Особенности волги сайбер по сравнению с крайслером

Минусы, о которых нужно знать

Первым делом хотелось бы отметить, что низкий клиренс, всего 140 мм, не позволяет ездить по разбитым дорогам. Кроме того, машина имеет не самую надежную и крепкую подвеску. Большое количество шаровых опор, за которыми необходимо постоянно следить, могут стать большой неприятностью в дороге. Зачастую оригинальные детали весьма качественные и долго ходят, чего нельзя сказать о заменителях для авто «Волга Сайбер». Тюнинг данной машины практически неактуален, так как обвеса почти нет. Еще один недостаток — слабая шумоизоляция. Иногда создается впечатление, что её вообще нет. Особенно слышен шум из-под колесных арок. Но этот конструктивный недостаток несложно устранить самостоятельно. Если заняться всем автомобилем, то можно значительно улучшить акустический комфорт и качество звучания музыкальной системы.

Стоит сказать, что неудобно располагается и аккумулятор. «Волга Сайбер», «Додж Стратус» и «Крайслер Себринг» разработаны таким образом, что АКБ устанавливается под передним крылом. Для снятия батареи необходимо вывернуть колесо в крайнее правое положение, снять подкрылок и только потом демонтировать аккумулятор. Не очень-то и удобно, особенно если что-то случится зимой. Но «прикурить» можно и из-под капота. Там имеются минусовые и плюсовые клеммы. Как вы видите, конструкция не лишена недостатков, но существенных минусов тут нет.

Волга Сайбер — видео тест драйв

То, что платформой для Siber стала модель Chrysler Sebring, показывает, что на практике решить эту задачу не так-то просто. Мировые концерны не любят продавать современные технологии, предпочитая скупать заводы менее успешных конкурентов. ГАЗу досталась далеко не самая успешная модель 10-летней давности, занимавшая к тому же последние строчки рейтингов качества и безопасности в США. Да и сам Chrysler — не самый успешный концерн, постоянно переходящий из рук в руки. Впрочем, для Горьковского автозавода и это было колоссальным прорывом вперед, и не только по сравнению с «Волгами». Chrysler Sebring по техническому уровню превосходил даже продукцию ВАЗа, наиболее передового из российских производителей.

Согласно плану ГАЗа сначала Sebring нужно было модифицировать с учетом российских особенностей. Второй шаг — перевод производства компонентов в Россию, постепенно, не допуская снижения качества, чтобы в конечном итоге около половины деталей производилось в России. На первом этапе большинство агрегатов должны были поставляться с завода Chrysler в Мексике, включая высококачественную кузовную сталь. В рамках решения этой задачи машине увеличили жесткость подвески и дорожный просвет. Были также внесены и другие, более мелкие изменения, направленные на приспособление машины к жестким условиям эксплуатации в России. Так, важным отличием от «Волги» стал оцинкованный кузов. Машине также осовременили дизайн, для чего пригласили английских стилистов из ателье Ultramotive. Первые прототипы ГАЗ демонстрировал под названием GAZ Siber (англ. Siberia — Сибирь), затем его сменили на Volga Siber.

Для производства машины завод закупил технологическую линию, ввел систему контроля за качеством сборки Chrysler, рабочие прошли профессиональную подготовку за рубежом. Любопытный нюанс: конструкторам пришлось детально пересмотреть всю документацию, поскольку Chrysler использовал крепеж с дюймовой резьбой, а в газовской модели должен был применяться метрический. Интерес к автомобилю проявили правительство, министерства, Сбербанк (один из владельцев Горьковского автозавода). Частные покупатели также с интересом отнеслись к машине, хотя нередко встречался скепсис по поводу возможного качества сборки, особенно сложной автоматической коробки передач. К сожалению, начало производства Volga Siber пришлось на кризисный 2008 г. Спрос упал настолько, что первая партия машин была сокращена в четыре раза, однако даже при этом удалось продать лишь около половины выпущенных машин. И в дальнейшие годы спрос на автомобиль был в четыре раза ниже ожидаемого. По этой причине ГАЗ отказался от создания более мошной версии — 6-цилиндровой модели.

