Музей автоваз: самые редкие модели, которые там есть [фото]

Оглавление

Экспонаты

ВАЗ 2101 и Фиат 124

Первой моделью, как известно, стал ВАЗ-2101, который пошел в производство в 1970 году. Это была доработанная под наши условия версия 124-й модели Fiat, которая была запущена в 1966 году.

Примечательно, что на ВАЗ чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 гордо стоит его итальянский предшественник – 124-я модель Fiat.

Внешне модели практически не отличишь, но технически они действительно разные. Обычный Фиат не выдержал бы тогдашних реалий и развалился бы. ВАЗовская «Единичка», наоборот – жила и не чихала. На нее были установлены алюминиевые барабанные тормоза, поднята подвеска, установлены дополнительные усиления в кузове. Под капотом стоял также новый, российского производства, 1,2-литровый двигатель.

Машина стала хитом в СССР, и вскоре начала экспортироваться на другие рынки. «Копейка» поступила в продажу даже в Великобритании в 1974 году в том числе с экзотическими для Советского союза вариантами двигателя, включая GM-built 1.7. Ценник в Британии начинался с £979. В другие страны модель также отправлялась, география была масштабной.

ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.

Маршрут

Тольятти — город, вытянувшийся вдоль Волги. Маршрут по главным достопримечательностям и видовым площадкам города будет комбинированным — внутри микрорайонов можно передвигаться пешком, а между ними — на транспорте. Общая протяженность маршрута — около 40 км. Прогулка по Тольятти начнется в Автозаводском районе: здесь вы осмотрите памятник немецкой овчарке «Преданность» и арт-объект «Я люблю Тольятти». Далее можно посетить музеи ВАЗа или сразу двигаться к набережной через 3 сквера: Машиностроителей — Жилкина — 50-летия выпуска первого автомобиля. От скверов вы выйдете к мозаичному панно «Радость труда» — самому масштабному панно подобного типа в мире. После осмотра панно прогуляйтесь по набережной Автозаводского района и отправляйтесь на транспорте к памятнику Татищеву.

Вторая часть маршрута идет от памятника Татищеву в Комсомольский район. Прогулявшись по новой и старой набережной и посетив сквер «Маяк», отправляйтесь к Жигулевской ГЭС. Маршрут заканчивается в микрорайоне Федоровка, путь до которого тоже нужно проделать на транспорте. Здесь стоит подняться на возвышенность, с которой открывается панорамный вид на водохранилище и Жигулевские горы.

Сквер МашиностроителейФото: Igor Butyrskii

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

Парки, памятники и улицы

Площадь Свободы

Адрес: Площадь свободы, д. 9

Обелиск Славы в Тольятти, установленный в честь героев-соотечественников, ранее назывался «Борцам за свободу». Отсюда и название площади.

К площади примыкают административные здания, мэрия и кукольный театр «Пилигрим».

Парк Победы

Адрес: ул. Юбилейная, д. 49 Телефон: 8 (8482) 704-373 Режим работы: 12:00 – 19:00 пн-пт; сб,вс – выходной день

В парке находится большая Стела с вечным огнем. Четыре стрелы этой композиции устремлены пиками в небо.

Парковая сцена служит площадкой для проведения общегородских, патриотических праздников, митингов.

Украшением парка стали красивые аллеи, широкие чистые дорожки, множество лавочек, а для детей благоустроены игровые площадки.

Мозаичная стела-панно «Радость труда»

Адрес: ул. Революционная, рядом с Дворцом спорта «Волгарь»

Сейчас участок, где расположено панно, является частным владением и отгорожен сеткой-рабицей.

Но даже издалека видна яркая стометровая монументальная мозаика,изображающая сцены трудовой жизни советского народа.

В народе ее именуют «Золотой брус» из-за очень высокой стоимости работ и установки.

Первоначальное название, придуманное автором художником-монументалистом Ю. К. Королевым — «55-летие СССР».

Скульптурная композиция «История транспорта»

Адрес: ул. Революционная, д. 42

Необычно выполненные фигуры популярного транспорта XX века: «Воздушный шар», «Пароход» и «Паровоз».

