Оглавление
Советы по торможению, при езде с прицепом
Соблюдайте дистанцию! Помните – прицеп – это дополнительный вес. Торможение автомобиля с прицепом будет занимать больше времени (до полной остановки) и тормозной путь тоже будет больше. Старайтесь всегда, когда у вас на фаркопе находится что-то тяжелое держать несколько большую дистанцию.
Старайтесь предвидеть ситуации, в которых вам нужно будет тормозить и заранее планировать процесс торможения. Кстати, самый безопасный способ сброса скорости без потери управляемости – торможение двигателем (переключаетесь на пониженную передачу, плавно отпускаете газ и затем, тоже плавно, нажимаете на тормоз).
Используйте тормозной контроллер для прицепа. Если ваш прицеп оснащен тормозами, то вам необходим тормозной регулятор, чтобы правильно задействовать их. Одним из самых распространенных типов, являются электрические тормозные контроллеры.
Они питаются от бортовой сети автомобиля и за счет резервного аккумулятора. Срабатывает контроллер при нажатии вами на тормоз с силой, устанавливаемой контроллером. Если контроллер настроен правильно, водитель может притормозить «автопоезд», состоящий из буксирующего автомобиля и прицепа (трейлера, автодачи), также легко, как автомобиль без прицепа.
Какие документы нужны на прицеп
Чтобы оформить документы на прицеп для автомобиля, нужно подать заявление о постановке прицепа на учет заявление о постановке прицепа на учет в органы ГИБДД. Прицеп нужно зарегистрировать в ГАИ по месту Вашего жительства, регистрацию нужно пройти в срок до пяти дней с момента его приобретения. Далее нужно пройти проверку номерного знака, года выпуска, который должен совпадать с годом, указанным в паспорте транспортного средства, идентификацию цвета бортов. Марка и модель, идентификационный номер, номер кузова и рамы должны совпадать с указаниями в ПТС. Когда инспектор ГИБДД засвидетельствует прохождение такой проверки, нужно будет заплатить госпошлину за постановку на учет.
Какие документы нужно подать в ГИБДД для постановки прицепа на учет?
После проверки правильности оформления всех документов прицеп поставят на учет и в паспорте транспортного средства поставят отметку с печатью о том, что прицеп находится на учете.
Какая категория нужна на автомобиль с прицепом?
На автомобили, прицепы у которых не превышают по массе 750 кг, достаточно прав категории В, но если этот порог превышен, то нужны права водителя автомобиля-тягача. Допустима также максимальная масса, которая не превышает массу снаряженного автомобиля категории «В». В этом случае максимальная масса авто с прицепом не должна быть выше 3500 кг. В противном случае необходимо будет открывать категорию «Е», тогда масса прицепа может быть выше 750 кг.
Конечно-же, для получения прав другой категории Вам нужно будет пойти в автошколу, пройти курсы и сдать экзамен в госавтоинспекции.
Какие правила использования автомобильных прицепов?
Если Вы хотите использовать автомобильный прицеп с легковым автомобилем, то его масса не должна превышать массу самого автомобиля-тягача категории «В». Также для этого у Вас обязательно должен быть прицепной узел (фаркоп), а на самом прицепе необходимо установить стоп-сигналы и поворотники, электропроводку для освещения.
Нужно ли проходить техосмотр прицепа?
С 1 января года техосмотр в России на прицепы, которые принадлежат физическим лицам и имеют разрешенную массу до 3500 кг, отменен. Теперь проходить техосмотр прицепов будут только юридические лица.
Какие правила прохождения техосмотра прицепа к легковому автомобилю?
Проводят такой техосмотр один раз в два года, если прицеп не старше пяти лет. Для прицепов, возраст которых превышает этот порог, техосмотр нужно проходить раз в год.
В талоне техосмотра указывается месяц и год, когда владелец должен пройти технический осмотр прицепа в ГАИ. Для удобства дата прохождения чаще всего совпадает с датой техосмотра автомобиля или совпадает с последней цифрой регистрационного знака.
