Lada xray cross

Выставка достижений

Глядя на XRAY Cross, трудно отделаться от мысли, что имеешь дело с улучшенной по всем статьям его предтечей – XRAY. Оптимизировано немало: расширенная колея, «взрослые» 17-дюймовые колеса, более выносливая подвеска и рулевая рейка, регулирующаяся в двух плоскостях, равно как ставший просторнее задний ряд и передовые компоновочные решения.

К примеру, спинка переднего пассажирского сиденья здесь складывается вместе с задним рядом в ровную поверхность – и вот к вашим услугам либо полноценное спальное место, либо площадка для транспортировки длинномеров. А как вам двухъярусный багажный отсек, улучшенная подсветка «приборки», камера заднего вида с крупной и внятной картинкой или, скажем, мультимедиа, поддерживающая голосовое управление, опираясь на функционал смартфонов на платформах iOS и Android? Как ни крути, такие «фишки» делают употребление термина «бюджетный» применительно к нашему испытуемому неуместным.

Но главная интрига калининградской презентации связана с вариаторной трансмиссией Jatco JF015E, ранее не представленной на вазовских моделях. На XRAY Cross эта коробка агрегатируется с 1,6-литровым 113-сильным бензиновым мотором HR16. Руководитель проектов XRAY и Largus Олег Груненков особенно гордится тем, что специалисты Lada сумели адаптировать этот ниссановский «атмосферник» к работе на 92-м бензине, и замечает, что коллеги позаботились о большом ресурсе агрегатной связки, которая к тому же защищена трехлетней гарантией.

Мнения о машине в целом

Мы познакомились с «Лада Х-Рей» с автоматом, отличительные черты коробок и отзывы владельцев изучили, а впечатления о машине пока что нет. Вот еще отзывы общего характера о «Лада Икс-Рей» с автоматом.

Наиболее полно характеризует этот автомобиль строка из отзыва: «Просто машина, просто нормальная».

Некоторые не считают ее кроссовером, а другие считают. В любом случае: где-то на грани. Если не увлекаться терминологией, то можно сказать, что эта машина вполне позволит смело передвигаться по проселку, уверенно преодолевать неровности сельских дорог, а в городе не переползать, как черепаха, через трамвайные рельсы. При этом нужно помнить, что автоматическая трансмиссия по-прежнему уступает механике в борьбе с бездорожьем. Вариатор будет подвержен износу, а робот в критический момент лучше использовать в ручном режиме, который, впрочем, позволяет по своему усмотрению последовательно менять передачи, но управление сцеплением остается за автоматикой. Так что, может, есть смысл задуматься, что вам больше подходит: «Лада Х-Рей» с механикой или автоматом.  Отсутствие полного привода не радует. Многие отмечают маленький багажник. Для кроссовера это недостаток.

Наконец-то появился неплохой и даже оригинальный дизайн кузова, хоть и ругают его за «выштамповки», заранее просчитывая сложности возможного кузовного ремонта. Это зря. Из личных наблюдений за поведением наших четырехколесных друзей я знаю, что машины не любят изначально негативного настроя водителя.

Спорт и ресурс

Уже на первых километрах за рулем машины с вариатором раскрывается ее ездовой характер. В режиме Drive электроника заботится об экономии топлива, поддерживая невысокие обороты. В результате на скорости около 100 км/ч стрелка тахометра едва приближается к отметке 2000 об/мин. Отсюда – отличная экономичность (менее 7 л/100 км в шоссейном режиме).

Однако инженеры предусмотрели алгоритм, который позволяет ускоряться агрессивнее. Нужно лишь качнуть селектор влево – так активируется псевдоручной режим, имитирующий переключение шести передач. Орудовать рычагом, смещая его между «минусом» и «плюсом», необязательно: вариатор имитирует переключения передач «вверх» и «вниз» самостоятельно, позволяя мотору раскручиваться до максимальных оборотов. Интересно, что вазовцы не считают такой режим «спортивным», хотя фактически он отлично подходит для активного драйва.