Памятник В. Н. Татищеву

Адрес: Лесопарковое шоссе

Основатель города Василий Татищев изображен на коне. Он сидит вполоборота: как бы оглядываясь на затопленный Куйбышевским водохранилищем Ставрополь.

На возведение памятника не потратили ни копейки из государственной казны. Его создание финансировал фонд «Духовное наследие» и добровольные пожертвования организаций и простых горожан.

Монументальный памятник отливали в Белоруссии, Польше и Чехии. Испытания и контрольная сборка велись в Минске. Только после этого композицию в разобранном виде доставили в Тольятти для установки.

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Стив Маттин: конфликтный или покладистый?

СМ — Я очень прост и непрост. Я думаю, что у меня есть серьезное преимущество на АвтоВАЗе — 30-летний опыт работы в области автомобильного дизайна с лучшими брендами мира, Mercedes, BMW и Volvo, и я знаю, что  возможно в развитии, а что нет. Моя задача — передать опыт и знания моей команде. Я думаю, что у меня сложились очень хорошие отношения на всех уровнях компании. И если веду себя твердо, то лишь заботясь об улучшении продукта.

Steve-Mattin: Важно знать, где можно сделать компромисс, а где нет. Когда есть слишком много компромиссов, продукт получается невнятным

В моем деле я должен быть честным и еще раз честным.

Ваш концепт  Lada 4×4 все называют новой Нивой. Но Нива уже существует у другой компании и с добавлением слова «Шеви». Итальянцы давно занимаются её инжинирингом, и у нее будет свой дизайн. Как вы для себя разделяете этих двух почти близнецов от рождения?

С.М. — Я не знаю, что происходит с Шеви Нивой, они продемонстрировали концептуальную модель несколько лет назад. Моя задача — сделать Lada. Если вы посмотрите на ситуацию c Lada в мире, вы увидите, что модель 4×4 имеет огромную репутацию и не только в России. Это основа, на которой мы должны воссоздать сильную модель.

В этом месте мне захотелось поспорить, и я даже заметил, что «4х4» в виде шильдика можно найти у многих вседорожников и даже паркетников. Но Стив Маттин дал понять — Лада 4х4 особенная.

Lada 4Х4 концептуальная версия Стива Маттина была названа посетителями ММАС 2018 Лучшим автомобилем выставки.

С Нивой, как выяснилось, связана и история перехода Стива Маттина из Volvo к нам в Тольятти. Niva — вот и все, что он знал о продолжении бренда Lada в 2011 году.

СМ — В отличие от моего перехода на Volvo, у Лады пришлось начинать с чистого листа. В жизни у вас не всегда есть такая возможность полной свободы, открытия новой культуры, новых людей, новых горизонтов. Это был отличный жест, и сегодня вы видите результаты. Lada среди немногих марок сумела совершить огромные изменения за очень короткое время.

При этих словах я представил себе худощавого британца Стива Маттина на тольяттинском ветру голубыми глазами осматривающего бескрайние просторы Технического центра АвтоВАЗа, который строился под законодателя мировой автомобильной моды. Итальянский маэстро Джорджетто Джуджаро называл этот центр собором в пустыне.

Стив Маттин в августовские дни курсировал между ММАС 2018, Тольятти и Сочи, где на автодроме в РСКГ стартовали кольцевые «весты».

CM — Возможно, создание центра в Москве — это демонстрация того, что мы хотели выбраться из этого самого «собора». В конце концов, у меня сотрудников не так много, при том, что думать о будущем не так просто. В России далеко не полностью развита автомобильная инфраструктура, и мы должны много сделать сами. Сегодня у Lada есть сильная и уникальная ДНК — не просто во внешности, она видна повсюду, но в каждой модели передается по-своему. Различные размеры, пропорции, углы, более гладкие или более резкие. И все это — часть стратегии, которая должна укрепить бренд. И если кто-то покупает Гранту, но видит Весту — автомобиль высшего класса, он, естественно, получит удовольствие. Успешный бренд не меняется за одну ночь. Уверяю вас, что с нашим дизайном у нас никогда не будет недостатка в идеях. Стены в нашей московской студии покрыты различными интерпретациями «Х-диаграммы» в нашем стиле.