Общие правила
Тут я бы вам посоветовал заглянуть в предыдущие материалы, чтобы мне не пришлось повторяться.
Для начала ознакомьтесь с правилами перевозки прицепа, ссылку на которые я оставлю здесь
Не менее важной я считаю тему категории водительских прав для эксплуатации автоприцепа. Ссылка будет тут
А поскольку каждый прицеп следует обязательно зарегистрировать, то есть поставить на учет, в качестве инструкции по этим вопросам у меня также есть полезная статья. Здесь вы узнаете, какие документы нужны будут для оформления, а также что вас ждет в случае эксплуатации автоприцепа без регистрации.
Вообще правила управления авто с прицепом не сильно отличаются от общих правил по управлению самой машиной. Но есть несколько нюансов, о которых следует знать. А именно:
- Предельная скорость эксплуатации на автомагистралях за пределами населенных пунктов составляет 90 километров в час. На всех остальных дорогах не более 70 км/час или в рамках действующих дорожных знаков. Это актуально для автомобиля с прицепом общей массой более 3500 кг;
- Если вы передвигаетесь в темное время суток, на прицепе следует обязательно включить габаритные фонари. Также это правило действует при проездах тоннелей и плохо освещенных участков дороги;
- Нельзя использовать прицепы без документов. Ну тут правило действует давно. Ничего нового на этот счет не придумали;
- Автоприцепы можно соединять только с ТСУ, у которых есть сертификаты ;
- Запрещено соединять прицеп с самодельным фаркопом, не имеющим сертификатов соответствия или не прошедшим соответствующую проверку безопасности;
- Категорически запрещается перевозить людей в прицепах. Касательно перевозки в прицепе-даче есть отдельный материал. Ссылка будет здесь .
Что говорит ПДД
Чтобы получить право на управлением транспортными средствами, человек обязан иметь водительское удостоверение. Там указывается перечень открытых категорий, то есть видов ТС, которые водитель может управлять.
В 2021 году были внесены некоторые изменения в ПДД, в результате которых увеличилась важность категории Е. К ней относятся разные тягачи и автоприцепы
Детальнее про эту категорию можете почитать здесь .
В ПДД есть конкретные ситуации, в которых водитель допускается к управлению автоприцепом на дорогах общественного пользования:
- отсутствуют ограничения в плане видимости;
- нет затруднений для управления самим автомобилем;
- установленный прицеп не закрывает основное освещение на задней части машины;
- автоприцеп не загрязняет дорогу;
- при плохом освещении и в темное время суток на прицепе работает собственная светотехника;
- в ОСАГО есть пометка об эксплуатации автоприцепа (на этот счет почитайте очень полезную статью );
- в водительском удостоверении есть отметка, разрешающая управлять машиной с прицепом;
- автоприцеп прошел регистрацию в ГИБДД и оснащается собственным номерным знаком.
Если соблюдать все эти условия, никаких препятствий к езде с прицепом у вас не будет.
В приложенных ссылках вы найдете много полезной и актуальной информации, включая важные видео. Так что не вижу смысла дублировать все в новой статье.
Штрафы
Я понимаю, что наиболее актуальным вопросом является именно штраф, который водитель рискует получить при нарушении правил езды с автоприцепом.
Классификация автопоездов
Автопоезда имеют разные конфигурации, которые отличаются тяговой машиной, типом и количеством прицепов. В зависимости от типов груза меняется внешний вид и функциональность прицепной техники. Есть универсальные и узкоспециализированные фуры.