Поколение
II рестайлинг
Тест-драйвов
3
Поколение
I
Тест-драйвов
3

Volkswagen Cross Polo (хэтчбек)

Поколение
V
Тест-драйвов
2

Беседуя с Олегом Груненковым, я выяснил еще одно важное преимущество новинки. Конструкторам удалось разместить трансмиссию выше подрамника, благодаря чему клиренс машины с вариатором не отличается от версии с 5-ступенчатой «механикой»: от нижней точки кузова до земли те же внушительные 215 мм

Тем не менее кроссовер с вариатором позиционируется как машина преимущественно для города – Jatco способен «переварить» лишь 160 Нм тяги, в то время как «механика» держит до 210 Нм. В том числе поэтому для автомобилей с CVT нельзя заказать фирменную систему выбора режимов движения Ride Select. ESP деактивируется кнопкой на центральном тоннеле для облегчения движения по рыхлым и скользким поверхностям. К тому же, поездив по песку у карьера Приморский, я убедился, что при пробуксовке электроника притормаживает колесо, имеющее худшее сцепление с дорогой. Вкупе с хорошей геометрической проходимостью это облегчает движение по проселку.

Еще один козырь новой модификации – собранная и потрясающе энергоемкая подвеска. Да, она собирает «мелочевку» и передает на руль легкие вибрации, но в случае с XRAY Cross применимо правило «выше скорость – меньше ям». Стоит ускориться хотя бы до 30 км/ч, и шасси начнет сглаживать ямы, бугры и дорожные стыки, точно утюгом. А в связке поворотов эта Lada отлично рулится, демонстрируя минимальные крены, хорошо тормозит благодаря дисковым тормозам на всех колесах, и, наконец, в сравнении с базовым XRAY у нее усилена шумоизоляция.

Словом, за такой автомобиль не жаль отдать 846 900 рублей. Тем более что в эту сумму уже включены фронтальные подушки безопасности, дисковые тормоза, ABS, ESP, система помощи при старте на подъе­ме, кондиционер, аудиосистема с четырьмя динамиками, рейлинги и 17-дюймовые колеса с легкосплавными дисками.

История покупки

Последние шесть лет с хвостиком я ездил на Nissan Cube Z12, который поначалу мне очень нравился и вел себя хорошо. Но шли годы, как-то он мне поднадоел, да в карман ко мне стал лазить не раз в год, как раньше, а раз в квартал, а то и раз в месяц.

И родилась у меня мысль: «Ну чем я хуже других? Пойду я в салон, да и куплю себе новую хорошую машину. Вон, все покупают, так чем я хуже?» Осталось выбрать какую.

Чего я хотел? Хотел я новую машину до миллиона, и чтоб непременно с вариатором. Ну, современный гидромеханический автомат тоже бы устроил, но их как-то мало на рынке. Берем бумажку, пишем в столбик варианты, вычеркиваем.

Что осталось? Ну да, они и остались — Х-рей Кросс и Сандеро Степвей Сити. Последний мне как-то визуально меньше нравился, хотя силовой агрегат тот же и по платформе близкий родственник.

На семейном совете… Я понятия не имею, что за орган исполнительной власти такой — семейный совет. Но почему-то, какой отзыв не открой, везде его созывают, и он что-то там решает. Не надо мне, чтобы советы решали, на какой машине мне ездить, я и без совета обошелся.

В итоге купил Лада Х Рей Кросс, комплектация средняя — Комфорт, цвет рыжий.

Лада Х-рей кросс с вариатором — грузовоз

Lada-XRAY-Cross

В салоне Х-рей Кросс с вариатором  можно возить крупные длинномеры — не ожидали такого ровного пола. Складываем спинку переднего кресла, и вагонка до 2,7 метров отлично помещается.

Места сзади по-прежнему не много, да и багажник, хоть и хорошо организован, не может похвастать большим объемом.

