Федеральный закон от 20.12.2017 n 398-фз

Кто такие «пассажиры» и что подразумевается под понятием «перевозка пассажиров и грузов»

Чтобы разобраться, кто именно должен выполнять требования ч. 1 и 4 ст. 20, а также ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О БДД» (в отношении послерейсоваго медицинского осмотра), проанализируем некоторые понятия, которые содержатся в данных статьях, а также других нормативно-правовых актах РФ, связанных с деятельностью по эксплуатации транспортных средств и перевозке пассажиров и грузов.

Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 Федерального закона «О БДД»).

К сведению

Трактовка термина «пассажир» в контексте Федерального закона «О БДД» неоднозначна, так как в соответствии с действующим законодательством под пассажиром понимается как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (ПДД), так и физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства (см. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; далее — Федеральный закон УАТ).

Установлен Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Определены Приказом Минтранса России от 14.05.2015 № 172.

Приведены в Правилах дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее — ПДД).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 и Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О БДД» и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения автомобильного транспорта тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213, Приказами Минтранса России от 21.08.2013 № 273, от 13.02.2013 № 36.

Установлены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее — Приказ Минтранса № 7).

См. Приказ Минтранса России от 20.03.2017 № 106.

Определены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

В порядке, установленном Приказом Минтранса России от 06.04.2017 № 141.

Порядок проведения установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Порядок проведения установлен Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Участники дорожного движения: их права и обязанности

Участники имеют следующие права:

  1. Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
  2. Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
  3. Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
  4. Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
  5. Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
  6. Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.

Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.

Требования законодательства в области БДД для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств

Основные требования по обеспечению БДД к юридическим лицам (далее — ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (далее — ИП) при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены в ст. 20 Закона «О БДД».

Так, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих БДД;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих БДД, в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), а также причины нарушений ПДД с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями автомобильного транспорта навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортного средства;
  • оснащать автотранспортное средство техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы).

В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие при эксплуатации транспортных средств перевозки автомобильным транспортом, должны:

  • соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • назначить ответственного за обеспечение БДД, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
  • обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключить договоры со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств и об их техническом обслуживании и о ремонте;
  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Обратите внимание!

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной эксплуатации автотранспортных средств, периодичность проведения соответствующих проверок утверждены Приказом Минтранса № 7.

ЮЛ и ИП обязаны за свой счет организовывать медицинское обеспечение БДД (ст. 23 Федерального закона «О БДД»), а именно:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
  • предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О БДД»:

  • обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортных средств, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;

  • обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя автотранспортных средств, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Последние изменения в ПДД

  • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
  • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
  • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
  • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
  • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
  • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
  • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
  • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
  • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
  • порядке передвижения в велосипедной зоне;
  • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.

https://youtube.com/watch?v=4IMh6eTpLJM%3F

Организация дорожного движения

Теперь в соответствии со статьей №21 ФЗ №443 от 29.12.2017 организация дорожного движения, в том числе разработка и расположение парковочных мест, происходит на основании проектной документации, которая разрабатывается на основании правил из четвертой главы этого же нормативно-правового акта.

Кроме того, вся деятельность по организации дорожного движения в РФ должна проводиться на основании этого Закона. А перечень документов, который необходим для проведения организации дорожного движения, должен устанавливаться Правительством РФ. В соответствии с этим претерпели изменения статьи №21 и 22 ФЗ №196 от 10.12.1995.

Какие были внесены изменения?

Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, изданные на территории современной России, регулярно проходят процедуру актуализации собственного текста. В процессе актуализации в статьи, документы или отдельные их пункты вносится ряд модифицирующих поправок, устаревшие положения закона при этом лишаются фактической юридической силы. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической и социальной атмосфере современной Российской Федерации.

Последние поправки в Федеральный закон о дорожном движении были введены 26 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 204-ФЗ. Посредством поправок, пункт 13 статьи 25 изучаемого нормативного акта дополнился абзацем. Текст данного абзаца гласит, что нормы, указанные в этой части, не относятся к гражданам Киргизии, а также стран, в которых русский язык закреплён в качестве официального. Имеется в виду положение, запрещающее управление автотранспортным средством на основании иностранных водительских прав.

Также читайте: ФЗ 184 о техническом регулировании с изменениями на 2018 год.

