Двигатель ваз 2103

Оглавление

Конструкции

Двигатель 11193 сконструирован для установки на автомобиль Лада Калина различных модификаций. Объема в 1,6 л и мощности в 102 л.с. для этой машины хватает. Мотор с рядным расположением цилиндров располагается в моторном отсеке в поперечном направлении. 4 цилиндра диаметром 82 мм расходуют 9,6 л бензина на 100 км пути. Головка блока цилиндров выше, чем у предшественника. Высота ее составляет 197,1 мм за счет повышенного хода поршней. Двигатель оснащен электронной системой зажигания.

В качестве особенностей конструкции отмечают:

  • частое повреждение ремня приводной системы, закупорка масляного, топливного и воздушного фильтров;
  • возможные дефекты поршневых колец;
  • снижение давления масла.

Чтобы избежать тяжелых последствий в результате этих неисправностей и увеличить ресурс работы, двигателя рекомендуется менять на нем ремни через 50-65 тыс. км пробега автомобиля.

Детали выполнены из стали высокого качества и имеют повышенную прочность. Для повышения мощности на 10% заслонка дросселя оснащена электроприводом. Это обеспечило и снижение токсичности выхлопных газов. Клапанный механизм состоит из 16 клапанов. Блок с улучшенной поверхностью цилиндров соответствует требованиям времени. Найти его можно по цвету: блок 11193 окрашен серой краской.

Если придется перебирать агрегат, после снятия демонтируются:

  • насос, работающий в системе охлаждения;
  • генератор;
  • стартер электрический;
  • насос топливной системы;
  • коллекторы;
  • ремень распределительных валов;
  • крышка клапанного механизма;
  • маховик;
  • механизм сцепления;
  • ГБЦ.

Дефектные детали немедленно заменяются. Меняются сальники, уплотнения и прокладки. Сборка производится в обратном порядке. Перед поездкой необходимо осматривать главные узлы автомобиля, постоянно следить за показаниями датчиков уровня технических жидкостей.

Двигатель можно устанавливать на десятую модель автомобиля. Для этого подходят все приливы и крепежные отверстия блока цилиндров. Тюнинг или доработку делать нецелесообразно, чтобы не испортить мотор.

Какое масло выбрать и как его правильно заменить

Среди большого и разнообразного выбора можно найти синтетическое и минеральное масло. Они отличаются между собой тем, что последнее способно вымывать из мотора все ненужные и лишние отложения.

Но в автомобилях этой марки запчасти изготавливаются из нитрильной резины, которая способна растворяться в качественном синтетическом масле. Для полного предотвращения этого процесса необходимо заменить все резиновые детали на аналогические запчасти из акрила. Они будут работать с любым синтетическим маслом.

После того, как все комплектующие детали будут заменены, можно выполнить переход и на синтетический аналог масла.

Замена масла в двигателе ваз 2106 осуществляется самостоятельно или на станции технического обслуживания, где мастера попросту сольют старое минеральное масло и зальют новое; либо специально предназначенное моющее средство для промывания (в случае сильно загрязненных деталей).

В последнем случае – двигатель 2106 будет запущен на десять минут, чтобы залитая жидкость смогла вымывать все остаточные отложения от использования устаревшего минерального масла.

Важно:

Такой процесс работы необходим для того, чтобы новое синтетическое масло не смешивалось с частичками использованного минерального масла.
В противном случае можно столкнуться с закупоркой масляных каналов. Заниматься заменой масла в двигателях ваз 2106 нужно имея определенные знания. Иначе такое вмешательство приведет к поломке мотора.
Если транспортное средство эксплуатируется уже достаточно длительное время, то на гильзах и прокладках образуется налет от сгорания

В сальниках и прокладках головки блока отверстия могут закупориваться.
Особенное внимание нужно обратить на общее состояние всех внутренних деталей, в особенности проверить сальники и прокладки.
Когда внутри системы наблюдаются избыточные показатели давления во время засорения подводящей трубки, то можно ожидать протечку масла.
Поэтому для замены масла нужно покупать его качественную марку, которая была проверена не одним десятком лет.