В 2010 г. завод дополнил модельный ряд вариантом с механической коробкой передач, объяснив данное решение поступлением большого числа соответствующих просьб: на зимнем гололеде автомобиль с механической коробкой менее склонен буксовать. В том же году ГАЗ прекратил производство Volga Siber из-за ее убыточности. Сейчас на легковом конвейере завод собирает по контракту автомобили иностранных производителей. При этом руководство ГАЗ уверяет, что будет и дальше пытаться покупать лицензии, однако на более удачные модели, чем Chrysler Sebring. Позитивным результатом истории Volga Siber стало знакомство Горьковского автозавода с производством, основанным на сложных и современных иностранных технологиях, а также обновление производства. А значит, повысились шансы завода в следующий раз сделать все правильно.

«Волга Сайбер» 2,4: преимущества

Многие автомобилисты действительно любят данный автомобиль. Стоит заметить, что на качестве его сборки сказалось еще и то, что большая часть запасных частей американские. Ресурс их работы гораздо больше отечественных или китайских деталей. Именно поэтому многие считают «Волгу» весьма надежным транспортным средством. Внимания заслуживает и кузов автомобиля. Он оцинкован и сделан из холоднокатаной стали. Назвать его «фольгой» никак нельзя. Высокую прочность и безопасность водителя и пассажира прекрасно видно на краш-тестах. Большое расстояние от переднего бампера до водителя нередко спасает жизнь. Кроме того, есть 4 подушки безопасности (фронтальные и боковые шторки).

Ну и больше всего внимания достается ходовой части. Высокая плавность хода и отменная работа подвески на небольших выбоинах. В результате мелкие неровности не ощущаются вообще. При исправной подвеске автомобиль отлично входит в повороты с минимальными кренами. Если же стабилизаторы или амортизаторы выходят из строя, то ходовые качества значительно ухудшаются. Поэтому желательно как можно скорее выполнить ремонт «Волги Сайбер», чтобы вернуть прежнюю уверенность на дороге. Ну а сейчас пойдем дальше и рассмотрим основные недостатки данного автомобиля

Их тут тоже хватает, хоть многие и привыкли не обращать на них внимание

Этот ненавистный аккумуляторный отсек

Однако российская реальность внесла некоторые неудобства, в частности, компоновке моторного отсека. Аккумуляторный отсек в Волге Сайбер, точно также как и на Dodge Stratus, Chrysler Sebring находится в левой части переднего бампера, и в случае если он разрядился, то чтобы снять его вам придется приподнять машину домкратом, снять колесо и ещё подкрылок. Только тогда возможно реально добраться до аккумулятора. Чуть ниже на видео снятие или замена аккумуляторной батареи на Dodge Stratus, Chrysler Sebring а также Volga Siber

Однако под капотом у Volga Siber, ровно также как и у американского её прародителя, существуют дистанционные клеммы, с помощью которых возможно обесточить автомобиль, не залезая в аккумуляторный отсек.

По другому варианту, как прописано в инструкции по ремонту авто, оказывается, что снимать колесо для снятия АКБ совсем необязательно. Достаточно лишь вывернуть колёса до упора вправо, так как показано в видеозаписи. Но надо, конечно, иметь ввиду, что это не совсем правильный вариант решения вопроса.

Ремонт Chrysler 2.4L

Двигатель 2,4 л имеет рядное расположение цилиндров, отчет ведется от передней части блока цилиндров.

Разборка двигателя Chrysler 2.4L

На Volga Siber первый цилиндр расположен рядом с правым лонжероном кузова, цилиндры работают в порядке 1-3-4-2.

Проверка компрессии в цилиндрах

При появлении перебоев в работе ДВС в первую очередь проверяют состояние свечей зажигания и замеряют компрессию в цилиндрах. Между электродами свечей должен быть зазор 1,25-1,37 мм. Свечи зажигания должны быть сухие, без образования налета.

При замере компрессии компрессометром показания в цилиндрах не должны отличаться более чем на 25 %. Если компрессия в цилиндре низкая или вовсе отсутствует, то причиной могут быть:

  • Прогоревшие выпускные клапана;
  • Лопнувшие компрессионные поршневые кольца;
  • Прогоревший или лопнувший поршень;
  • Задиры или износ цилиндра;
  • Прогар прокладки головки блока цилиндров;
  • Негерметичность самой головки блока – трещина в камере сгорания, лопнувшее или деформированное седло клапана.