В салоне появилась обновленная мультимедиа с поддержкой Android Auto и Apple Carplay. Так что подключая телефон, можно пользоваться картами с пробками, а это дорогого стоит. Но экран по-прежнему не слишком яркий и весьма медленный.

Lada-XRAY-Cross несет современные мультимедиа.

Для повышения комфорта в салоне под днищем вдоль порогов появились шумопоглощающие накладки. И это правильная забота не только о пассажире, но и о коррозионной стойкости кузова. Осталось только победить аэродинамический свист, который очень мешает уже после 110 км/ч и можно в дальний путь на долгие года.

Впечатления

1. Клиренс и подвеска. Ямки и неровности полотна проходятся как-то легко и непринужденно, только где-то внизу подвеска тихо говорит «бум». Перед лежачими полицейскими я день на третий начал притормаживать, когда вспомнил, что предыдущая машина на них стучала всеми костьми при исправной подвеске. А еще теперь я не боюсь зацепиться выхлопной трубой о бордюр во дворе, а то раньше кое-где цеплял.

2. Рулевое. Тут плюсы не совсем однозначны, но больше нравится, чем не нравится. Руль тяжеловатый, но внятный, с адекватной обратной связью.

3. Свет. Все, начиная от ближнего света, до светодиодного освещения салона и подсветки дверей. Даже противотуманные фары адекватно светят, хотя их и ругал кто-то в соседнем отзыве.

4. Багажник. Особенно фальшпол.

5. Обзор назад. В салонное зеркало не очень много всего видно, но обзор в огромные боковые лопухи выше всяких похвал.

1. Эргономические просчеты в салоне. Какой садист проектировал кнопки стеклоподъемников на подлокотнике водительской двери, мне неведомо. Скрючив руку в неестественном жесте, можно дотянуться до кнопочки и опустить-поднять стекло. А потом, согнувшись в другую сторону, можно просунуть правую руку в узкую щель между подлокотником и сидением, чтобы пристегнуться.

Там же, надежно прикрытая подлокотником и рычагом стояночного тормоза, есть кнопка отключения ESC. Она защищена весьма надежно, осталось только колючей проволокой замотать.

2. Сзади тесно. Нет, не так. Сзади фантастически тесно. Распространенный трюк «сесть самому за собой» я не повторял, побоялся застрять и навсегда остаться жить на заднем сидении Х-рея. Мой семилетний сын (128 см) сидит нормально, но при высадке-посадке сурово, молча сопит. Боюсь спрашивать, каково ему.

Говорят, инженеры АвтоВАЗ нашли в Лада Х Рей Кросс для места сзади два лишних сантиметра, сдвинув куда-то задний диван. Не знаю, как они, лично я их не нашел. Возможно, эти сантиметры украли в автосалоне. Ну, или при сборке на конвейере. Масса вариантов.

3. Стеклоочистители не очень понравились. Нет, чистят они вполне себе ничего. Но сопряженная электрика издает массу звуков. «БУУУУ» — говорит насос омывателя. «КЛАЦ-КЛАЦ» — говорит реле стеклоочистителя. Словом, даже когда Dimmu Borgir пилит «The Mourning Palace», стекломойная электрика затыкает рот магнитоле, навязчиво напоминая, что в табеле о рангах последняя стоит чуточку ниже.

4. А еще очень хотелось бы поговорить о приборной панели. Психологи уверяют, что оранжевый цвет несет в себе бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность. Я рад за тех страстных бодрячков, что нарисовали приборы оранжевым цветом, но я ленивый и унылый, я бы предпочел цвета попроще.

5. Бортовой компьютер умеет показывать общий пробег, суточный пробег, остаток пробега на топливе в баке, истраченное за поездку топливо, средний расход горючего, время и забортную температуру. Это очень хорошо, жаль только, что он умеет показывать на экране что-то одно. За всем остальным нужно тыкать в кнопочки на подрулевом переключателе, проматывая доступные значения назад и вперед.

