Оглавление
- Если велосипед с мотором?
- Категории прав на электротранспорт
- Какая категория прав необходима
- Веломопед или мотовелосипед
- Нужны ли права на электроскутер в 2020 году?
- Особенности современных электровелобайков
- Они не дешевые
- Какая ответственность ждет нарушителей?
- 5 передвижных средств: мотоблок, квадроцикл, велосипед, электровелосипед, электросамокат – нужны ли водительские права в 2020 году?
- Какой штраф?
- Что такое электровелосипеды?
- Нужен ли вам электрический велосипед? Давайте разберемся вместе
- Какие нужны права, что грозит при их отсутствии
- Можно ли перевозить пассажиров на электробайках?
- Режимы использования
- Выводы
Если велосипед с мотором?
То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.
Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2021 год нужны права.
Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Вас также заинтересует:
- Лишают прав определённых категорий или всех? Можно ли ездить на другом транспорте?
- Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
- Можно ли ездить на квадроцикле по дорогам и где нельзя? Можно ли управлять без прав?
Когда подойдут права любой категории?
Дело в том, что в таком случае приводимый в движение двигателем велосипед следует относить к мопедам по Правилам. А ФЗ №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав «. И она не обязательно должна быть прописана в соответствующей графе в вашем в/у. Любая имеющаяся у вас категория подтверждает право управления мопедами.
Но такая категория подходит только в отношении мопедов, и они также регламентированы по ПДД:
- рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен быть выше 49,9 кубов,
- максимальная скорость не превышает 50 км/ч,
- если на вашем велосипеде стоит электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.
Когда нужна категория A?
А вот если хотя бы одно из условий, перечисленных выше, не выполняется, то тогда без полноценной категории водительских прав «A» вождение такого велосипеда вам уже запрещено.
Таким образом:
- вам нужны права «A» категории, если объёма мотора 50 см3 и более,
- если велосипед может развить скорость свыше 50 км/час, то также нельзя ездить на нём без прав,
- либо если установлен электродвигатель мощностью больше 4 кВт.
Особенности измерения мощности мотора
Обратите внимание, для электродвигателя оба порога: для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – приведены как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. Но если вы заглянете в документацию к мотору, если он устанавливался на ваш вело отдельно, или велосипеду в сборе, то можете увидеть там 2 других параметра:
- номинальная мощность мотора,
- максимальная мощность.
То есть понять из этого, что к чему относится, невозможно. Но, на самом деле, всё довольно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это тот параметр максимальной мощи двигателя, при которой он сможет проработать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы, конечно же) без выхода из строя.
Такому параметру в документации обычно соответствует именно номинальная мощность. Например, если у вас номинальная 225 Ватт, а максимальная указана 350 Ватт, то вам можно ездить на таком велосипеде, не получая водительские права, так как по ПДД его мощность менее 250 Ватт.
Но и здесь кроется большая практическая недоработка. Начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая мировыми судьями, мало кто будет различать эти 2 параметра. То есть, если у вас в документах будет указана только максимальная мощность и она подразумевает необходимость водительского удостоверения (в том время как номинальная вообще не указана), то и судьям, и инспекторам будет, к сожалению, чаще всего всё равно до этого – вам присудят штраф. Но его будет нужно далее обжаловать по меньшей в районный суд. Хотя, если номинальная мощность у вашего велосипеда с мотором не указана, то потребуется ещё и техническая экспертиза.
С другой стороны, требовать на дороге от наездника документы на вело никакой инспектор ДПС не вправе. Тем более, ни у кого не будет возможности замерить мощность мотора.
Категории прав на электротранспорт
Собираясь приобрести скутер, следует выбрать мощность будущего транспортного средства и получить права соответствующей категории. Важным аспектом при получении прав является не только мощность мотора, но и скорость, развиваемая электроскутером.
Мощность будущего транспортного средства следует выбрать, собираясь приобрести скутер
В зависимости от этих критериев электроскутеры делятся на следующие виды:
- аппараты с мощностью мотора 1,5 кВт и менее, скорость которых не превышает 50 км/ч. Для управления ими необходимо пройти соответствующее обучение, сдать экзамены и открыть категорию «М»;
- модели, укомплектованные электродвигателем, мощность которого варьируется в интервале 3-4 кВт, и способные разгоняться до 90 км/ч. Управлять таким ТС можно, имея водительское удостоверение категории «А1»;
- электротранспорт с мощностью 5 кВт и выше. Его относят к категории облегченных мотоциклов. Водителю такого электроскутера необходимо открыть категорию «А1» в водительских правах.