Стив Маттин, как он сам сказал, любит фотографировать. Недавно в  фейсбуке я видел его прыгающим высоко вверх, конечно, вся фигура его изображала восторг и … бросала тень на асфальт ну точно в виде икса. Теперь понятно чья ДНК течет в жилах Lada.

В интервью на видео внизу принимал участие и мой коллега по Европейскому Конкурсу Autobest Илья Селиктар (на фото слева).

От автора блога automps.ru Петра Меньших: Благодарю Оксану Вершинину за помощь в организации интервью, Илью Селиктара за интересные вопросы, Евгения Михалкевича за фото и видео материал. Повторно даю ссылку на видео интервью, что дал нам Стив Маттин.

Автомобили LADA на выставке COMTRANS 2021

7 сентября 2021 г.

С 7 по 11 сентября пройдет 16-я международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS 2021, в рамках которой АВТОВАЗ совместно с заводом спецавтомобилей «Промышленные технологии» представит три специальных автомобиля на базе LADA Largus 1.6 л 16-кл. (106 л.с.): грузовой фургон Kub, изотермический фургон и авторефрижератор Prima.LADA Largus Kub отличается высокой пластиковой крышей на металлическом каркасе и увеличенным задним свесом на 370 мм, что позволило значительно увеличить объем грузового отсека до 4,2 куб. м (при необходимости есть также возможность снятия правой половины перегородки и пассажирского сиденья для увеличения грузового пространства до 4,6 куб. м). Дополнительное удобство обеспечивают высокие задние и боковые двери. Во внутренней отделке грузового фургона Kub используется только сертифицированный цельноформованный АБС пластик, безопасный для пищевых продуктов. Он повторяет геометрию кузова, расширяя погрузочные возможности фургона (ширина евро паллеты).LADA Largus Prima так же создается на базе серийного Largus, который дополняется объемным фургоном и, в зависимости от назначения, различным дополнительным оборудованием. Производство фургонов начинается со сварки каркасов из алюминиевых профилей и создания сэндвич панелей из экструдированного пенополистерола толщиной 50 мм и композитного материала толщиной 1,5 мм. Применение алюминия в производстве фургона делает его более легким и не подверженным коррозии. Для увеличения жесткости кузова несущая конструкция автомобиля усиливается дополнительными лонжеронами. Усиливаются также пороги и задняя часть. На задней оси устанавливается управляемая пневмоподвеска.«Изотермический фургон» поддерживает внутри нужную температуру в течение срока, необходимого для доставки груза в пункт назначения, и широко используется для перевозки пищевых продуктов и некоторых групп медицинских препаратов, чувствительных к температуре воздуха. Данная модель отличается повышенной грузоподъёмностью до 900 кг и объёмом 6,7 куб. м (4 европалетты). Автомобиль также оборудован кондиционером.«Авторефрижератор» помимо термоизоляции оборудован холодильной установкой, обеспечивающей в грузовом отсеке заданный температурный режим. Объем грузового отсека составляет 6 куб. м. Грузоподъемность – до 750 кг.Экспонирование специальных автомобилей LADA проходит по адресу: Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон №3, стенд 14-150.
вернуться

Достопримечательности в окрестностях

Благовещенский скит

Адрес: с. Федоровка, ул. Кооперативная, д. 27а Режим работы: 08:00-18:00

Храмовый комплекс расположен прямо у воды, на живописной набережной Волги.

По легенде, зажиточный барин, беспокоясь о здоровье любимой супруги, построил белокаменную церковь, которую освятили в честь Святой Великомученицы Варвары.

Во время культурной революции начала XX века здание было разгромлено и использовалось сначала как клуб, потом как магазин.

Только в 1989 году произошло новое открытие храма в честь праздника Благовещения. Здание Благовещенского храма официально является важным архитектурным памятником Тольятти и центром паломничества.