Мой старый Кубик умел одновременно показывать общий и суточный пробег, а еще и время. К сожалению, эту ключевую технологию 21 века концерн Рено-Ниссан не стал передавать диким северным варварам, и я имею то, что имею. Хорошо хоть, есть на щитке показатель температуры охлаждающей жидкости. Раньше, говорят, и его на Х-реях не было.

Есть ли минусы у машин Lada XRAY с CVT?

Минусы вариатора известны всем, кто владел машиной с данным видом коробки передач. Если вы не согласны мириться с этими недостатками, стоит присмотреться к механическим коробкам передач. Сегодня много говорят о недостатках вариаторов, но при этом не предлагают альтернатив. Классические автоматы практически полностью ушли с рынка, все производители стремятся предоставить что-то более легкое, простое и недорогое в своих новых моделях. Любителям автоматов в классическом исполнении понравится Гранта с АКПП (тоже новинка, кстати).

Что касается минусов непосредственно CVT на новой Ладе, стоит выделить такие особенности:

  • все-таки это старая разработка Jatco, которая уже не слишком отвечает современным требованиям производителей и не позволяет качественно эксплуатировать машину в лучших режимах;
  • в паре с ней работает двигатель старой разработки, который хорош только на низах, на трассе этого мотора будет катастрофически не хватать, несмотря на все преимущества системы CVT;
  • явно будут проблемы и с тем, что мы ищем для собственной эксплуатации более долговечные узлы, так как 150000 км — это довольно малый ресурс в понимании российского автомобилиста;
  • в эксплуатации нужно быть внимательным с вариатором, к примеру, его нужно прогревать в течение 1 минуты на режиме D перед поездкой, это крайне важный момент для машины;
  • стоимость связки японского вариатора и французского двигателя будет выше, чем при использовании исключительно российских узлов, так что покупатель заплати значительно больше денег.

Нужно также сказать о том, что вариатор не слишком помогает расходовать топливо экономично. В случае с XRAY не придется ждать городского расхода ниже 11 л на 100 км, но и это неплохой показатель. Двигатель довольно старый, технологии уже устарели. Но это все равно лучше, чем российские альтернативы в других комплектациях XRAY. Конечно, если у вас есть нужная сумма для покупки Lada с вариатором, есть смысл выполнить эту задачу. Но далеко не всегда это будет разумным решением, учитывая все недостатки данного узла транспортного средства.

Предлагаем посмотреть тест XRAY Cross с вариатором CVT на видео:

Технические отличия вариатора в Lada XRAY

По технической части машина стала более интересной. Появилась плавность в эксплуатации, которой явно не хватало при поездке на первом поколении робота. Вторая генерация роботизированной коробки AMT 2.0 частично решила этот вопрос, но все равно сохранила фирменные проблемы технологий российского производителя. Так что можно говорить о не самых качественных методах производства и других неприятностях, которые сделали проект российского робота не таким уж и удачным. Конечно, все это довольно субъективное мнение, поскольку есть и довольные владельцы машины с AMT. Но сегодня не об этом.

Итак, некоторые технические особенности нового вариатора:

  • машина стала гораздо плавнее и качественнее набирать обороты и скорость, это особенно заметно в спортивном режиме, когда педаль утоплена в пол, динамика раскрытия двигателя более интересная;
  • несмотря на малый объем движка, есть определенные преимущества в виде правильного использования мощности мотора и его крутящего момента, все настроено очень даже качественно и правильно;
  • ехать в городских пробках или по скоростной трассе одинаково комфортно, вариатор не заставляет подстраиваться под режим работы коробки или мотора, выбирая одну комфортную скорость;
  • не чувствуются переключения — полностью отсутствует эффект перехода на новую передачу, это добавляет определенный комфорт использования машины и повышает качество эксплуатации;
  • из-за установки вариатора пришлось поставить на XRAY движок Рено, что стало прорывом по качеству и надежности машины в целом, так что это очень важный момент для покупателя.