Как мощность электроскутера влияет на категорию прав, которые необходимо получить для управления им?
На отечественном рынке электроскутеров предлагаются различные модели, мощность которых составляет от 0,25 до 5 кВт. Собираясь стать владельцам современного скутера с электромотором следует разобраться, на какие электроскутеры не нужны права, а на какие требуются в обязательном порядке.
Без водительских прав могут эксплуатироваться только маломощные модели электроскутеров
Только маломощные модели электроскутеров, укомплектованные двигателем мощностью менее 250 Вт, могут эксплуатироваться без водительских прав. Все остальные электроскутеры с электромоторами 250 Вт и выше нельзя эксплуатировать лицам, не имеющим водительских удостоверений с категориями «A1» или «М».
И хотя внешне инспектору сложно определить мощность электродвигателя на скутере, представители ГИБДД сегодня проявляют повышенную компетентность в этих вопросах и могут наложить штраф за управление мощным скутером без прав или с водительским удостоверением несоответствующей категории.
Получение прав категории «М»
Имеются определенные нюансы при получении водительского удостоверения категории М, связанные с возрастом водителя. Не все так же знают, какие необходимы документы для получения прав и регистрации электротранспорта. Остановимся на этих вопросах.
Какая категория прав необходима
Получить официальное разрешение на право управления электровелосипедом или мопедом можно в ближайшем отделении ГИБДД после прохождения обучения в автошколе. Категорию «М» могут получить водители, достигшие 16-летнего возраста. Если у вас есть водительские права категорий A, B, C или других, сдавать на «М» отдельный экзамен не нужно.
Вы можете кататься на электровелосипеде по парковым дорожкам или специально отведенным для этого участкам, у себя во дворе или на спортивной площадке, где нет людей и других ТС. Выезжать на проезжую часть, не имея водительского удостоверения, категорически запрещено – помните о том, что вы подвергаете опасности не только себя, но и других людей.
https://youtube.com/watch?v=ODxvoHdeRJE
Ответственность за отсутствие прав
Если вы выехали на велосипеде с двигателем, мощность которого превышает 250 W, будьте готовы понести наказание, которое предусматривает:
- Денежный штраф. Размер взысканий устанавливается на усмотрение сотрудников ГИБДД. Максимальный предел – 15 000 рублей.
- Конфискация электровелосипеда с последующим размещением его на автостоянку. Чтобы забрать верного друга из заточения, придется выложить солидную сумму. К тому же, забрать велосипед сможет человек, у которого есть водительские права с соответствующей категорией.
В итоге банальная безответственность может привести куда к большим денежным потерям. Поэтому купив электровелосипед, сразу же решайте вопрос с документами, а лучше – сделайте это гораздо раньше.
Веломопед или мотовелосипед
Электровелосипед представляет собой гибрид велосипеда и мопеда. Он объединяет почти все присущие свойства обоих видов транспорта. Невероятно удобно, когда вы можете выбрать, прокатиться не спеша, медленно прокручивая педали, добавляя или убавляя скорость частотой их нажатия, или же включить мотор. Можно, как говорится, «нажать на газ» и ехать с ветерком, не прилагая особенных усилий, когда требуется проехать большое расстояние либо усталость или здоровье не позволяют физически нагружаться. Поскольку гибрид может использоваться в двух режимах, а режим мопеда подразумевает наличие прав, то споры о том, нужны ли на электровелосипед права, просто неуместны, конечно, нужны, НО в том случае, если мощность мотора не превышает 250 Вт, что позволяет ездить на электровелосипеде без прав.
Нужны ли права на электроскутер в 2020 году?
Многие владельцы двухколесных и трехосных транспортных средств с электромотором интересуются, нужны ли права на управление электроскутером. Постараемся дать ответ на этот вопрос.
Необходимо ли иметь права для управления электроскутером?
К бензиновым скутерам, появившимся на транспортных магистралях, все уже давно привыкли. Их эксплуатация не регулировалась законодательными актами. Именно поэтому малокубатурные мопеды и скутеры мощностью до 50 кубиков не требовали для управления водительских прав и, соответственно, не представляли интереса для инспекторов дорожно-патрульной службы.