Проверка течи масла

Течь масла в двигателе определяется визуально. Сначала осматривается подкапотное пространство. Чтобы было легче находить причину течи, необходимо аккуратно очистить грязь с мотора, если она на нем присутствует. Пользоваться растворителем для очистки не рекомендуется – он может разъесть резиновые уплотнители.

Для того, чтобы определить течь масла снизу (с заднего коренного сальника, с прокладки поддона), автомобиль необходимо установить на смотровую яму или на автомобильный подъемник, при этом нужно снять защиту картера двигателя.
Осмотр мотора на наличие подтеканий следует проводить на хорошо прогретом ДВС. Если масло гонит через масляный щуп или крышку маслозаливной горловины, вероятно, забилась вентиляция картера. В этом случае необходимо снять сапун и его прочистить.

Если прочистка не помогает, вероятно, неисправна поршневая группа – она создает избыточное давление картерных газов. В таком случае требуется ремонт двигателя внутреннего сгорания.

Стук и шум в двигателе

В процессе эксплуатации в моторе могут возникать различные шумы. Стук необязательно может быть связан именно силовым агрегатом. Например, при резком наборе оборотов может возникать одиночные хаотичные стуки, особенно хорошо они проявляются при движении автомобиля по кочкам. Возможно, порвалась одна из подушек крепления ДВС, и она требует замены.
Стуки в моторе могут быть разными, но не все могут быть определены автовладельцами самостоятельно. Поэтому в затруднительных случаях все же следует обратиться к опытным мотористам. Но во многом можно разобраться и самостоятельно. Есть характерные звуки и их характерные признаки:

  • Одиночный щелкающий стук. Ярко выражен на холостых оборотах. Так часто стучит клапан (гидрокомпенсатор). С прогревом мотора такой стук может пропадать. Если он не проходит, нужно снимать распредвалы и менять неисправную деталь. Когда стучат сразу несколько клапанов, работа двигателя запоминает звук швейной машинки;
  • Сухой резкий стук, ярко выражен при нагрузке ДВС. Если резко нажать на педаль газа, этот стук будет слышен гораздо отчетливее. При отсутствии или недостаточном давлении масла такой шум, скорее всего, свидетельствует об износе шатунных вкладышей или шатунных шеек коленчатого вала. С подобным стуком ездить нельзя – требуется капитальный ремонт двигателя;
  • Резкий стук при нагрузке, но не такой сухой и жесткий. Обычно давление при этом не пропадает. Часто так стучат поршни или поршневые пальцы. Определить неисправность можно следующим методом – поочередно отключать цилиндры (убирать по одному высоковольтному проводу). Если при отключении определенного цилиндра стук исчезнет, значит, нужно искать причину неисправности именно в этом цилиндре. Здесь может лопнуть перегородка между компрессионными кольцами на поршне или треснуть поршневой палец. Вообще, причины могут быть разными, для примера взяты самые распространенные;
  • Свист или скрип, возникающий на работающем ДВС при повороте руля до упора в ту или иную сторону. Вероятно, настало время сменить ремень ГРМ.

Технические характеристики

Горьковский автозавод установил в свое время на «Сайбер» гарантию три года или по пробегу 100 тыс. км. Машина оказалась достаточно надежной, гарантийных случаев было не так уж и много. Дорожный просвет все-таки маловат у «Волги» (140 мм), но у американского «Крайслера» он и того меньше – всего лишь 110 мм. О бездорожье говорить не приходится – автомобили Siber и Sebring рассчитаны на ровные дороги с асфальтированным покрытием. Основные технические характеристики «Крайслеровской Волги» следующие:

  • Габариты (длина/ширина/высота) – 4,85/1,79/1,4 м;
  • Объем багажного отделения – 453 л;
  • Клиренс – 140 мм;
  • Соответствие нормам экологии – Евро-4;
  • Время разгона до 100 км/час – 11,5 секунды;
  • Колесная база (расстояние между осями) – 2,74 м;
  • Колесная формула – 4х2;
  • Привод колес – задний;
  • Масса снаряженного авто – 1,525 тонны;
  • Объем двигателя – 2,429 л;
  • Мощность ДВС – 143 л. с.;
  • Количество дверей – 4;
  • Количество мест в салоне с учетом водителя – 5;
  • Максимально развиваемая скорость – 190 км/час на автоматической трансмиссии;
  • Расход топлива – 8,7 л/100 км на трассе, 13,5 л в городском режиме;
  • Колея задних колес – 1,53 м;
  • Колея передних колес – 1,53 м;
  • Коробка переключения передач – 4 ст. АКПП или 5ст. МКПП;
  • Колесные диски – R15 и R16, в зависимости от комплектации;
  • Колеса – 205/65 R15 и 205/60 R16.