Конструкция Lada XRAY с данным двигателем и вариатором очень удачна. Она отличается от вариантов с российскими движками даже тем, что машина работает увереннее на холостом ходу, двигателя практически не слышно, вибраций на кузов нет, и это очень важные моменты. Нужно признать, что Лада создала неплохой автомобиль, используя простые старые наработки. Конечно, это не прорыв в техническом плане, но для покупателя данной машины все выглядит очень даже впечатляюще. Проблем в эксплуатации с такими технологиями у покупателя не будет, а это самый главный критерий.

Комплектации и цены

Производитель официально объявил цены на обновленную версию Lada XRAY с вариатором. В среднем она обойдется на 50 тыс. рублей дороже, чем с МКПП. Автомобиль можно приобрести в четырех комплектациях:

    • Classic/Optima. В базе есть подушки безопасности, крепления для детских автокресел, автоматическая блокировка дверей, сигнализация, дневные ходовые огни, ЭРА-ГЛОНАСС, ABS, система вспомогательного торможения, бортовой компьютер, электроусилитель руля, тканевая обивка кресел, передние электростеклоподъемники, тонировка, кондиционер, аудиосистема, 17-дюймовые легкосплавные диски. Цена базовой версии — почти 842 тыс. руб.
    • Comfort. В этой комплектации дополнительно добавляются подголовники заднего ряда, противотуманные фонари, центральный подлокотник, розетки на 12 Всзади, регулировка высоты водительского кресла, система подогрева передних сидений, электропривод зеркал, парковочные датчики сзади. За эти опции придется заплатить на 43000 руб. больше.
    • Luxe. Люксовая версия порадует противотуманными фарами, освещающими поворот, цветной приборной панелью, обивкой сидений из экокожи, кожаным рулем и ручкой КПП, подогревом руля и задних сидений, круиз контролем, датчиками дождя и света. Ее стоимость — 935 000 руб.
    • LuxePrestige. Эта версия укомплектована LEDподсветкой интерьера, темной тонировкой задней полусферы, камерой заднего вида, многофункциональной мультимедийной системой с 7-дюймовым дисплеем. За такой автомобиль придется заплатить порядка 997 тысяч рублей.

LADA XRAY CROSS

Технические характеристики

ОБЩИЕ ДАННЫЕ 1.8 MT 1.6 AT
Размеры, мм:
длина / ширина / высота / база
4171 / 1810 / 1645 / 2592 4171 / 1810 / 1645 / 2592
колея спереди / сзади 1503 / 1546 1503 / 1546
Объем багажника, л 361 / 1207 — 1514 361 / 1207 — 1514
Снаряженная / полная масса, кг 1295 — 1300 / 1650 1295 — 1300 / 1650
Время разгона 0 — 100 км/ч, с 10,9 12,3
Максимальная скорость, км/ч 180 162
Топливо / запас топлива, л А92 / 50 А92 / 50
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл, л/100 км 9,7 / 6,3 / 7,5 9,1 / 5,9 / 7,1
ДВИГАТЕЛЬ
Конфигурация / число клапанов Р4 / 16 Р4 / 16
Рабочий объем, куб. см 1774 1598
Мощность, кВт / л.с. 90 / 122 при 6050 об/мин. 83 / 113 при 5500 об/мин.
Крутящий момент, Нм 170 при 3700 об/мин. 152 при 4000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ
Тип переднеприводная переднеприводная
Коробка передач М5 CVT
Главная передача 4,2 3,9
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска: спереди / сзади Мак-Ферсон / упругая балка Мак-Ферсон / упругая балка
Рулевое управление реечное с электроусилителем реечное с электроусилителем
Тормоза: передние / задние дисковые / дисковые дисковые / дисковые
Размер шин 215/50R17 215/50R17

Почему вариатор интереснее полноценного автомата?

