уже порядка нескольких десятков лет, и в нём, например, нет таких условий, как неработоспособность ABS, ESP и других систем.
Суть новых поправок заключается в том, что большой перечень таких неисправностей может перекочевать в приложение к ПДД, в том числе и запрет использование летней резины в зимнее время. Ранее мы писали об этом изменении в законодательстве.
Обратите внимание на по новому закону:
И вот в этом случае уже будет наказание, потому что Административный кодекс по части нарушений Перечня неисправностей имеет вполне реальные меры ответственности.
Однако, по состоянию на 10 Октября 2021 года данные изменения в силу не вступили, и потому штрафа за езду на летней резине зимой нет. Данная информация актуальна именно на сегодняшний день. Мы ежедневно мониторим обновления, знаем, вступили ли в силу поправки и своевременно обновляем статью.
Есть только 2 тонкости в этом вопросе:
- штраф будет законным, когда внесут новые изменения в ПДД,
- если ваша резина не соответствует другим условиям Перечня неисправностей (о них мы поговорим ниже).
Давайте сравним, как законодательное регулирование вопроса штрафа за не соответствующие зимнему сезону покрышки работает до и после поправок.
Как сейчас? | Как станет после изменений? |
---|---|
Обязанность переобуваться и запрет летней резины зимой содержится только в Техрегламенте. | Требование надевать зимние шины будет закреплено в Перечне неисправностей – приложении к ПДД. |
Запрет летних покрышек актуален в декабре, январе и феврале. | Всё останется также – будет запрещено в 3 зимних месяца ездить на летних покрышках. |
Штрафа за летнюю резину в зимнее время нет, потому как нет наказания за нарушения регламента. | Есть действующий штраф за нарушения Перечня неисправностей, а, так как, запрет летних шин пропишут прямо в этом правовом акте, то ответственность будет касаться и этого нарушения. |
То есть фактически никакого нового штрафа ГИБДД введено не будет. Просто в списке, где перечислены запреты, будет включен и запрет водить авто на несоответствующих сезону шинах. А за нарушение этого списка наказание уже есть – 500 рублей, как мы указали выше.
С какого числа будет штраф?
Достоверно о том, когда нововведения вступят в силу, сейчас неизвестно. Для этого документ должен быть по меньшей мере подписан, но пока всё и обсуждений.
Но даже если изменения введут, то это не будет значить, что в любом случае будет безусловный штраф. Дело в том, что, как вы могли увидеть из официальной трактовки Перечня выше, использование летних шин запрещается только в зимние месяцы: в декабре, январе и феврале. А вот в октябре, ноябре, марте и апреле – даже если в эти месяцы лежит снег и, к примеру, на улице -30o мороза, формально ездить на летней резине можно. Исключение составляет лишь один случай – если на региональном уровне введено отдельное ограничение, как этого допускает формулировка нового закона. Однако, такое допускалось и Техрегламентом, но на практике ни один регион вплоть до 2021 года не вводил специальных ограничений.
Поэтому, если вы где-либо прочитаете, что штраф возможен за езду на летних шинах в ноябре, марте или апреле, например, то это неправда и фейк, не соответствующий правде.
Обязательно должны быть шипы?
Нет. Как видно из официальной трактовки Перечня, требование относится к любой зимней резине. Совсем не обязательно, чтобы она была шипованной – просто зимней. Допускается в том числе и «липучка».
Если автомобиль грузовой?
Здесь всё также очень просто. Как и сейчас, так и в случае принятия поправок и вступления последних в силу, требование переобуваться на зиму действует только для 2 категорий машин (это также указано в трактовке):
- M1 – сюда относятся легковые автомобили с числом мест не более 8,
- N2 – это легковые и лёгкие грузовики, но с массой до 3,5 тонн.
Таким образом, на грузовые автомобили запрет использовать летнюю резину зимой не распространяется.
Будет ли наказание за всесезонку?
Да. Опять же, всесезонные покрышки не относятся ни к зимним, ни к летним. Это именно «всесезонка», которая обозначается отдельной маркировкой. Поэтому после введения изменений штраф за всесезонную резину зимой в размере 500 рублей будет законен для легковых автомобилей.
К слову о маркировке…
Общие сведения
Существует Регламент, которого должны придерживаться все владельцы личного транспортного средства.