Многие водители самостоятельно увеличивали мощность скутеров, устанавливая на них двигатели с большей кубатурой. Внешне 50-кубовый мопед и аналогичный аппарат с мотором на 150 кубиков проблематично было отличить.
В соответствии с требованиями законодательных актов водителям скутеров с мощностью двигателя выше 50 кубиков нужно получить водительское удостоверение с категорией «А1». Однако внешне идентифицировать двигатель скутера по мощности проблематично. Инспектора не желали останавливать такую мототехнику и заниматься проверкой удостоверений у водителей.
Бесконтрольность со стороны инспекторов привела к игнорированию скутеристами правил дорожного движения и повышению аварийности. С ростом количества малокубатурных транспортных средств и электроскутеров количество аварий увеличилось до тревожных цифр, что заставило чиновников внести ряд поправок в законодательство.
В связи с тем, что скутеристы не имеют соответственных документов, увеличились аварии на дорогах
Так, в конце 2013 года появилась в водительских правах категория «М». У инспекторов ДПС появились законные основания для остановки даже маломощных скутеров для предъявления водительских прав на управление ТС, а также электроскутеров, укомплектованных мотором мощностью 0,25-4 кВт. Так нужны ли водительские права на электроскутер? Конечно, да, если мощность электродвигателя лежит в указанном диапазоне или превышает 4000 Вт.
Особенности современных электровелобайков
Конечно человек сидящий за рулем электровелобайка, вне зависимости от наличия у него прав, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако сама экзотичность электропривода вызывает множество вопросов, которые порой могут создать достаточно серьезные проблемы.
При этом ни одного инспектора патрульно-дорожной службы не интересует, что использует водитель в качестве источника энергии. Аналогичная ситуация сложилось на Западе и в отношении электровелобайка. Итак, с правами на велосипед с мотором на электрической тяге определились. Возникает вопрос, а кто сегодня может проконтролировать его техническое состояние, которое в определяющей степени влияет на аварийность. Если в отношении тормозов проблему можно решить по аналогии с мопедами и мотороллерами, то сегодня в России вряд ли найдется много специалистов, способных разобраться во всех тонкостях велосипедного электропривода. Судя по рекламным картинкам современной электровелосипедной продукции, внешне это транспортное средство достаточно безобидно, особенно те модели, которые имеют в качестве привода мотор-колесо. Однако ее вес превышает весовые параметры обычного велобайка, что делает их более инерционными и травмоопасными.
Ответ о необходимости законного получения права управления велосипедами с двигателем внутреннего сгорания, веломопедами и велосипедами с электромотором лежит в Правилах дорожного движения и характеристиках установленных силовых агрегатов на такие велосипеды.
Согласно этим Правилам:
- Велосипед — это транспортное средство
- Мопед — это механическое транспортное средство.
Мы знаем, что для управления велосипедом права не нужны, а вот для управления мопедом — нужны права категории M. Кроме того, пункт 2.1.1 ПДД предписывает водителю именно механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудника полиции передавать ему для проверки водительское удостоверение.
Ответ на наш вопрос, нужны ли права для управления веломопедом или велосипедом с двигателем, кроется в определении велосипеда и мопеда в пункте 1.2 ПДД. Согласно этому пункту, велосипед — это приводимое, как правило, мускульной силой транспортное средство, которое также может иметь электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт и который отключается автоматически при скорости более 25 км/ч. Если электромотор нашего велосипеда соответствует данным характеристикам, то права на управление таким велосипедом нам не понадобятся.
Вопрос ещё в том, как инспектор ДПС проверит на дороге, отключается ли электродвигатель на скорости более 25 км/ч. Практически проверить это ему запрещает законодательство. Опять-таки, обязанности передавать для проверки документ, подтверждающий соответствие Правилам мощности электродвигателя, у велосипедиста нет.
Что, если у нас установлен электродвигатель большей мощности или же двигатель внутреннего сгорания? В этом случае понятие велосипеда подходит под мопед. Мопед по ПДД — это уже механическое транспортное средство, на которое нужны права. Под мопеды подходят все двух- или трёхколёсные транспортные средства, максимальная скорость которых не более 50 км/ч, двигатель у которых имеет не более 50 см3 рабочего объёма либо электродвигатель которых имеет мощность от 0,25 кВт, но не более 4 кВт.