Историческо-автомобильное: andrews_answer

Влез в дискуссию и, как водится, сам себя озадачил. Простой, казалось бы, вопрос… Итак, исходные данные задачи — Ваз-2101 первых серий, маркировка двигателя выполнена с буквой D, носится как в жеппу ужаленный по сравнению с более старшими братьями. Вопрос — шо це було, тату?Строго говоря, вопрос маркировки автомобиля, двигателя и отдельных его частей — это вам не слоников из чего-то там лепить, сколько людей, столько и версий. Наша же задача попроще, маркировка двигателя. В целях экономии времени рассматриваем именно и только отрезок 1970-1974 год, что на самом деле мало облегчает нашу задачу, хехе.Давайте поставим себя на место неофита-автолюбителя и посмотрим под капот в поисках маркировки двигателя. Окажется, что под таковую может попасть как минимум две (это я чтобы не умножать сущности сверх меры, к тому же это не влияет на конечный результат) — маркировка блока цилиндров и маркировка головки блока. Начнем сверху, с головки. Что менялось? Двигатель ВАЗ-21011 является модернизированной моделью двигателя ВАЗ-2101. В двигателе ВАЗ-21011 увеличен диаметр цилиндра на 3 мм (79 мм у ВАЗ-21011 против 76 мм у ВАЗ-2101), объем камеры сгорания двигателя ВАЗ-21011 при степени сжатия 8,8 увеличен до 41,9 куб.см против объёма камеры сгорания на двигателях ВАЗ-2101 выпуска до 1974 г. 38,4 куб.см. В соответствии с этим мощность двигателя ВАЗ-21011 повысилась до 69 л.с. С 1974 г. завод перешел на выпуск двигателей со степенью сжатия 8,5, что обеспечило более магкую и долговечную их работу. Для перевода двигателей на новую степень сжатия с сохранением мощностных, экономических и динамических характеристик объем камеры сгорания в двигателе ВАЗ-2101 увеличен до 39,5 куб.см, а у двигателей ВАЗ-21011 снижен до 39,5 куб.см, что позволило унифицировать ГОЛОВКИ БЛОКА ДВИГАТЕЛЕЙ. При сохранившихся мощностных показателях рабочие объемы цилиндров двигателей составляют соответственно 1198 куб.см и около 1300 куб.см.Т.е. первая версия — различие в головке блока, у первых серий была выше степень сжатия на 3 десятых, что давало прирост мощности. Копеечный, правда, извините за каламбур.Что еще? Оказывается, в период с 1972 по 1974 менялись настройки карбюраторов на уровне подбора жиклеров и диаметра отдельных воздушных каналов, т.е. довольно существенно. Делалось это в угоду будущей экологии и влияло на динамику заметно сильнее, чем степень сжатия. В конце концов эта работа с «Озонами» была свернута и появился разлюбимый «Солекс». Тоже вполне себе версия.Но мы до сих пор никак не объяснили букву «D». Тут немного запутано. Дело в том, что эта буковка скорее всего вообще никак не влияет на параметры мотора. Это технологическая маркировка блока цилиндров и показывает класс оного, что означает просто диаметр цилиндра с точностью до тысячных. Табличка классов:

Класс Диаметр цилиндраВАЗ 2101,21013 Диаметр цилиндраВАЗ 21011
А 76,000-76.010 79.000-79.010
B 76,010-76,020 79.010-79.020
C 76,020-76.030 79.020-79.030
D 76,030-76,040 79,030-79.040
E 76,040-76,050 79,040-79,050

Обозначение делается для последующего подбора поршней, обычное сборочное дело. Понятно, что сотка в диаметре цилиндра повлияет на мощность и крутящий момент еще меньше, чем три десятых степени сжатия. Различие в диаметрах не показывает ничего, кроме разницы в технологической оснастке. Т.е. действительно одни блоки могли делать в Италии, а другие в СССР. Совсем уж просто: эта маркировка никак не может влиять на параметры двигателя напрямую, только косвенно может указать на место производства.Как говорится, найдите ошибку в рассуждениях.