Важные положения Федерального закона о безопасности дорожного движения в РФ

В рамках подробного изучения ФЗ 196 рекомендуется обратить особое внимание на следующие статьи:

  • Ст. 12 — определяет основные требования по обеспечению безопасности на дорогах России. В частности, определяются нормы проведения ремонтных работ;
  • Ст. 19 — устанавливает прямые основания для запрета пользования транспортными средствами. Речь идёт о запрете эксплуатации неисправного автомобиля, а также управление машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Ст. 20 — устанавливает требования к юридическим лицам. В частности, предприятия и индивидуальные бизнесмены, ведущие на территории РФ деятельность, связанную с дорожным движением, обязаны:
    • Организовывать занятость водителей, соответствующую регламенту текущего Федерального закона;
    • Соблюдать режим трудовых будней и отдыха водителей;
    • Обеспечивать условия для прохождения курсов повышения квалификации;
    • Упразднять опасность дорожно-транспортных происшествий и минимизировать последствия уже случившихся ДТП;
    • Обеспечивать удовлетворительное техническое состояние принадлежавших данным лицам транспортных средств;
  • Ст. 23 — устанавливает требования к обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его формирования. В частности устанавливается, что снижение уровня безопасности при изменении автомобильного потока не допускается;
  • Ст. 25 — предоставляет классификацию транспортных средств по следующим категориям:
    • «А» — мотоциклы;
    • «В» — небольшие автомобили;
    • «С» — средние автомобили с небольшой вместимостью пассажиров;
    • «D» — автомобили с большим количеством сидячих мест (более 8);
    • «E» — прицеп, в случае присовокупления такового к транспортному средству, указывается сочетание букв (например, DE);
    • «Tm» — трамваи;
    • «Tr» — троллейбусы;
    • Иные типы транспорта, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Также в статье 25 ФЗ-196 определяется порядок получения водительских прав.

Реформа ГИБДД в России в 2021 году – как это будет?

О реформе ГИБДД представители органов заговорили еще 3 года назад, но только решили организовать ее в 2021 году. Соответствующее решение было принято на расширенной коллегии МВД, которая прошла весной 2021 года.

Пока утвержденного законопроекта нет, поэтому будем основываться на сообщениях ведомств по данному вопросу.

Итак, старт реформы запланирован на 2021 год — но, скорее всего, новшества вступят в действие со второй половины, так как органы будут задействованы в масштабном мероприятии по футболу.

Главная задача реформы – объединить уже существующие ГИБДД и ППС в одно ведомство. Изначально было решено сделать пробный проект, действующий только в рамках Санкт-Петербурга, но потом передумали — и запланировали развернуть реформу по всей стране.

Нововведение поможет:

  1. Расширить функции новой, универсальной службы.
  2. Сократить бюджетные расходы. Как правило, сокращение будет проходить по дублирующим должностям.
  3. Поддержать порядок на дорогах страны, увеличить количество специалистов, необходимых для патрулирования.
  4. Переобучить сотрудников, внедряя новый европейский опыт.
  5. Пополнить кадровый состав ППС.

Конечно же, много нюансов остается «в воздухе», касательно реформы, организации перевода и объединения ведомств. Эксперты уверяют, что реформа может сказаться негативно для народа, автомобилистов. Не вынося вопрос в народные массы на всеобщее обсуждение, организаторы реформы могут вызвать серьезное сокращение рядового штата, понижение качества работы служб, а также негодование со стороны водителей.

Кроме того, все понимают, что простое переименование ведомств на бумаге не принесет желаемого результата. Необходимо будет наладить систему переподготовки кадров.

Будем следить и дальше за изменениями в реформе ГИБДД в России.

Обеспечение безопасности на дорогах

Статья 5 ФЗ 196 гласит о том, что обеспечение безопасности на дорогах возможно лишь благодаря качественной работе в следующих направлениях:

  • установление ответственности и полномочий федерального исполнительного органа власти России, региональных исполнительных органов власти, а также инстанций местного самоуправления;
  • качественная координация деятельности всех вышеперечисленных органов, а также физических и юридических лиц и общественных объединений;
  • регулирование деятельности на транспорте любого типа и в дорожном хозяйстве;
  • разработка и утверждение в установленном законом порядке нормативных актов, касающихся безопасности на дорогах;
  • осуществление обеспечения транспортных средств – материально и финансово;
  • осуществление и реализация медицинских мероприятий в области дорожного движения;
  • проведение качественной политики в области транспортного страхования и т. д.

ФЗ 196, таким образом, гласит о необходимости работать в самых разных направлениях и областях.