Автомобиль ГАЗ Volga Siber выпускался в двух комплектациях – «Комфорт», она считалась базовой, и «Люкс», улучшенной оснащенности. В базовой модели Comfort предусматривается:

  • Система кондиционирования;
  • Антиблокировочная система тормозов ABS;
  • Антипробуксовочная система ASR;
  • Гидравлический усилитель руля;
  • Электрические зеркала с подогревом (складывающиеся с помощью электропривода);
  • CD-ресивер со звуковыми колонками;
  • Аудиоусилитель;
  • Центральный замок на все двери;
  • Колонка рулевая с регулировкой по высоте;
  • Электропривод регулировки сидений (в шести положениях).

На всех комплектациях «Сайбер» кузов оцинкован и обладает повышенной стойкостью к коррозии. В панель приборов и в рулевое колесо вмонтированы две подушки безопасности – для водителя и для переднего пассажира. На солнцезащитных козырьках установлены затемненные зеркала с защитой от солнечных бликов. Запасное колесо – не докатка, как в комплектации «Крайслер Сербинг», а полноразмерное колесо.

Салон волги сайбер комплектации Крайслер Сербинг

  • Сиденья с обшивкой из натуральной кожи;
  • Панель приборов с деревянными лакированными вставками;
  • Подогрев водительского сиденья и сиденья переднего пассажира;
  • Литые колесные диски и резина радиусом R16 (на стандартной комплектации R15);
  • передние противотуманные фары;
  • увеличенное количество регулировок сидений (в десяти направлениях).

Автомобиль Volga Siber всего выпускался в 4 вариантах окраски кузова:

  • черный;
  • серебристый;
  • золотистый;
  • темно-синий.

Интерьер

Если говорить про внутреннее пространство ГАЗ Сайбер, то оно у него было комфортабельным, так как применялись сидения с каркасом от Ford Fusion. Задний диван имел в средней части подлокотник, а сбоку устанавливались подголовники для пассажиров. «Себринг» данных элементов не имел. Более того, внутри просторно было лишь в русской версии американца, что позволяет даже высокорослым людям удобно расположиться в салоне.

Чем еще отличалась «Волга» от американского седана? У русской было наличие белых циферблатов на приборной панели, возможности переключения скоростей автоматической коробки переключения передач в ручном режиме, более вместительного багажного пространства и более жесткой подвески, которая вела себя более уверенно на плохих дорогах. И это – различия модели с американской версией. Сам же салон, в общем, был просто небо и земля в сравнении с предшественником.

Базовая комплектация Comfort имела наличие кондиционера и другие возможности

Уже базовая комплектация Comfort имела наличие кондиционера, пары подушек безопасности, ABS, трекшн-контроля, электрических регулировок водительского сидения по 6 направлениям, аудиосистемы и прочего.

Перед водителем представало удобное и легкое рулевое колесо, за которым находились переключатель поворотов, освещения и регулятор работы дворников. Вся передняя панель была очень эргономичной и стильной. Появлялось ощущение, что и вправду находишься за рулем иномарки (хотя, так оно и было).

Волга Сайбер приборная панель

На приборной доске выделялась пара белых массивных круглых датчиков, где левый отвечал за количество оборотов силового агрегата, а правый за скоростной режим. В левом углу находился датчик уровня топлива, а в правом углу демонстрировалась температура мотора. В больших кругах также были небольшие информационные дисплеи, где показывалась информация о включенной скорости, ручном тормозе и так далее.

Особенности салона

Салон получил удобное и эргономичное расположение дефлекторов климатической системы. На центральной консоли были регуляторы управления самой климатической системой, музыкальной системой и прочими опциями. Правее, на самой панели можно было найти небольшой бардачок для хранения нужной мелочевки.

На левой водительской двери расположились кнопки управления стеклоподъемниками и другие регулировки. Сидения получили хорошую боковую поддержку и подголовники. Сидеть на них очень удобно, даже базовая комплектация имеет множество электрических настроек сиденья водителя.