Итого: Разница в маркировке объясняется незначительным различием геометрии блока. Возможная (!) разница в динамике автомобиля объясняется возможной разницей в степени сжатия, возможным различием регулировок карбюратора и разницей в культуре сборки двигателей. Плюс народным творчеством, конечно.

Вот такой, блин, автодетектив.

andrews-answer.livejournal.com

Обслуживание мотора ваз 2106

Чтобы определить все возможные проблемы в автомобиле необходимо выполнить тщательную диагностику всей конструкции. Мастер и специалист смогут установить параметры работы в каждом отдельном механизме целой системы.

Сложность ремонтных работ определяется исходя из общего состояния мотора и имеющихся дефектов. Чтобы сделать точные оценки необходимо выполнить детальные исследования силовой нагрузки

Также особенное внимание обращается на все системные компоненты

Разборка двигателя ваз 2106 требует исключительно профессионального подхода. Более опытные водители смогут купить специальную книгу в виде руководства, которая продается в любом автомобильном магазине.

Для выполнения разборки и сборки двигателя ваз 2016 нужно обладать знаниями и опытом работы, а также иметь полный набор инструментов.

Популярные поломки двигателя

  1. Несвоевременная замена масла или использование более низкого качества приводит к тому, что после пробега 6 тыс. км диаметры цилиндров могут увеличиться примерно на 0,15 мм.
  2. Повышенный износ распредвала
  3. Стук в двигателе ваз 2106. Наиболее популярное решение проблемы – это регулировка клапанов. Еще одной причининой может быть детонация, происходит это из-за низкооктанового топлива, нагара в камере сгорания и неверная установка зажигания. Проблема решается соответственным устранением этих дефектов. Если же ситуация не наладилась, то стук может быть еще из-за неправильной работы поршневых пальцев или шатунных подшипников, в этом случае рекомендуется обратиться в станцию технического обслуживания.
  4. Если же стук исходит из нижней части мотора и при этом произошло падение давления масла, это означает пополомку коренных подшипников. В таком случае необходимо заглушить мотор и использовать буксир для отправки авто на СТО.
  5. Если стук как скрип, необходимо проверить успокоитель и натяжитель цепи ГРМ, если скрежет со стуком — подшипник помпы.
  6. Если вдруг ваш мотор заглох на ходу, первым делом проверьте систему питания или зажигания.
  7. Если глохнет на холостом ходу и при всем этом обороты холостого хода отрегулированы нормально, попробуйте отрегулировать воздушную заслонку.
  8. Почему троит мотор? Одни из причин: неверно отрегулированные клапана, либо они просто прогорели, вышла из строя прокладка ГБЦ (дополнительно на это укажут скачки температуры охлаждающей жидкости и дым из выхлопной системы). Также к причинам можно отнести низкооктановый бензин иневерно отрегулированный карбюратор.
  9. Вибрация мотора. Первая причина износ подушек. Другие — дисбаланс коленвала и карданного вала, разные поршни. Проводим диагностику на СТО и там же устраняем проблему.

Особенности капремонта мотора автомобиля ваз 2106

Перед тем, как проводить капремонт необходимо осуществить демонтажные работы. Для выполнения этого этапа капитального ремонта используются специальные слесарные и измерительные инструменты.

Сборка двигателя ваз 2106 должна выполняться квалифицированными специалистами. Порядок выполнения предварительной работы:

  1. Отвинчивание крепежей, которые расположены на раме.
  2. Ослабление хомута шланга бензинового насоса, а также демонтаж изделия.
  3. Вытягивание прокладочных пластин возле бензинового насоса.
  4. Отсоединение проводов от каждой свечи.
  5. Достается прижимающая пластинка.
  6. Демонтажные работы в трамблере.
  7. Отвинчивание крепежных элементов на генераторе.