По виду полуприцепа
Конечно, классификация автопоезда зависит от полуприцепа. Именно сцепка определяет тип перевозимого груза. К универсальным фурам, способным перевозить разные виды продукции, относятся:
- Бортовые. Представляют собой платформу без крыши с откидными или съемными бортами по бокам. С помощью крана такую машину можно быстро загрузить или разгрузить. Их используют для транспортировки грузов без специальных требований к перевозкам – трубы, кирпич и некоторые строительных материалов, металлоконструкции и т. д. При необходимости на борта можно установить тент. И тогда получим следующий вид автопоезда
- Тентованные (еврофуры). Платформа, оснащенная стальным каркасом, на который натягивается плотный тент, сделанный преимущественно из ПВХ или прорезиненного брезента. Тент может устанавливаться и сниматься полностью или сдвигаться сбоку, по принципу штор.
- Шторные. Это одна из разновидностей тентованных полуприцепов, только тент разделён на три части: две боковые и потолочная. Это сделано для удобства погрузо-разгрузочных работ. Ещё одним отличием от тентованных собратьев является наличие задний портальных ворот.
- Шторно-бортовые. Они являются компромиссным решением, объединяющим в себя конструкцию шторных и бортовых полуприцепов. Кроме того, тент у них может крепиться не только за основание, но и за край борта.
По назначению
Для перевозки грузов, требующих особых условий транспортировки, используются специальные полуприцепы.
- Тралы. Эти тяжеловозы используют для транспортировки неделимых грузов большого размера и веса, а также для перевозки различной техники и оборудования. В зависимости от грузоподъёмности они могут иметь от двух до десяти осей.
- Контейнеровозы. Они предназначены для перевозки морских и железнодорожных контейнеров. Фура контейнеровоз используется при мультимодальных перевозках. Чаще всего осуществляют грузоперевозки от портов или железнодорожных станций до мест хранения. Особенность конструкции – раздвижная рама.
- Рефрижераторы. Используют для перевозки скоропортящихся продуктов, цветов, замороженных полуфабрикатов, требующих особых температурных режимов. В них имеется холодильная установка, поддерживающая заданную температуру даже во время заморозков или сильной жары. Кузов изготовлен из сэндвич панелей, заполненных пенопластом. Рефрижераторы имеют несколько классов в зависимости от поддерживаемой температуры.
- Изотермические. Борта этих прицепов изготовлены из многослойных панелей. Они являются «облегчённой» версией рефрижераторов и предназначены для сохранения внутренней температуры за счёт уменьшения теплообмена с окружающей средой. Используют для перевозки охлажденных продуктов, не требующих заморозки, хлебобулочных изделий.
- Цистерны. Бывают обычные модели и изотермические, оснащенные охлаждающими или нагревающими установками. Предназначены для транспортировки, временного хранения и дозирования жидких продуктов: ГСМ, пищевых, химических. Конструктивные особенности таких прицепов зависят от требований к перевозкам жидких грузов и предназначения.
- Самосвальные. Внешне похожи на бортовые, но оборудованы подъемным механизмом. Наклон может быть боковой или продольный. Загрузка бывает задняя и боковая. Используются в основном для транспортировки сыпучих грузов. Некоторые модели оснащают камнеотбойниками. Есть варианты с нижней разгрузкой, для отсыпки дорог и перевозки зерна, цемента.
- Цементовозы, муковозы. Такие фуры имеют полуприцеп специальной конструкции для перевозки мелкодисперсных сыпучих грузов. Оборудованы специальными верхними люками для загрузки и нижними для разгрузки.
- Джамбо. Полуприцеп нестандартной конструкции, состоит из двух частей разной высоты. Диаметр колес меньше, чем у других моделей.
Помимо основных типов, есть еще вертикалы и кассетные полуприцепы для перевозки ЖБИ изделий, стекла; транспорт для перевозки животных, автомобилей, труб и др. Для каждого вида грузов используют определенные полуприцепы, отвечающие требованиям транспортировки и оптимизированные для узкой специфики.
Скорость автомобиля с прицепом
Чтобы ездить на легковом автомобиле с прицепом, необходимо придерживаться определенных правил:
Движение должно быть плавным, резкие рывки исключены.
На протяжении всего пути увеличивать или сбавлять скорость следует постепенно.
Повороты и обгоны по магистрали осуществлять, рассчитывая дистанцию для маневра.