Нужно сразу сказать, что российские автоматические коробки оказались неконкурентоспособные в своей сфере продаж. Сегодня технологии шагнули далеко вперед навстречу качественной адаптации КПП к поведению автомобилиста, надежным возможностям эксплуатации в любых режимах. В российском же роботе все было наоборот. Сегодня он уже не вписывается в технический арсенал современных автомобилей. Он работает по принципам, которые понятны одним только конструкторам, а также крайне часто требует ремонта.

В случае с вариатором есть определенные преимущества:

он японского производства, мы все прекрасно знаем, что компания Jatco никогда не производила некачественные узлы для изготовления машин, это прекрасная надежность и высокое качество;
вариатор мягче и комфортнее любых других вариантов коробок, он хорошо взаимодействует с водителем и легко подстраивается под любые режимы поездки на автомобиле;
для кроссовера это лучшее решение, учитывая самые разные сферы использования машины, на плохой дороге не приходится выбирать между двумя возможными положениями педали газа;
важно и то, что компания не дорабатывала коробку специально для данной машины, лишь немного изменив настройки, доработка произошла на узле двигателя, который стал лучше прежнего;
срок эксплуатации оценивается в 150000 км — это заявленный ресурс вариатора, но при аккуратной поездке вполне можно доездить на нем до 200000 км, в нынешнее время это неплохой ресурс.

Самое главное — это то, что узел не будет требовать никакого ремонт и обслуживания в процессе эксплуатации. Достаточно осматривать вариатор на каждом ТО, выявлять возможные потеки масла и устранять их причины. В остальном устройство не вызывает недоверия. Это намного дешевле, чем постоянно ремонтировать российскую роботизированную коробку, которую ранее ставили на данную машину. Очень интересно, что первые отзывы о машинах с вариаторами намного лучше, чем о транспорте с российскими автоматами. Это уже говорит о том, что можно смело рассматривать машину в качестве покупки.

Мнения о каждой автоматической трансмиссии

Гидротрансформаторной АКПП «Лада Х-Рей» пока что не имеет.

«Лада Х-Рей» с автоматом располагает двумя вариантами коробок, отличительные черты которых и отзывы владельцев мы приведем ниже:

  • на Lada X-Ray устанавливается роботизированный автомат производства ВАЗ на базе 5МКПП 2181 (индекс 21827);
  • на «Лада Х-Рей Кросс» устанавливается бесступенчатая КП Jatco JF015E (Япония).

Роботизированная 5 МКПП ВАЗ 21827

Посмотрим, что думают о них владельцы этих машин.

Робот

Претензии к роботу вполне обычные: рывки, включения с ударом, излишняя задумчивость при переключении скоростей, что особо допекает на подъемах. А если на склоне произошла остановка, необходимо воспользоваться стояночным тормозом.

В общем, едет, как многие. И, как многие роботы, проигрывает классическому автомату.

Есть и стандартный перечень преимуществ, но хотелось бы отметить, что эта РКПП не боится буксировок, не требует прогрева. Даже в мороз можно сразу ехать. Наконец, она проста в обслуживании, ведь ее основа — это механическая коробка.

Отзывы о роботе «Лада Х-Рей» восторженными не назовешь, но в целом владельцы проявляют терпение к отдельным недостаткам.

Бесступенчатая трансмиссия

На модели «Кросс» устанавливается вариатор Jatco JF015E.

Он работает со своим старым партнером ― двигателем H4M (1,6 л) от Nissan/Renault.

Эта комбинация давно испытана на Nissan Juke, Renault Megane и других автомобилях.

Вариатор необычный. В помощь основному узлу ― ремню и конусам ― он оснащен планетарной передачей и имеет две ступени для движения вперед. По замыслу конструкторов, это исключает работу ремня в критических по износу положениях, т. е. у края шкива. Когда ремень постепенно подходит к максимальному диаметру, происходит переключение передач, он занимает новое, благоприятное положение, и плавное изменение передаточного отношения начинается снова.

А еще при переключении на задний ход ремень не меняет направления движения.