Чтобы демонтировать кожух ГБЦ и маховик необходимо иметь опыт ремонтных работ или обратиться за квалифицированной помощью к специалисту на станцию технического обслуживания.

Сборка двигателя ваз 2106 требует определенных навыков и небольшого опыта работы. Иногда практически невозможно самостоятельно определить в какой части мотора имеется стук в двигателе ваз 2106. Разборка пальцев требует особенного подхода и тщательной диагностики.

Неисправности мотора ВАЗ 21011

Мы уже писали о том, что первые вариации моторов ВАЗ 2101 и 21011 и по сей день считаются одними из самых долговечных и надёжных. Однако как и любое техническое устройство, даже самый стабильный мотор рано или поздно начинает «капризничать».

Главными признаками этих «капризов», то есть будущих неисправностей, считаются следующие факторы:

  • невозможность запустить мотор;
  • неравномерность работы двигателя на холостых оборотах;
  • сокращение мощностных характеристик;
  • быстрое нагревание;
  • выявленные шумы и стуки;
  • возникновение белых выхлопов.

Видео: как должен работать исправный мотор на «копейке»

Внешний вид авто не должен вводить в заблуждение: поломки и неисправности мотора никак не зависят от чистоты кузова и тщательной полировки ЛКП

Невозможность запуска

Важно понимать, что отсутствие реакции мотора на поворот ключа в замке зажигания — это глобальная проблема. Так, например, если стартер проворачивается, а движок при этом никак не реагирует, то поломка может скрываться в любом из этих элементов:

  • катушке зажигания;
  • распределительном узле;
  • прерывателе;
  • цепочке зажигания (короткое замыкание);
  • бензиновом насосе;
  • карбюраторной установке.

Поэтому если невозможно запустить мотор, не стоит сразу же бежать в автомагазин и покупать все эти элементы для замены. Первым делом необходимо проверить наличие напряжения на катушке (поступает ли ток с АКБ). Далее обычным тестером замеряется напряжение на остальных узлах. Только после этого стоит начинать искать проблемы в бензиновом насосе и карбюраторной установке.

Видео: что делать, если двигатель не заводится

Неравномерность работы на холостом ходу

Если «копейка» крайне нестабильно чувствует себя, когда мотор работает вхолостую, то проблема может быть вызвана неисправностями в системах зажигания или питания. Стандартно нестабильность функций двигателя 21011 обычно связана с:

  • поломками электромагнитного клапана карбюраторной установки;
  • сильным засорением фильтрующих элементов в топливно-воздушной системе;
  • нарушениями в формировании горючей смеси в карбюраторе;
  • залипанием свечей зажигания;
  • окислением/пригоранием контактов сетей;
  • обрывом проводки.

В любом случае стоит начать поиск неисправностей с проверки системы зажигания.

Видео: неустойчивая работа ДВС

Сокращение мощностных характеристик

Изначально снижение тяги двигателя водитель может заметить только при подъёме в гору или на на обгонах. Позже затруднения при наборе скорости могут стать рядовой проблемой автомобиля.

Сокращение мощности силового агрегата связывается со следующими неисправностями:

  • поломками бензонасоса;
  • сильным засорением фильтрующего элемента в топливной системе;
  • неполадками в формировании качества горючей смеси;
  • наличием больших зазоров между контактами прерывателя;
  • выработкой поршней.

Стоит сказать, что первым делом при проверке нужно оценить, совпадают ли метки привода ГРМ и насколько точно выставлен угол опережения зажигания. Только после этого можно приступать к проверке работоспособности других «подозреваемых» узлов.

