Оглавление
Спутник, который не взлетел
Имя для первого переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 утвердил сам главный конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Мирзоев.
«Дизайнеры дали на конструкторскую разработку графику с названием «Спутник». Мы разработали чертеж орнамента двери задка, принес я его на подпись к Мирзоеву и говорю ему: «Георгий Константинович, ведь название «Спутник» еще не утверждено». На что последовал ответ: «Пусть привыкают». И чертеж был подписан», — вспоминал конструктор Георгий Троицкий (цитируется по книге «Высокой мысли пламень»).Современный на тот момент автомобиль, разработанный совместно с Porsche, вполне заслуживал такого названия.
Слава в соцсетях
Малолитражный автомобиль «Жигули ВАЗ-2108» на выставке «Автопром-84» на территории ВДНХ, 1984 год
Фото: РИА Новости/Виктор Чернов
«Для нашей страны это такой же повод для гордости, как первый спутник», — пишет Владимир Мельников из «Авторевю».
Однако имя «Спутник» не прижилось и в народе машину прозвали «восьмеркой» или «зубилом» — за странный «клюв» на решетке радиатора. Следующая модель — пятидверный хетчбэк-2109 получила новое название «Самара», которое затем распространили на всё семейство машин. Впрочем, параллельно машины продолжали неофициально именовать по индексу модели — «восьмеркой», «девяткой», а седан — «девяносто девятой».
Слава в соцсетях
Автомобили ВАЗ-2109 на заводском треке, 1987 год
Фото: ТАСС/Ю. Белозеров
В итоге следующее поколение вазовских машин осталось без дополнительного имени и называлось просто «десятым» семейством по индексу головной модели — седана 2110.
Надежда умирает первой
А вот минивэн «Надежда» —полноприводный однообъемник на базе «Нивы», в буквальном смысле не оправдал надежд. Силуэт машины стал развитием футуристических концептов ВАЗа, прозванных «бананами». Концепция полноприводного минивэна вообще была необычной для 1990-х, однако подвело исполнение.
Автомобиль готовили в крайней спешке и вместо первоначально задуманных узких фар наградили его четырьмя круглыми. За пучеглазость машину прозвали в народе «Надежда Константиновка», но рестайлинг ничего не изменил. Качество сборки хромало и перевешивало все связанные с практичностью машины плюсы. Кроме того, себестоимость минивэна оказалась очень высокой и в 2006-м ВАЗ свернул его производство, выпустив чуть больше 8 тыс. штук.
Подкупают ценами и прикрываются Renault
Собственных мощностей «АвтоВАЗ» у нас не имеет. И данные о том, что, как говорит Омельницкий, российские автомобили собирают на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ, принадлежит корпорации «УкрАвто»), подтвердили и многие другие наши собеседники. Впрочем, для участников украинского рынка это уже давно не секрет.
Важно и следующее. Еще в 2017 году контроль на «АвтоВАЗ» получила французская компания Renault
Это стало хорошей возможностью для производителя российских авто в Украине, во избежание лишних разговоров, прикрыться и этим.
Украинцам просто начали объяснять, что Lada – это практически французский автомобиль.
В общем расценки на шесть предлагаемых моделей, согласно информации на том же сайте, следующие:
- седан Granta – 200 тыс. грн;
- кроссовер Xray – 270 тыс. грн;
- универсал Vesta – 273 тыс. грн;
- внедорожник NIVA – 307 тыс. грн;
- Largus – 342 тыс. грн;
- Vesta SW Cross – 350 тыс. грн.
Редакция UBR.ua отправила в «УкрАвто» соответствующий запрос с просьбой пояснить сборку в Украине российских авто, но на момент написания материала ответа не последовало. Кроме Lada, на «ЗАЗ» из российских комплектующих собираются автомобили Renault Arkana и Kia Rio.
Но справедливости ради подчеркнем, что дело не только в Lada и «АвтоВАЗе», но и в том же российском ГАЗе, который в нашей стране представляет «Мотор Девелопмент Групп». Правда, в последней решили действовать более открыто, выпуская грузовики из машинокомплектов российской «Газели» под собственным брендом – HDC, совершенно этого не скрывая.
Наконец, остается открытым вопрос, почему в Кабмине, зная, очевидно, об обходных способах постановления, не решат этот вопрос, наложив запрет на импорт, в том числе, и российских комплектующих.