Если вы двигаетесь по городской дороге в ряду, то важно также оставлять запас на перестройку и торможение.
На перекрестках в условиях плотного движения учитывайте дистанцию с ближайшими автомобилями.
Если прицепное устройство занесло, то его нужно выровнять за счет увеличения скорости или направления машины в противоположную сторону.
Если скоростной режим в условиях городской среды для авто с прицепом остается неизменным, то при управлении транспортным средством за городом рекомендации будут другими. На автомагистралях можно двигаться со скоростью не более 90 км/ч. На простых загородных дорогах развивать скорость до 70 км. При этом следует учитывать некоторые нюансы:
на платных магистралях, где скорость ограничена до 130 км, авто с прицепом может передвигаться со скоростью 90 км/ч, согласно Правилам дорожного движения;
что касается столичного МКАДа и подобных трасс в крупных городах, то важно помнить, что эти дороги относятся к категории городских, движение ограничено отметкой 100.
Дорожные камеры, которые сегодня установлены повсеместно, хорошо распознают наличие прицепного устройства и автоматически предписывают штрафы при минимальных нарушениях скоростного режима.
Знак движение с прицепом запрещено
Как быть, если на пути вы увидели знак «Движение с прицепом запрещено» – разберем подробно. Этот указатель относится к категории запрещающих знаков. И он рассчитан на ограничение грузовых машин. Значит, что под запрет не попадают легковые автомобили, для управления которыми требуется категория Б.
Работа на легковом авто
Вопрос о возможных действиях водителя легкового транспортного средства при обнаружении знака «Движение с прицепом запрещено» часто встречается в экзаменах на получение водительских прав. Ответ на него однозначен. Автомобилист может продолжать движение, знак ограничивает только грузовые машины.
Перевозка людей в прицепе
Вопрос, можно ли перевозить людей в прицепе, также часто встречается в билетах при сдаче экзамена на получение прав управления ТС. Многим кажется, что во время движения в прицепах любого типа должны применяться особые правила. Если внутри ТС предусмотрены сидения, значит, на них могут ехать люди. Однако размещение людей в статическом положении разрешено на парковках или стоянках.
Подведем итог. Если вы везете с собой прицеп-дачу, то пассажиры, которые едут с вами, должны сидеть в кабине легкового автомобиля.
Световые приборы на прицепе
Езда с прицепом на легковом автомобиле всегда сопровождается установкой световых приборов. Включение фар предусмотрено для вспомогательного ТС, то есть прицепа.
Перечень оптики для автоприцепов:
- задние указатели поворота;
- габаритные фонари красного цвета;
- стоп-сигналы;
- противотуманные фонари;
- специальный фонарь для освещения регистрационного знака.
Если боковой габарит средства превышает 1,5 м, то передняя зона должна быть оборудована двумя габаритными фонарями белого цвета. Когда длина приспособления больше 6 м, то с обеих сторон устанавливают специальные предупреждающие габаритные фонари.
Отсутствие габаритных огней или их нерабочее состояние грозит штрафными санкциями со стороны инспекторов ГИБДД.
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
Автопоезд технически представляет собой сцепку двух транспортных единиц. Буксировку проводят исключительно с выставлением специального фонаря, предупреждающего об особенностях перевозки. «Автопоезд» – это специальный опознавательный знак, включающий 3 фонаря, которые последовательно зафиксированы на расстоянии 150-300 мм на крыше легкового автомобиля.
Буксировка осуществляется с соблюдением следующих правил:
максимальное расстояние буксировки составляет 50 км;
скорость машины при этом не должна превышать 40 км/ч;
руль нельзя блокировать, но машину нужно снять с ручного тормоза;
важно долить трансмиссионную жидкость для максимального уровня.
Перевозка должна быть аккуратной – это поможет избежать аварий.