Видео: потеря тяги, что делать

https://youtube.com/watch?v=ZD4yBUYM4Jw

Быстрое нагревание мотора

Двигатель во время штатной работы всегда должен быть горячим — примерный температурный режим для ВАЗ 21011 составляет 90 градусов Цельсия. Однако если стрелка температуры мотора на приборной панели всё чаще без видимых причин ускользает в красный сектор — это сигнал тревоги.

Сильный перегрев мотора может быть вызван:

  • поломками термостата;
  • неисправностями работы водяного насоса;
  • отсутствием в расширительном бачке тосола;
  • сильным засорением радиатора;
  • разрывом ремня привода вентилятора радиатора.

Как только стрелка термостата переходит в красный сектор, необходимо остановиться и проверить уровень тосола в системе. Если жидкость находится на уровне, придётся искать истинную причину перегревания двигателя.

Видео: причины перегрева и действия водителя

Посторонние шумы и стуки

Двигатель ВАЗ 21011 тихим не назовёшь: во время работы он издаёт самые различные звуки. Однако внимательный водитель может услышать в рядовых шумах и необычные для машины стуки и звуки. Для 21011 это:

  • стук клапанов;
  • удары подшипников;
  • стрекотание пальцев поршней;
  • громкий шелест приводной цепи газораспределения.

Все эти посторонние шумовые эффекты не возникают сами по себе: обычно они связаны с сильным износом деталей и узлов. Соответственно, требуется замена механизмов в кратчайшие сроки.

Расположение номера двигателя на ВАЗ-2112

Случается, что незнающие автолюбители способны не один час провести под капотом автомобиля в поисках необходимого идентификационного номера. А дело всё в том, что за время эксплуатации некоторые из них могут покрыться толстым слоем грязи, что делает их просто не пригодной к визуальному восприятию без предварительной подготовки.

Схема расположения идентификационных номеров под капотом

На фото ниже указано схематично, где находятся все идентификационные номера под капотом.

Цифрами указаны места расположения ИД номеров.

  1. Тут расположена маркировка номера автомобиля ( VIN-код ).
  2. Под цифрой два, все установочные паспортные данные.
  3. Номер двигателя расположен под корпусом термостата, на блоке цилиндров . Для удобства придётся отвести в сторону корпус воздушного фильтра.

Номер двигателя тут!

VIN-код

Идентификационный номер автомобиля, кроме как на опорной чашке под капотом, выбит ещё и в нише для запасного колеса в багажнике. Как правило они всегда читаемы после небольшой очистки при помощи ветоши.

Номер двигателя на 16-ти клапаннике

Меняли термостат, сверили номер двигателя!

Чего нельзя сказать о номере двигателя, так как его расположение подвержено постоянному воздействию дорожной соли, реагентов и повышенной влаги. Чтобы было удобнее очистить и прочитать этот номер, необходимо снять корпус воздушного фильтра с гофрой и на блоке вы увидите 2 ряда цифр.

Чистые цифры-намного легче прочитать.

Верхний ряд обозначает модель двигателя, а нижний ряд непосредственно его номер.

Техническое обслуживание

Обслуживать двигатель нужно также как и другие модели классических силовых агрегатов. Тут все достаточно просто, поэтому большинство владельцев не сталкиваются с проблемами. Для корректной работы нужно менять ремень привода газораспределительного механизма раз в 40 тысяч пробега.

Смазывающая жидкость подлежит замене раз в 10 тысяч километров. Блок рассчитан на вместимость в 3.75 литра, но во время замены часть старой смазки остается внутри, поэтому туда рекомендуется заливать всего 3.5 литра.

Бензиновый и воздушный фильтр регламентируется заменять каждые 20 тысяч километров. Но тут уже необходимо смотреть по условиях эксплуатации, поскольку если мотор работает в сельской местности, где много пыли, то срок замены воздушного фильтрующего элемента существенно сокращается.

Клапана регулируются после пробега в 10 тысяч километров. Но как показывает практика, этот срок может существенно уменьшиться в случае использования плохого горючего, либо смазывающих жидкостей низкого качества.