Кроме того, коробка получилась легкой и компактной. Она рассчитана на передачу небольшого крутящего момента (всего 180 нм).  Усложнение конструкции заставляет задуматься о надежности механизма. Согласитесь, что вес и размеры КПП не очень-то волнуют потребителя.

КП Jatco JF015E

Владельца больше интересует отсутствие неожиданных сюрпризов, комфорт и готовность механизма работать в тяжелых условиях. Надо сказать, что с задачей сохранения качества при усложнении системы производители справились.  Отзывов в стиле: «Всё ломается, и ездить невозможно» не наблюдается.  Коробка работает плавно, езда комфортная.  Разгон до 100 км/час ― 12.3 с. При экономичности 7,3 л/100 км. В разных источниках характеристики несколько отличаются, но вариатор примерно соответствует механике. Приемлемо.

Владельцы отмечают комфорт и хорошую управляемость.  Но ограничения, накладываемые на эксплуатацию, остались. Он по-прежнему критичен к температуре масла, не любит спортивной езды, буксировки, езды по плохим дорогам.

Специалисты настоятельно рекомендуют менять масло раз в 40 000 км пробега, с целью удаления стружки, неизбежно образующейся в парах повышенного трения.

Чем отличаются робот (АМТ), вариатор и гидроавтомат

В ходе обсуждения различных типов трансмиссий в сети робот и вариатор (больше робот) часто называют ненастоящей автоматической трансмиссией, псевдо-АКПП и т.д. Позволим себе простыми словами внести ясность.

Автоматическая трансмиссия — это та, которая не требует от водителя выжимать сцепление и переключать скорости. Педали две, а не три, как у механики.

Коробка АМТ на «Лада Х-Рей»

Таким образом, все три типа являются автоматическими. Да, робот — это механическая КПП, которую снабдили ЭБУ и исполнительными механизмами, но после этого он стал автоматическим по своей основной функции ― освободить человека от приведения в действие сцепление и переключения передач. А техническое решение задачи автоматизации иное.

Классический гидроавтомат (именно его принято называть АКПП) передает крутящий момент и изменяет передаточное отношение с помощью гидротрансформатора и нескольких планетарных передач.

Вариатор тоже имеет гидротрансформатор, выполняющий функции сцепления.  Коробка плавно, бесступенчато изменяет передаточное отношение при помощи механизма, работающего на трении. Как таковое, переключение передач отсутствует.

Роботизированная трансмиссия — это механическая КПП в сборе со сцеплением, оборудованная исполнительными механизмами переключения передач и выжима сцепления, а также электронным блоком управления (ЭБУ) и датчиками.

Немного о вариаторе

Производитель устанавливает на новые XRAY вариатор Jatco JF015E. Это трансмиссия с клиноременным механизмом отличается плавностью переключения,позволяет комфортно передвигаться в разных скоростных режимах. Диапазон передаточных чисел КПП: 3,873-0,532. Главная передаточная пара: 3,882:1.

Многих поклонников кроссовера волнует, изменился ли дорожный просвет автомобиля после установки вариатора. Нет, он остался таким же, как и у моделей с механикой, и составляет 21,5 см. Поэтому любители машин, которые отлично чувствуют себя на любой дороге, могут смело смотреть в сторону Lada XRAY Cross.

Тест-драйв машины с вариатором — как едет Lada XRAY?

Если вы ездили на данной машине, оснащенной механической коробкой передач и AMT, то знаете, насколько сыро выглядит XRAY в поездке. Есть проблемы с экстренным торможением, вибрацией на холостых оборотах, слишком сильным ревом двигателя при динамичном разгоне, необдуманными переключениями робота и хаотичным поведением компьютера, который управляет роботизированной коробкой. Такие особенности дают явные преимущества новой разработке и позволяют использовать ее на максимуме возможностей.