Скорость грузовика
Максимальная скорость грузовика – это последний показатель, на который смотрят, выбирая подходящую модель. Важнее грузоподъемность, удобство для водителя, мощность двигателя. Если легковые машины, созданные для гонок, потом выходят и на обычные трассы, то всегда находятся желающие подергать за хвост табун лошадиных сил под капотом. Да и просто приятно осознавать, что твой автомобиль способен разогнаться до 250 км/час. Водители грузовиков не развлекаются на дорогах, их задача – доставить груз в целости и сохранности. Поэтому разработчики грузовиков закладывают в технические характеристики довольно умеренные скорости – на уровне общепринятой средней скорости на трассах. Тем не менее, запас скорости имеют многие грузовики, но проявляется он только на автогонках.
Например, спортивный вариант грузовика КамАЗ, не так уж сильно отличающийся от серийного, способен разгоняться до 186 км/час. И поскольку он не раз занимал на всемирных гонках призовые места, то этот уровень скорости можно считать максимальным.
Рекордные грузовики
Периодически то одна, то другая фирма-автопроизводитель рекламирует новую модель грузовика, способного достичь огромных скоростей. Вот, например, фирма Scania так переделала свою модель грузовика, применив множество новых технологий, что мощность двигателя достигла 1000 лошадиных сил. В результате 4,6-тонный автомобиль разгоняется до 100 км/час за 5 секунд, а максимальная скорость его равна 210 км/час. Безусловно, практической пользы от этого грузовика нет, в серию он, естественно, не пошел. Но рекламу компании создал отличную.
Отработанные на таких машинах технические приемы затем перебираются и на серийные грузовики – прогресс идет тем же путем, что и для легковых автомобилей. Например, компания Volvo разработала грузовик Mean Green с гибридной силовой установкой, суммарная мощность которой 2100 лошадиных сил. Рекордная скорость, которой достиг этот самый быстрый грузовик среди гибридных, равняется 237 км/час. И это не только рекламный ход – компания не исключает промышленное использование этих машин и возможное освоение серийного выпуска: мощность может быть использована не только на рекордные скорости, но и на перевозку тяжелых грузов.
Абсолютный рекордсмен
Вы не поверите, но максимальная скорость, которую когда-либо достигал грузовик, равняется 655 км/час! Впрочем, самый быстрый грузовик в мире – совершенно бесполезное транспортное средство: разве что на шоу выступать, перегоняя реактивные самолеты на взлете. Тем не менее, нашлись энтузиасты, установившие на грузовик реактивные двигатели от самолета.
В 1995 году американец Шеннон Сейдел купил пожарную машину образца 1940 года и, провозившись три года, установил на нее два турбореактивных двигателя мощностью 6000 лошадиных сил каждый. Для того, чтобы остановить разогнавшийся гигант, потребовался парашют. Работы проводились на Гавайях, поэтому рекордный автомобиль получил имя «Гавайский орел». Достижение им скорости 655 км/час было зарегистрировано в книге Гиннесса. С тех пор автомобиль не используется и предлагается к продаже за 55 тысяч долларов.
Гавайский орел видео
Еще один энтузиаст сверхвысоких скоростей Лес Шокли установил на грузовик Peterbilt 359 образца 1985 года три реактивных двигателя, общая мощность которых равна 36 тысяч лошадиных сил. Грузовик, названный Shockwave, развивает скорость 610 км/час и работает в основном на различных шоу.
Shockwave видео
Понятно, что все это – просто причуды энтузиастов, стремящихся перешагнуть все возможные пределы. Но факт есть факт – скорость 600 км/час для грузовиков доступна!
Рекомендации по правильному движению с прицепом
Ошибочно считать, что пустой прицеп никак не влияет на поведение автомобиля. Что уж говорить о ситуациях, когда трейлер загружен под завязку.
Отправляясь в путь в составе автопоезда, рекомендуется соблюдать такие правила:
- Старайтесь не разгоняться и не тормозить резко. Это связано с худшей манёвренностью и устойчивостью авто. Плюс увеличивается дистанция тормозного пути.