8-ми клапанные двигателя

В отличие от 16-ти клапанных здесь используется одновальная система газораспределения. На каждый цилиндр по два клапана: впускной и выпускной. Такие двигателя являются надежными не гнущими клапана при обрыве ремня ГРМ, но значительно уступают в динамических показателях движения автомобиля, а так же в шумности работы ДВС.

Двигатель ВАЗ 11183

Данный двигатель устанавливался не только на Гранты, но и на 2114 последних годов выпуска. Двигатель является довольно шумным и требующим частой регулировки клапанов из-за отсутствия гидрокомпенсаторов. 183 мотор не гнет клапана при обрыве ГРМ. Это единственный мотор устанавливаемый на Гранту, который не боится обрыва ГРМ.

Технические характеристики ВАЗ 11183:

Подача топлива Инжектор
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Степень сжатия 10
Мощность (л.с.) 82
Объем двигателя (куб. см) 1596
Необходимое топливо Не ниже АИ 95
Крутящий момент (Н*м) 120

Двигатель ВАЗ 11186

Данный двигатель устанавливается на последние годы выпуска Гранты. В нем значительно уменьшили шумовые характеристики, увеличили степень сжатия, что привело к встрече клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ. Увеличение степени сжатия позволило добиться большей мощности от ДВС, что благоприятно сложилось на динамических характеристиках.

Технические характеристики ВАЗ 11186:

Подача топлива Инжектор
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Степень сжатия 10,5
Мощность (л.с.) 90
Объем двигателя (куб. см) 1596
Необходимое топливо Не ниже АИ 95
Крутящий момент (Н*м) 143

16-клапанный инжектор, 1,5 литра

С приходом этого мотора конструкция ГБЦ заметно усложнилась, появилось сразу два распределительных вала.

При этом процедура замены ремня ГРМ стала не такой легкой, как раньше, поскольку появилось два ролика и два шкива распредвала. Потребовалось все точно подгонять по меткам.

16-клапанник

Главный недостаток 16-клапанника — это гнущиеся клапаны при обрыве ремня ГРМ, чего не было на предыдущих моторах.

Новый блок управления, усовершенствованная конструкция, улучшенные характеристики не позволили достичь АвтоВАЗу желаемого результата, поскольку отзывы оказались достаточно негативные при выходе ВАЗ 2110 с новым 16-клапанным двигателем.

Хотя если судить сугубо по техническим параметрам, новинка существенно превзошла своих предшественников.

Характеристики

Характеристика

Показатели

Рабочий объем

1499 кубических сантиметров

Количество цилиндров

4

Количество клапанов

16

Мощность

93 лошадиные силы или 68 кВт

Крутящий момент

128 Нм

Система питания

Распределительный впрыск

Разгон 0-100 км/ч

12,5   секунд

Максимальная скорость

180 километров в час

Средний расход горючего

7,2 литра на 100 километров

Сделав работу над ошибками, инженеры АвтоВАЗ создали наиболее удачный и успешный мотор для «десятки» — 1,6-литровый силовой агрегат.

Вместо сердца: история жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?

Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen.

Наконечник «копья»

Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.

Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.

Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

Эволюция

Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо. ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.

Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

голоса

Рейтинг статьи

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Восьмиклапанный двигатель ВАЗ-21114 и шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21124 созданы на базе двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 и отличаются от них прежде всего рабочим объемом, увеличенным до 1,6 л.

Прирост рабочего объема достигнут за счет увеличения высоты блока цилиндров на 2,3 мм при тех же размерах шатунно-поршневой группы (высота от оси коленчатого вала до верхней плоскости блока увеличена до 197,0–197,1 мм).

Как и блоки цилиндров двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, блоки цилиндров двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 различаются отверстиями с резьбой под винты крепления головки блока: в блоке ВАЗ-21114 выполнены отверстия с резьбой М12 x 1,25 мм, а в блоке ВАЗ-21124 – отверстия с резьбой М10 x 1,25 мм.