Новое в Правилах для такси в 2021 году

В Госдуму был отправлен новый законопроект, вносящий поправки и дополняющий действующие Законы федерального уровня под номерами 67 и 69. В случае одобрения, с 28 января 2021 года будут действовать новые правила для такси и компаний, организующих перевозки такого типа.

Что ожидать:

  1. К диспетчерским службам будут приравнены компании, владеющие интернет-сервисами и приложениями по заказу такси. Например, Uber, Gett и т.д.
  2. Действия агрегаторов и таксопарков будут регламентированы.
  3. Службы такси будут участвовать в ОСГОП. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика будет действовать и для служб, организующих пассажирские перевозки.
Сводка:

Выплаты по ОСГОП за вред жизни и здоровью составляют 2 млн.руб., а по ОСАГО – максимум 500 тыс.руб. Конечно же, разница очевидна.

Можно также будет вернуть денежные средства за нанесенный вред багажу. Если предоставлять чеки, то возврат составит до 23 тыс.руб, если не предоставлять – то до 11 тыс.руб.

Пока закон не принят, но есть все основания предполагать, что его утвердят.

Если ПДД противоречит Закону

Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.

По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.

Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.

Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.

Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.

Закон № 196-ФЗ

Принципы безопасности дорожного перемещения можно сформулировать следующим образом:

  1. Преобладание ценности человеческой жизни и здоровья над итогами хозяйственной деятельности;
  2. Ответственность государства должна быть больше чем ответственность граждан, участвующих в движении;
  3. Обеспечение безопасности передвижения есть ничто иное, как следование интересам и правам граждан;
  4. Безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в совокупности действующих норм при целевом подходе в деятельности.

Названный нормативный акт состоит из восьми глав с общим количеством статей 33.

Условно всё содержание закона о дорожном движении можно определить следующим образом.

Глава 1 раскрывает общие сведения о законе:

  • задачи акта;
  • основные термины, используемые по тексту;
  • принципы обеспечения безопасности на дорогах;
  • основы перемещения на дорогах.

Глава 2 информирует о государственной политике по этому вопросу:

  • основные направления работы;
  • полномочия госорганов, в том числе и в субъектах по вопросам, отнесённым к рассмотрению безопасности на дороге;
  • участие иные общественных организаций в вопросах, отнесённых к ведению этого закона;
  • учёт показателей, связанных с безопасностью на дорогах.

Глава 3 информирует о существующих программах.

Глава 4 определяет основные требования по вопросам безопасности:

  • при планировании, строительстве, ремонте и содержании дорожного полотна;
  • при его оборудовании объектами обслуживания;
  • необходимость временного ограничения при передвижении по дорожному полотну;
  • требования, касающиеся изготовления запасных частей к транспорту;
  • требования, связанные с использованием авто, а также его техническом осмотре;
  • список мероприятий, которые могут быть при организации дорожного движения;
  • перечень требований к предприятиям, предпринимателям, гражданам;
  • условия получения водительских прав, прекращение и приостановление их действия;
  • порядок обучения граждан в целях безопасного вождения авто.

Глава 5 определяет, кто осуществляет надзор в этой области.

Глава 6 устанавливает ответственность за нарушение законодательства.

Глава 7 содержит сведения о международных договорах в этой области.

Глава 8 о заключительных положениях, о порядке вступления в силу закона.

Постановление Правительства 1090

В себе этот документ содержит правила (нормы), которые следует неукоснительно соблюдать всем участникам дорожного движения, во избежание аварийных ситуаций, итогом которых может явиться летальный исход.

Состоит этот документ из следующих разделов:

  1. ПДД, включающие в себя 25 статей и 3 приложения, касающихся дорожных знаков, разметки и организации движения в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи;
  2. Основных положений при эксплуатации транспорта, а также обязанностей лиц, выпускающих такой транспорт в рейс. Названные нормы регламентируют, в каком должны быть все составляющие конструкции авто, на основании чего определяется их состав, какие должны быть параметры, а также технические характеристики.

ИТОГ. Мнение

Я думаю, многие из вас получили ясный ответ, кому и что надо выполнять.

А по поводу грузовых авто и автобусов мое мнение такое.

Мы знаем, что автобусы бывают разные, и грузовые автомобили тоже бывают разные.

По моему мнению, лучше было бы «привязать» транспортные средства к классификации транспортных средств по категориям обозначеннойРешением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

А то автобус автобусу рознь.

То есть:Категория М1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

А что вы думаете по этому поводу?

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца.

Подробнее…

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

Обращаю внимание, что время идет — законы меняются. Поэтому «старые комментарии» есть

Это нормально.