- При длительных поездках периодически останавливайтесь, чтобы проверить надёжность крепления груза и соединения между фаркопом и сцепным устройством.
- Стартовать всегда нужно плавно и постепенно. Если нарушить это правило, есть риск быстро вывести из строя сцепное устройство, быстро износить шины и заметно повысить расход топлива.
- Любые манёвры совершайте с удвоенной концентрацией, поскольку их сложность увеличивается в несколько раз, если сравнивать с обычной машиной.
- Для обгона с прицепом нужен больший запас расстояния, чем привык водитель. Автопоезд разгоняется и тормозит медленнее.
- По возможности старайтесь вообще не совершать обгоны с автоприцепом. Это сложный манёвр, который для новичка может закончиться аварией, заносом или попаданием прицепом в боковую часть обгоняемого авто.
- Всегда строго соблюдайте дистанцию.
- Следите за порывами сильного ветра, поскольку они существенно влияют на трейлер, особенно если он пустой.
- При высокой скорости движения прицеп начинает раскачивать. Есть риск потерять контроль над трейлером. Лучше сбросить скорость до разрешённой, учитывая состояние дороги.
На теоретических курсах всему научиться нельзя. Поэтому придётся сесть за руль автопоезда и развивать свои навыки на практике. Учитесь чувствовать машину, понимать габариты и рассчитывать каждый свой манёвр. С опытом езда с прицепом становится намного проще и легче.
О подготовке прицепа к эксплуатации и штрафах при нарушениях
Водитель должен помнить, что прицепное устройство следует так же осматривать и обслуживать перед совершением поездки. Необходимо быть уверенным в исправности и его соответствия требованиям безопасности.
Следует, перед совершением поездки с прицепным устройством проводить следующие мероприятия:
- Проверять надёжность соединения сцепного механизма прицепа с автомашиной. Дублировать страховочным соединением сцепку;
- Проводить смазку мест соединений фаркопа, проверять люфт соединения и устранять при появлении;
- Осматривать все световые сигнальные приборы, проводить замену неисправных ламп;
- Проверять свободный ход колёс прицепного устройства и при необходимости наносить смазку на подшипники колёс;
- Проверять состояние амортизаторов, рессор, надёжность крепления и отсутствие подтекания;
- В заключении проверяется давление в шинах, оно должно быть не менее установленной нормы по паспорту.
Водитель должен соблюдать нормы загрузки на прицепное устройство и правила размещения и крепления груза. Перегрузка не допустима
Очень важно при размещении груза на одноосном прицепном устройстве выполнить расположение груза строго на оси прицепа и провести его крепление
Незначительное смещение может отразиться на устойчивости и манёвренности прицепного устройства и груз даже может оборвать сцепку. Чрезмерное смещение груза вперёд может преждевременно износить устройство сцепки прицепа с машиной и привести к деформации фаркопа.
Смещение груза назад снижает безопасность перевозки, контакт и управляемость резко падают. Происходит преждевременный износ покрышек автомобиля и прицепа. Следует избегать смещения груза и проводить его фиксацию с помощью ремней безопасности.
При несоблюдении водителем правил ПДД управляя машиной с прицепным устройством, может к водителю применяться административный штраф в следующих случаях:
- При неправильной перевозке груза в размере 500 рублей;
- Отсутствует открытая категория в правах при перевозке груза сверх установленных норм, до 5000 рублей;
- Отсутствуют транзитные или прочие номера на прицепе, назначается штраф 5000 рублей или лишение водительских прав;
- Нет полиса ОСАГО или отсутствуют в нём сведения о прицепе;
- Неисправен прицеп или тягач или неправильно выполнена стыковка. В таком случае, следует прекратить движение, и устранить неисправность;
- Прицеп создаёт аварийную ситуацию вследствие неправильного управления водителем.
Ещё могут быть и другие ситуации. Водитель должен помнить, что двигаться с прицепом нужно строго соблюдая законы, правила ПДД, инструкции по эксплуатации устройств.