Коленчатые валы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 одинаковы.

По сравнению с коленчатыми валами двигателей предыдущих моделей они имеют увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм.

Остальные параметры коленчатых валов нового образца остались прежними. Отличить их можно по маркировке.

Двигатель ВАЗ-21114 со снятой крышкой

Двигатель ВАЗ-21124 со снятой крышкой

Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21112 с восьмиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л

Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21104 с шестнадцатиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л

Блок цилиндров нового образца.

Маркировка осталась на прежнем месте (показано стрелкой)

Маркировка коленчатого вала для двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124: на противовесе отлиты цифры «11183» (показаны стрелкой)

Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 отличается увеличенной камерой сгорания (длина 81 мм, ширина 50 мм)

Отличить головку блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 можно по номеру «11183» на приливе (показан стрелкой)

Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 отличается от головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112 только увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод, поэтому ее можно установить и на двигатель ВАЗ-2112 (но не наоборот)

Поршни двигателя ВАЗ-21114 идентичны поршням двигателя ВАЗ-2111.

На двигатель ВАЗ-21124 устанавливаются поршни с лунками в днище под тарелки клапанов, увеличенными в глубину до 6,5 мм

Лунки практически предотвращают возможность соударения клапанов и поршней при обрыве ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).

11. В отличие от двигателя ВАЗ-2111 с попарно-параллельным впрыском топлива (за каждый рабочий цикл форсунки открываются дважды) на двигателе ВАЗ-21114 применен фазированный впрыск поэтому на новой модели двигателя применен распределительный вал со специальным штифтом, предназначенным для работы датчика фаз (штифт показан стрелкой)

Распределительные валы шестнадцатиклапанного двигателя остались без изменений.

Шкив распределительного вала двигателя ВАЗ-21114 (справа) отличается от шкива двигателя ВАЗ-2111 (слева) смещенной на два градуса меткой для установки фаз газораспределения

Метки на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-21124 также смещены на два градуса относительно расположения меток на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-2112.

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 не имеет площадки для крепления модуля зажигания, и в ней выполнены резьбовые отверстия для крепления катушек зажигания.

Также на двигателе ВАЗ-21124 применена новая крышка маслозаливной горловины – пластмассовая, с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124. Стрелками показаны отверстия с резьбой для крепления индивидуальных катушек зажигания для каждого цилиндра

Ресивер двигателя ВАЗ-21114 отличается от ресивера двигателя ВАЗ-2111 формой и выполнен из пластмассы

При этом крепление ресивера к впускной трубе и дроссельного узла к ресиверу аналогичны креплениям ресивера двигателя ВАЗ-2111. Уплотнены соединения резиновыми прокладками.

На двигателе ВАЗ-21124 вместо ресивера и впускного коллектора двигателя ВАЗ-2112 устанавливается неразборный впускной трубопровод, также выполненный из пластмассы.

Остальные размеры деталей, устройство, принципы работы и ремонта двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 аналогичны двигателям ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (см. Двигатель ВАЗ-2111 и Двигатель ВАЗ-2112).

Отдельные элементы систем охлаждения, питания, управления двигателем и выпуска отработавших газов двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 имеют новую конструкцию и не взаимозаменяемы с элементами аналогичных систем двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

Общие сведения

Специально для нового семейства были разработаны двигатели моделей ВАЗ-21081 (1100 куб. см), 2108 (1300 куб. см) и 21083 (1500 куб. см). Первые годы машины оснащались моторами с объёмом двигателя 1100 и 1300 куб. см. Первая 54-сильная версия поставлялась на экспорт, внутри СССР такие машины почти не продавались. Основную массу автомобилей для внутреннего рынка оснащали 64-сильным мотором.

Все двигатели семейства имеют высокую степень унификации. Различия только в блоках цилиндров (три вида, имеют разный диаметр и высоту блока), головках блоков (два вида, с различным сечением газовых каналов), поршнях (два вида, диаметром 82 и 76 мм) и коленчатых валах (два вида, колена под разный ход поршня).