Самарская Лука

Самарская Лука — это 150 тыс. га национального заповедника. На территории располагаются руины древних городов, могильных курганов, усадьбы и музеи.

Своеобразный микроклимат, сформировавшийся за счет тектонического происхождения Жигулевских гор, сохранил редкие виды флоры и фауны. В заповеднике живет самая обширная популяция летучих мышей в Европе.

Здесь можно увидеть пещеру Степана Разина — по легенде, где-то в этих местах закопан, собранные им и его казаками клады.

В конце августа здесь проводится фольклорный эко-культурный фестиваль «ЛукАморье».

Тематический Парк «Богатырская Слобода»

Богатырская Слобода является колоритным специализированным парком в древнеславянском стиле. Здесь можно прокатиться верхом, пострелять из лука, проплыть по реке на древней ладье, примерить кольчуги и шлемы, поучаствовать в богатырских боях.

В Богатырскую слободу можно приехать индивидуально, в составе туристической группы или на месте заказать экскурсии у «воеводы по гостеприимству».

Замок Гарибальди в Хрящевке

Замок как будто перенесен из средневековой Европы, различные части сооружения специально состарены.

«Рыцари Круглого стола» охраняют главный вход, а у фасада замка установлен скандинавский воин Беовульф.

Традицией «на удачу» считается фотография рядом с воином и его шлемом на себе.

Экскурсии внутри Замка в настоящее время не проводятся, но есть возможность прогуляться в расположенном у подножья парке. Он украшен скульптурами, фонтаном, клумбами и лавочками.

Работа в условиях кризиса

История АвтоВАЗа рассказывает о действительно тяжелых днях для компании. Недостаточный спрос на морально устаревшие модели автомобилей, борьба за право владения предприятием не содействовали выходу из кризиса.

Более того, кризис финансовой системы еще более способствовал ухудшению дел. Государство всячески поддерживало умирающее производство. Но накопившиеся внутренние и внешние проблемы не могли быть решены только этими мероприятиями.

Были зафиксированы случаи массового хищения продукции и комплектующих. Это были огромные даже для такого крупного предприятия суммы. В 2009 году снижение продаж было рекордным и составило 39%, по сравнению с 2008 годом.

Чтобы спасти крупнейший автомобильный завод страны требовались огромные инвестиции. Разрабатывались антикризисные мероприятия. Решив свои внутренние и внешние проблемы, предприятие могло снова встать на ноги.

Музей АВТОВАЗа: 45 лет истории

24 февраля 2021 г.

• Корпоративный музей АВТОВАЗа отмечает 45-летие со дня открытия • В начале работы музея экспозиция состояла из 3 автомобилей и трудовых наград коллектива • Экспозиция музея сегодня насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов Коллекция исторических автомобилей LADA открывается вишневым ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, автомобиль прослужил владельцу 19 лет – и хорошо сохранился. Рядом с ВАЗ-2101 стоит один из первых экспонатов музея, темно-вишневый ВАЗ-2103, который был отреставрирован в прошлом году и находится в состоянии, близком к идеальному. Автомобиль выпущен в 1973 году и примечателен тем, что стал первым миллионником. Среди автомобилей классической компоновки в музее также есть модели 2102, 2106, 2107 и несколько уникальных автомобилей: ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие.Отдельной группой представлена LADA Niva – здесь есть и отреставрированный внедорожник первого поколения, и автомобиль, более 10 лет отработавший в Антарктиде, и пятидверная LADA Niva, которая во время экспедиции в Гималаях взяла своим ходом высоту в 5726 метров. Особенная часть экспозиции – концепты и прототипы. Здесь есть дизайнерские проекты, в частности, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» и электрокар «Рапан». Представлены и образцы серийные внешне, но концептуальные технологически, например, автомобили на топливных элементах ANTEL. Демонстрируется серия автомобилей «Проекта С» — седаны, кроссовер, хэтчбек. Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте LADA Vesta – и прототип этого бестселлера также представлен в музее. Именно в таком виде автомобиль дебютировал на Московском автосалоне, и всего через год началось его производство. В 2021 году исполняется 50 лет с момента выхода LADA на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в различных дисциплинах – кольцевых гонках, ралли. Специально подготовленные гоночные Niva, Samara, Vesta, Granta занимают достойное место в экспозиции музея. Демонстрируется здесь и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.Примечательна коллекция юбилейных и памятных машин – первые серийные Granta и Largus, несколько автомобилей-миллионников, от LADA Samara до LADA Priora. Уникальная ВАЗ-21099, выпущенная в 1991 году к 25-летию АВТОВАЗа, является одним из самых популярных экспонатов: на кузов автомобиля нанесены фамилии всех сотрудников автозавода, которые работали в то время. На двух автомобилях стоят автографы Президента России Владимира Путина – на LADA Largus, производство которого стартовало с его участием, и на желтой LADA Kalina Sport, за рулем которой Владимир Путин в должности Премьер-министра страны инспектировал новую трассу «Амур». Интересен и предсерийный седан LADA 110, который был показан Борису Ельцину – в 1994 году Президент РФ провел краткий тест-драйв новой LADA. За все годы работы музей принял более миллиона посетителей со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали экспозицию в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу. Сейчас музей работает в условиях противопандемийных ограничений: посещение возможно по предварительному согласованию с администрацией. Для всех, кто интересуется историей марки LADA, музей публикует материалы на своей странице в Инстаграм (@museum_lada). На этой же странице будет опубликовано объявление о возобновлении работы музея – когда он будет готов открыть двери для всех желающих.
вернуться