При поездке на вариаторе вы получите такие ощущения:

  • автомобиль просто неузнаваемо ведет себя в различных условиях и позволяет более качественно управлять возможностями транспорта, эта гибкость раньше была присуща только иномаркам;
  • очень тихо на первый взгляд едет машина, но все дело в отсутствии ужасного рева двигателя на повышенных оборотах, это отрабатывает выхлопная система с качественным глушителем;
  • а вот сам вариатор шума в салон добавляет, и это также ощутимо с точки зрения качества эксплуатации автомобиля, но критичного загрязнения звуками в салоне не будет, это хорошая новость;
  • с самый малых оборотов вариатор подстраивается под поведение двигателя и передает на колеса ровно нужное количество крутящего момента, это дает отличные ощущения контроля над мотором;
  • при нажатии на педаль газа резко вы почувствуете определенные преимущества, словно на автомате использовали кикдаун, чтобы подзадорить двигатель и получить больше преимуществ при обгоне.

Как таковых кнопок переключения режимов Drive Select в машине нет. CVT справляется с выбором режимов автоматически. При скорости до 15 км/ч движение будет плавным, а передача крутящего момента станет более ровной. Свыше этих скоростей включаются возможности вариатора и начинается плавная регулировка положения ременного привода в коробке. Уже на 40-60 км/ч вы будете ехать на самом экономичном режиме, но при нажатии на педаль газа CVT вернет ремень в предыдущие положения и позволит более задорно стартовать на обгон, к примеру.

Двигатель

На Иксрей с механической коробкой передач устанавливались двигатели производства АвтоВАЗ объемом 1,8 литра, на обновленном кроссовере таких силовых агрегатов мы не увидим. Lada XRAY Cross с вариатором будет выпускаться с мотором Renault H4M (Nissan HR16). Установка такого двигателя на эту модель планировалась изначально, но в 2016 году производитель изменил свою стратегию.

ДВС H4M имеет объем 1,6 литра, обладает мощностью 113 л.с. и крутящим моментом 152 Нм. Время разгона до сотни составляет 12,8 сек. Двигатель имеет блок и головку из алюминия, цепной привод ГРМ, 4 цилиндра, расположенных в ряд. Электронный впрыск имеет две форсунки. Силовой агрегат соответствует стандартам ЕВРО 5.

Мотор может беспрепятственно работать на бензине марки АИ-92. Средний ресурс, заявленный производителем, составляет 250 тыс. км пробега.

Опыт использования двигателей Nissan HR16 на других марках автомобилей позволяет определить спектр типичных проблем:

  • прогорание прокладки глушителя;
  • затрудненный запуск при низких температурах;
  • быстрый износ подушек ДВС;
  • залегание маслосъемных колец при эксплуатации на малых оборотах;
  • необходимость регулировать зазоры клапанов.

В целом при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании этот двигатель очень надежный. Он не впечатляет динамикой, но для спокойной ежедневной езды подходит идеально.

Подводим итоги

Чтобы узнать больше о возможностях вариатора, можно использовать тест-драйв в салоне Lada. Для этого достаточно прийти в один из дилерских центров и получить на тестовую поездку машину в нужной комплектации. Уже при первой поездке вы почувствуете все прелести данной комбинации технической части Lada XRAY Cross. Но в целом нужно прокатиться на машине во всех режимах и понять основные особенности ее поведения, чтобы получить больше интересной информации. Очень часто это позволит предотвратить покупку того авто, которое изначально вам не очень нравится. Но в целом Лада XRAY Cross в комплектации с CVT выглядит и чувствуется неплохо.

Машина стоит от 846 000 рублей в самой бедной комплектации и до 950 000 рублей в богатых версиях. За миллион можно купить одну из самых наполненных версий XRAY Cross, и это неплохой ценник. С другой стороны, конкурентов в этом ценовом классе также появляется немало. Можно найти множество интересных машин, которые на самом деле стоят вашего внимания. Понятно лишь то, что машина очень и очень интересна покупателю, который не хотел брать XRAY Cross только из-за российского робота. Теперь японский вариатор увеличил шансы на продажу машины, так что это очень неплохая идея российского концерна. А что вы думаете по этому поводу?