Вероятнее всего, предполагают наши собеседники, речь идет о наличии на нашем рынке нескольких крупных игроков, которые, злоупотребляя монополией, оказывают давление на чиновников.
- <<
- На главную
-
Теги:
авторынок
Нива и крокодил
Прототип внедорожника будущей «Нивы» испытатели прозвали «Крокодилом Геной» — за приземистый кузов зеленого цвета. Тем более что на заводе проходил испытания другой прототип «Чебурашка» — переднеприводная микролитражка.
Название «Нива» вообще появилось как аббревиатура из первых букв имен детей конструкторов Петра Прусова и Владимира Соловьева — Наташа, Ирина, Вадим, Андрей. Вазовцам даже пришлось обращаться за разрешением на завод «Ростсельмаш», который уже выпускал под именем «Нива» комбайн, но хлопоты того стоили. Название отлично подходило легковому внедорожнику и намекало на сельские просторы, основной регион его обитания. И оказалось очень успешным — «Нива» была единственной моделью Волжского автозавода, которую не именовали по индексу.
Слава в соцсетях
Участок сборки автомобилей ВАЗ-2121 «Нива», 1976 год
Фото: ТАСС/Юрий Белозеров
Концерн General Motors, заключая с «АвтоВАЗом» соглашение о совместном производстве внедорожника, приобрел и права на бренд «Нива». Таким образом, новая модель называлась Chevrolet Niva, а старую переименовали в Lada 4×4. Только в прошлом году «АвтоВАЗу» с выкупом американской доли в совместном предприятии удалось вернуть права на ставший легендарным бренд.
Изменить приоритет
В конце 2003 года все автомобили Волжского завода были переименованы из «ВАЗов» в «Лады». Появилось и новое имя — «Калина». Его придумал дизайнер машины Евгений Лобанов. Название звучало несколько наивно, но сочеталось с мягкими линиями кузова. С этого момента «АвтоВАЗ» снова почувствовал вкус к неймингу и поручил агентству BBDO Instinct придумать имя для рестайлинговой «десятки».
Слава в соцсетях
Lada Priora на Московском международном автосалоне – 2010
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
«Мало кто знает, что в 250 отобранных наименований для составления шорт-листа изначально не входило имя Priora. Но там был вариант Prioritet. Мне он показался неплохим, но длинноватым для написания на крышке багажника. Да и в сочетании с Lada Proiritet выглядел немного несбалансированным. Поэтому при составлении своего варианта шорт-листа я изменил Prioritet на Priora и направил коллегам из BBDO с соответствующими комментариями, — вспоминает бывший начальник управления по маркетингу «АвтоВАЗа» Александр Бредихин. Он отстоял свой вариант и Priora неожиданно для всех победила в фокус-группах.
«Приора» создала стандарт для успешного имени «Лады» — слово с латинскими корнями из двух трех слогов и с окончанием на букву «а». Исключение из правил — модели, созданные на платформах Renault-Nissan, Xray и Largus.
Кроме того, название Priora без разночтений писалось латинским шрифтом, на который в к тому времени перешел ВАЗ.
Может не понравится «Опелю»
Из выбранных в соцсетях имен разве что «Слава» вызовет вопросы, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. И действительно, непонятно, какая слава закрепится за новой моделью.
«Очень неплохо в таких случаях подходят географические названия. У людей меньше возможностей их коверкать. Например, Волга, Ока. Лада может быть «Онегой», — сказал Кадаков. По его словам, сейчас для названий автомобилей хорошо подходят и придуманные слова.
«Любое название нужно прокачивать через международные базы. Были случаи, когда что-то пришлось менять. Самый классический — с моделью Ижевского автозавода ИЖ «Орбита», который пришлось переименовывать в «Оду», потому что имя оказалось занятым, — рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто.
Слава в соцсетях
Opel Omega
Фото: Opel
Иногда проблемы случаются даже с отдаленно похожими названиями, как это было, например, с брендом Aurus. Так что имя Onega может не понравиться «Опелю», у которого есть в запасе Omega, а Alta — Suzuki с его Alto.
Максим Кадаков вспомнил недавнюю историю, когда Chery не дали зарегистрировать в России бренд Exeed, так как у Kia уже была модель Xceed. Пришлось писать название новой марки слитно: CheryExeed. Так что выбор имени для новой «Лады» теперь в руках юристов и маркетологов, считает Кадаков.