Подводная лодка

Отдельное место в повествовании стоит уделить жемчужине этого места — настоящей подводной лодке, которую технический музей (Тольятти) приобрёл в 2002 году. Полное её название — «Дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом». Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море.

Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов — Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Кроме этой подлодки, присутствуют многочисленные артиллерийские, зенитные орудия, которые устанавливались на корабли. И кроме всего этого, также представлены торпедные системы и некоторые виды подводных мин.

История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов

Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).

Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

Грандиозный проект

«… Особо хочу отметить проект создания технического музея силами АВТОВАЗа. Ведь никому ещё не приходило в голову собрать воедино военную и гражданскую технику всех времён, произведённую в нашей стране, чтобы оставить такую память будущим поколениям…»

В. Матвиенко.

Тольятти — город с ярко выраженными индустриальными чертами. Традиционными достопримечательностями являются Волжский автозавод и природные красоты Самарской Луки….
Проходят годы, меняются поколения. Но чтобы осознать день сегодняшний, мы обязательно возвращаемся в историю. А история для нас — это сохранившиеся предметы, документы, фотографии. Их особая ценность заключается в том, что прошли они через руки и души современников тех событий.
В 1998 году получил «путёвку в жизнь» уникальный проект строительства Технического музея под эгидой ОАО «АВТОВАЗ». Инициатором и вдохновителем уникального музея по праву считается С.П. Прохоров, дизайн-проект был разработан помощником вице – президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.
Замысел действительно грандиозный – собрать воедино все достижения технической и инженерной мысли за прошедший век. Около десяти лет назад строительству был дан старт. Пустырь за территорией научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» постепенно «облагораживался»: началось возведение первых объектов- административного депо; на выставочной площадке гордо разместились военные самолёты и вертолёты.