Материал, из которого изготовлена зимняя резина, более твердый, и езда на таких шинах летом имеет следующие последствия:
- из-за сильного плавления резины увеличивается тормозной путь;
- колеса плохо сцепляются с асфальтом, что делает управление более нестабильным;
- покрышки сильно прогреваются;
- зимняя резина летом быстро износится, из-за чего покрышки станут негодными всего через несколько поездок.
Штраф за неправильную «обувь» для автомобиля был введен сравнительно недавно.
Основные понятия
Термины, которые должен знать каждый водитель:
Протектор | Защитный элемент, предназначается для защиты определенных частей автомобильного колеса |
Покрышка | Другое обозначение шины. Самый выраженный элемент колеса. Представляет собой упругую оболочку из резины и ткани, которая устанавливается на диск |
Штраф | Наказание, назначаемое водителю за совершение какого – либо правонарушения. Зачастую штраф назначается в виде денежного взыскания, которое водитель должен уплатить в пользу государства |
Большинство авто-терминов изучаются при прохождении обучения в автошколе.
В какой период необходимо переобуваться (с какого числа)
Смена резины осуществляется два раза в год, поэтому у каждого водителя должно быть два комплекта – зимняя и летняя.
Фото: зимняя и летняя резина
В летний сезон запрещено использование шипованной резины. Срок установки может отличаться в зависимости от региона.
В большинстве краев и республик, запрет на прекращение пользования колес с шипами вступает в силу в мае и прекращает действие в сентябре.
Существует резина, которая может быть использована в любой сезон, но цена на нее существенно выше, чем на обычную.
По закону, «переобуть» колеса с зимней резины на летнюю нужно 1 марта. Однако, многие водители предпочитают производить замену позже – в мае.
Это связано с тем, что в марте во многих регионах еще держится холодная погода, а коммунальные службы не слишком активно разгребают сугробы на дорогах.
Слишком буквально закон воспринимать не следует, и производить замену резины можно после 1 марта – в середине или конце месяца.
Нормативная база (КоАП РФ)
Согласно Кодексу об административных правонарушенияхc, штрафные санкции применяются к водителям, которые:
- Используют зимние шины в теплый сезон, при условии, что глубина протектора в них – до 4 миллиметров.
- В зимнее время пользуются летними покрышками.
В соответствие со статьей 12.5 КоАП РФ, штрафы назначаются, если:
- водитель выехал на дорогу с лысой шиной, при том, что высота изображения протектора для легкового автомобиля составляет менее 1,6 мм;
- при первичной остановке назначается минимальный штраф, впоследствии его размер увеличивается;
- если водитель категорически не желает исполнять требования и следовать правилам, возможно лишение прав через суд.
В законе отмечается, что каждый год водители должны предоставлять машину для прохождения технического осмотра. Именно в этот момент и выявляются различные несоответствия.
С точки зрения законодательства
Одними неполадками с автомобилем езда на зимних шинах не закончится. Постоянно предпринимаются шаги ввести конкретные нормативы и штрафы за использование зимних шин летом. В 2014 году был подписан Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 года водитель, использующий автомобиль с зимними шинами в летний период, будет оштрафован.
ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» помимо ограничения на эксплуатацию лысых шин, вводит запреты, касающиеся правил эксплуатации шин на дорогах:
- Запрет касается только автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения.
- Штраф будет выписан в случаях использования шипованных шин в период с июня по август, т.е. только в календарные летние месяцы этого делать нельзя. При этом законодательно нет точного указания, на каких шинах ездить в осенний и весенний период и когда требуется смена комплекта. Однако есть положение, что правила эксплуатации сезонной резины могут определяться с учетом климатических и погодных условий конкретного региона. К примеру, в районах северных широт летняя резина не потребуется вообще.
- Требования к глубине протектора, запрещающее использование лысых шин. Для летнего комплекта нельзя использовать покрышки с глубиной менее 1,6 мм. Для зимнего комплекта глубина протектора должна быть от 4 мм.
- Повторное штрафование не приведет к увеличению налагаемой суммы.
Технический регламент Таможенного союза содержит нормы международного права, приравненные отечественному законодательству. В нем нет положений, касающихся правил и сроков эксплуатации других видов зимних шин. Поэтому владельцев автомобилей, укомплектованных шинами с «липучками», данный запрет пока не коснется.