Ремни безопасности, естественно, никто не забыл. Свободного места над головой вполне хватает. Между водителем и сидящим рядом с ним пассажиром есть открывающийся подлокотник, в котором можно также хранить необходимые вещи.

Волга Сайбер фото заднего дивана

Задний ряд сидений может разместить до трех взрослых пассажиров, причем места в коленях и над головой достаточно. Здесь также есть подголовники и ремни безопасности. Если сидят два человека, то можно выдвинуть из спинки удобный подлокотник.

На трансмиссионном тоннеле нашлось место для двух подстаканников. Багажное отделение никогда не было ущербным на Волгах, и Siber не стал исключением. Багажник получился вместительным и удобным, располагая 453 литрами полезного пространства.

История создания

Во время девяностых конструкторский состав автомобильного завода в городе Горький уже трудился над новенькой Волгой – машиной, сменившей бы уже изживший себя автомобиль, который вел собственную родословную от спроектированной в середине 1960-х годов ГАЗ-24.

Как бы ни было жаль, ни «номенклатурная» ГАЗ-3105, ни спроектированные уже во время постсоветского периода машины Волги (3103, 3104 и 3111), не смогли стать моделями, которые бы выпускались в серийном порядке.

Даже то, что выпустили несколько сотен моделей , положение не спасло, а множественные рестайлинги, вместе с модернизациями для уже старенькой Волги, не могли сделать ее современной. На ситуацию не влияло даже наличие шестнадцатиклапанного силового агрегата.

Бесшкворневая подвеска «баржи» осталась архаизмом своих лет, так как внешний облик и эргономическая составляющая, невзирая на модель, отвечали моде двадцатого столетия. А по факту, уже наступил новый век.

После того, как в 2000 году на заводе был сменен владелец, а точнее, контрольным пакетом акций ОАО «ГАЗ» стала владеть фирма Олега Дерипаски, начались небольшие нововведения. Владельца не радовало текущее положение, из-за чего на ГАЗе провели масштабную реструктуризацию, во время которой свернули целый перечень проектов и направлений.

Основная цель, которую преследовала компания Олега Дерипаски – превратить убыточное предприятие в рентабельное производство. Ситуация немного повторялась, выживать Горьковский автомобильный завод должен с помощью коммерческой техники, на которую и делался главный акцент.

Еще трудности завода

Понятно, что дивизиону «Легковые автомобили» в середине 2000-х годов удалось усовершенствовать старенькую Волгу, однако, она была конкурентоспособной по отношению к иностранным только по линейным размерам.

Российское транспортное средство сильно сдавало позиции по комфортабельности, эргономичности, надежности и безопасности. Все понимали – требовалась кардинально новая машина, не имеющая с прошлой базой общих узлов.

Поэтому, владельцами ГАЗа было решено не только приобрести лицензию на производство иностранного автомобиля, но и, даже, купить сборочный завод Sterling Heights Assembly за 150 000 000 $, принадлежавший концерну Daimler Chrysler.

Этот завод производил разные машины, такие как Додж, Крайслер и Плимут, а также у нашей Волги были «братья-близнецы» Крайслер Себринг и Додж Стратус. Задумку нельзя назвать плохой, так как взамен уже морально отсталой Волги, на нижегородском заводе планировали производить довольно современные среднеразмерные машины, которые по классификации и целевому предназначению выступали аналогом Волги.

Очень важно и то, что американский автомобиль, если не обращать внимание на компоновку с передним приводом, в общей концепции был ближе Горьковскому автомобильному заводу, нежели схожие автомобили из Азии или Европы

Основа автомобиля

Не стоит забывать, что у российского предприятия были заокеанские корни – дебютная продукция представляла машины Форд А и АА. За основу машины, длина которой превышала 4,8 метра, решили взять переднеприводную платформу Chrysler JR41.

Модель трудно назвать старой, ведь Sebring и Stratus данной генерации запустили на конвейер в 2000 году, а версия для Европы была показана год спустя.

Для российской версии решили сделать увеличенный дорожный просвет, ведь качество дорог тут, впрочем, как всегда, на низком уровне. Что еще требовалось? Все были уверены, что это идеальный вариант транспортного средства. И в самой компании тоже ставили свои цели.