В сентябре 2001 года первая очередь музея была торжественно представлена публике. Экспозиция действительно оказалась впечатляющей: 182 экспоната, среди которых военные самолёты, бронетехника, ракетные и радиолокационные установки, легковые и грузовые машины, паровозы 30-50-х годов, электровозы , даже сельскохозяйственная техника на которой осваивали целину.
Свой первый день рождения 7 сентября 2002 года музей отметил заметным пополнением в семействе выставочных экспонатов.
Но военная техника- это ещё не всё . В витражах музея выставлено более 200 единиц воинского снаряжения. Предметов бытовой утвари и обихода. Выпуск многих этих вещей датируется не только прошлым, но и позапрошлым веком.
К началу 2003 года музей располагается на площади в 34 гектара и является единственным в России по занимаемой территории и многообразию экспонатов, которых уже более 400. Чего здесь только нет! Главной же «изюминкой» стала настоящая подводная лодка ПЛ-Б -307. На сегодняшний день доставка лодки является самым грандиозным и сложным проектом в мировой истории.
То, что в формировании музейного фонда принимала участи вся Россия – не пустые слова.
На просьбу вазовцев откликнулись представители Минобороны, главнокомандующие практически всех родов войск, понимая, что списанную технику лучше отдать в музей, а не резать на металлолом.
Я осмелюсь сказать, что Технический музей это не только экспозиции, но и центр семейного активного отдыха. Ежегодно весной моя семья участвует в культурной однодневной акции «Музейный пикник», которая имеет статус городского праздника. А ещё 1 сентября в музее проводится День открытых дверей, посвящённый Дню Знаний, а для самых маленьких конкурс детского рисунка «Я рисую музей».
И заканчивая свой очерк хочу сказать большое спасибо всем, кто внёс вклад в создание Технического музея ОАО «АВТОВАЗ». Для нас подрастающего поколения – особенно для мальчишек, которые, возможно, станут инженерами и конструкторами музей — уникальная и, пожалуй, единственная возможность «вживую» увидеть легендарную военную технику, прошедшую через бои и сражения, больше узнать об автомобилях прошлых лет, увидеть воочию все этапы технической эволюции России более чем за сто лет.

Список использованной литературы:

1.Журнал «Лада Новости», редакционный совет А.Бредихин., А. Шишкин.. Е Перевезенцева, лето 2003г.

2. Проспект ОАО «АВТОВАЗ» Технический музей научно-технический центр, 2004г., отпечатано в типографии ДИС ОАО «АВТОВАЗ».

Автор статьи: Пружанская Анна, 8А

Иллюстрация: Палагин Александр, 8В

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе. 

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Рождение автогиганта

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Храмы и церкви

Спасо-Преображенский собор

Один из самых современных православных комплексов, оборудованный радиотрансляцией и вечерней подсветкой фасада.

В стенах собора хранятся иконы Арх. Михаила с горы Афон, «Всецарица», преп. Афанасия Афонского и преп. Максима Грека с частицей его мощей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм полностью построен из дерева на средства меценатов и пожертвования горожан.

При приходе имеется воскресная школа, иконописная мастерская, библиотека, проводятся катехизические беседы.

Свято-воскресенский мужской монастырь

По легенде, икона св. великомученицы Варвары была затоплена вместе с одним из храмов старого Ставрополя, а потом чудесным образом оказалась на поверхности.

Сейчас эта реликвия является основной среди религиозных артефактов монастыря.

Здесь также хранятся частицы мощей св. Варвары, иконы «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница», «Взыскании погибших», «Успение Божией Матери», ковчег с частицами мощей святых угодников.

Где остановиться в Тольятти

Тольятти — один из самых населенных городов России, хотя и не является областным центром. Он может предложить жилье на любой вкус, а его разнообразию позавидуют более крупные миллионники. Здесь есть отели со звездами и без, каждый из которых кардинально не похож на другой, апартаменты, несколько хостелов и загородных гостевых домов.

Выбирайте самый необычный вариант — на берегу Волги, ведь такой отдых запомнится лучше даже самого хорошего городского отеля, особенно летом, когда можно купаться. Рядом с главной рекой России в Тольятти построено около десятка комплексов, ставящих своей целью не просто проживание гостей, а полноценный отдых как на курорте. Среди них вариант наподобие базы «Морской» 2*, комплекс современных коттеджей «Новая волна», отель с террасой, кафе и открытым бассейном «Жара Beach Resort» 3*, клуб семейного отдыха «Подснежник», «Парк Отель» 4* и «Лада Резорт» 4* с живописными садами и видом на Волгу.

  • Отели Тольятти
  • Хостелы для бюджетных путешественников
  • Квартиры и апартаменты

Один из способов сэкономить на путешествии — бронировать жилье на Booking.com с кэшбэкомКэшбэк акция на Туристер. Ру

Набережная Автозаводского районаФото: Елена Каткова