Освоение самого мощного 72-сильного варианта двигателя 21083 затянулось на несколько лет. Но именно этому варианту было суждено стать долгожителем и продержаться в модернизированном виде на конвейере до настоящего времени. Широко применяющийся на продукции Волжского автозавода 87-сильный мотор с объемом цилиндров 1,6 литра создан на основе двигателя 21083.

Система смазки

Двигатель оборудован смешанной системой смазки: часть узлов смазывается от шестеренчатого насоса (подшипники валов), а часть — самотеком и разбрызгиванием (поршни, зеркала цилиндров и прочие узлы). Количество масла в картере двигателя 3,5 литра, однако все масло не сливается и для замены достаточно 3-3,2 литра масла.

Масло для двигателя 21083 должно иметь высокие смазывающие характеристики и способность сохранять свои свойства длительное время при различных температурах. Изначально для мотора рекомендовалось минеральное масло М6/10Г или 12Г.

В настоящее время владельцы применяют минеральное или полусинтетическое масло с индексами вязкости 5W40 или 10W40. При использовании полностью синтетического масла есть вероятность появления течей. Особенно часто это наблюдается у двигателей с большими пробегами.

Головка блока цилиндров

ГБЦ инжекторного двигателя 2111 такая же, как устанавливалась на модель 21083, отличие только одно – крепежные болты головки имеют большую длину.

Распределительный вал аналогичен 2110. Его посадочные размеры совпадают с валом от 2108, но профиль кулачков несколько иной, из-за чего увеличился подъем клапанов: впускные – 9,6 мм, выпускные – 9,3 мм (на 2108 и те и другие поднимались на 9 мм). Кроме того, были измены углы наклона кулачков относительно паза, в который устанавливается шпонка шкива приводного ремня ГБЦ.

Благодаря внесенным изменениям производителю удалось улучшить характеристики двигателя 2111.

Что касается привода ГРМ, то он конструктивно такой же, как и на 21083. Ремень (шириной 19 мм) имеет 111 зубьев с эвольвентным профилем.

Отличительные особенности двигателя ваз 2106

Двигатель ваз 2106 – это достаточно успешная доработка предыдущей версии мотора ВАЗ-2103, во время создания которого использовались современные технологии.

Производители поставили перед собой задачу любыми способами усовершенствовать уже готовую деталь:

Мощность удалось увеличить с помощью общего действующего объема мотора

Особенное внимание уделялось улучшению цилиндра.
Такие доработки повлияли на появление блока цилиндра 2106-1002011. Помимо диаметра представленная конструкция мотора больше не имеет никаких отличительных особенностей.
Во время производственного процесса специалисты дают отдельному цилиндру собственный класс

Сегодня существует около пяти наименований, которые различаются одним миллиметром. Им присваиваются следующие символы – А, В, С, D и Е. Посмотреть условный класс мотора можно внизу основания.
Неизменной оставили основную головку блока мотора с обозначением 21011-1005011-10. Чтобы изменить общий диаметр цилиндра производителям пришлось использовать новые прокладки.
Абсолютно все стандартные и общепринятые поршни имеют много аналогичных характеристик между собой. Представленный двигатель оснащен поршнями от мотора 21011, где номинальный диаметр равен 79 миллиметрам.

В новой модели мотора есть лунки цилиндрической формы, а также в несколько раз улучшены объемы. Во время работы в каждой отдельной области абсолютно все поршни будут нагреваться постепенно и равномерно. Именно таким образом удалось компенсировать возможные тепловые деформации. Также производители расположили терморегулирующие пластины из высококачественной стали в бобышках поршня.

Как увеличить мощность двигателя ваз 2106 и максимально снизить всевозможные динамические нагрузки на поршневую часть мотора? Нужно обратить внимание на наличие отверстия, которое предназначено только для поршневых пальцев