Конструктивные особенности

На автомобиле Volga Siber устанавливается американский двигатель внутреннего сгорания Chrysler 2.4L тип DOHC. В его конструкции два распределительных вала, газораспределительный механизм имеет ременный привод. Технические характеристики двигателя:

  • Расположение цилиндров – в один ряд;
  • Количество цилиндров – 4;
  • Объем – 2,429 л;
  • Диаметр поршня – 87,5 мм;
  • Ход поршня – 101 мм;
  • Общее количество клапанов в ГБЦ – 16;
  • Степень сжатия – 9,47;
  • Расположение мотора под капотом – поперечное.

Так выглядит двигатель для волги Сайбер

Впервые на Горьковском автозаводе ДВС Chrysler 2.4L стали устанавливать на модели ГАЗ 31105 в 2006 году. Этот двигатель ранее монтировался на американском автомобиле Chrysler Sebring в модификации, которая выпускалась с 2000 по 2006 год. Мотор хорошо изучен российскими ремонтниками, и особой сложности в ремонте и обслуживании не представляет. По своей конструкции «Крайслер» DCC 2 4L похож на двигатель ЗМЗ 406 – американский ДВС имеет топливную систему типа инжектор (распределенный впрыск).

Два распределительных вала находятся в одной головке блока цилиндров и сверху закрываются одной клапанной крышкой. В отличие от моторов Заволжского моторного завода, на «Крайслере» есть система балансирных валов, повышающих устойчивость работы ДВС. Приводятся валы с помощью цепной передачи от коленчатого вала.

Ремонт двигателя Chrysler 2.4 L DOHC для Волги Сайбер

Корпус с двумя балансирными валами находится в поддоне двигателя под коленвалом. «Крайслер 2,4» для газ 31105 производится под маркировкой EDZ с 1994 года. Мотор ставился на автомобили «Додж Караван», «Плимут Бриз», «Крайслер Сербинг», «Крайслер Цирус» и др. Комплектовались этим двигателем и некоторые внедорожники – «Джип Либерти», «Джип Вранглер».

Материалом блока цилиндров является чугун высокой прочности, стенки блока тонкие, что позволяет снизить вес мотора. В любом случае, ДВС DCC 2 4L легче, чем ЗМЗ 406 или ЗМЗ 405. Головка блока цилиндров у мотора алюминиевая, по 4 клапана на цилиндр (два впускных и два выпускных). Поддон картера стальной, впускной коллектор и клапанная крышка изготовлены из прочного пластика.

https://youtube.com/watch?v=gBkbsYlmoR8

Подведем итоги

Многие водители оставляют свои положительные и отрицательные отзывы. «Волга Сайбер» достаточно просто ремонтируется своими руками. В этом её преимущество. В то же время имеет внушительные размеры. «Волга Сайбер» длиной практически пять метров. Конечно, это простор и комфорт в салоне, но для мегаполиса и парковки в ограниченном месте авто не подходит

Но все приходит с опытом, поэтому не стоит заострять на этом особое внимание

Есть еще один минус, который не был рассмотрен в данной статье. Заключается он в том, что рулевая рейка крепится на подрамнике. Это привело к тому, что на холостых оборотах вибрации передаются на руль. Наряду с порванными подушками двигателя это вызывает дискомфорт и неприятные ощущения

Стоит обратить внимание еще на одну деталь. «Волга Сайбер» очень не любит перегревов

Головка мотора алюминиевая и боится высоких температур. При закипании может повести металл. В таком случае придется делать капитальный ремонт. Примерно 70% двигателей выходят из строя именно из-за перегревов. Остальные же 30% приходятся на несвоевременную замену моторного масла и неправильного обслуживания.

Основная проблема данного автомобиля — ходовая. По остальным пунктам все в порядке. В настоящее время «Сайбер» можно купить в нормальном состоянии. Но нужно искать. Помните о том, что пробег в 100-200 тысяч километров для этого двигателя не предел. Он имеет два ремонтных размера и ходит до 800 000 километров. Сегодня примерно за 250-300 тысяч рублей можно купить «Волгу Сайбер» 2008-2010 года выпуска с пробегом примерно 100 000 километров

Куда более важно то, как обслуживался автомобиль

В частности, стоит обратить внимание на состояние ходовой части и мотора в целом