Если Ваш веломопед или велосипед с электромотором подходит под данные показатели, то Вам нужны права категории M либо любой другой категории для управления такой техникой.
А вот всё, что превышает эти показатели, уже приравнивается к мотоциклам. А именно, мотоциклом является транспортное средство, которое соответствует хотя бы одному из следующих условий:
- рабочий объём двигателя более 50 см3;
- максимальная скорость более 50 км/ч;
- установленный электродвигатель развивает более 4 кВт мощности.
Для управления мотоциклом нам понадобятся права категории A, либо подкатегории A1, если рабочий объём двигателя внутреннего сгорания не превышает 125 см3.
Вопрос о регистрации веломопеда или электровелосипеда также остаётся примерно аналогичным: всё то, что подходит под понятие «велосипед» по ПДД, регистрировать не нужно, а вот механические транспортные средства — нужно. Но по факту, если у Вашей техники нет ПТС, то приобрести ОСАГО и зарегистрировать такую технику в ГИБДД Вы не сможете.
Они не дешевые
Да, электровелосипед значительно дешевле автомобиля, но также он прилично дороже любого дорожного велосипеда без моторчика. Добавьте 30, 40, а то и 50 тыс. рублей сверху (суммы могут быть значительно более внушительными. Вот модель за 700 тыс. рублей: Haibike Xduro FullSeven Carbon 9.0) при покупке велосипедов одного класса и вы поймете, что выгоднее все же взять старый добрый байк на обычном цепном приводе.
Добавьте к этому стоимость страховки (ага, есть люди, страхующие их), хорошего замка (чтоб не угнали), фонаря, шлема и других аксессуаров и задайтесь вопросом: «Вы собираетесь ездить на этом велосипеде достаточно, чтобы окупить его стоимость?»
Хотя, как мы говорили ранее, есть и достаточно бюджетные и непритязательные модели, позволяющие за несколько лет начать реально экономить. Правда, их минусами остается:
Большой вес (30 кг и даже более, при том, что более дорогие велобайки весят чуть более 20 кг);
Малая внешняя привлекательность;
Возможны проблемы с надежностью у недорогих моделей.
Какая ответственность ждет нарушителей?
Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).
Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.
Еще немного информации по поводу необходимости получения прав на электровелосипеды можно найти в этом видео:
Редактор
02.07.2018
“Электровелосипеды”
” 0 “
Советы по езде на электровелосипеде Как и чем смазать вилку для велосипеда? Как выбрать велосипед для женщины по росту
Электровелосипед за 30 минут – реальность? Что лучше моноколесо или электросамокат? Приобретая моноколесо, узнайте ёмкость его аккумулятора
5 передвижных средств: мотоблок, квадроцикл, велосипед, электровелосипед, электросамокат – нужны ли водительские права в 2020 году?
В прошлой статье мы разбирались с таким вопросом, как – нужны ли права в России на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл. Статья оказалась очень популярной, и я решили продолжить обсуждение этой автомобильной темы.
Сегодня речь пойдет всё о том же вопросе: нужны ли в 2020 году в России водительские права на такие виды транспорта, как мотоблок, квадроцикл, велосипед, электровелосипед, электросамокат.
Ну, с велосипедом я думаю все знакомы с детства. О мотоблоке и квадроцикле думаю Вы тоже слышали и видели их на дороге. А вот электровелосипеды и электросамокаты шагнули в нашу жизнь совсем недавно. Особенно много сегодня их передвигается по специально выделенным дорожкам в российских курортных городах.
Давайте по очереди обсудим каждое из перечисленных передвижных средств и выяснив, на каком из них можно спокойно кататься без прав, а на чём наоборот – отсутствие прав может привести к штрафу и другим неприятным последствиям.
Какой штраф?
В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2021 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.
Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.
Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.
Увезут ли велосипед на штрафстоянку?
На практике могут, но по закону не должны.
Дело в том, что эвакуация на спецстоянку предусмотрена в целях пресечения нарушения и до устранения причины такой эвакуации. Но велосипедом – даже при наличии у того мотора и отсутствии у вас на него водительских прав – можно не управлять после того, как вас остановит сотрудник. Вы просто можете его вести рядом с собой, и управлением это считаться не будет (определение термина «пешеход» в пункте 1.2 ПДД).
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
- Права будут выдавать с 17 лет, а иностранные в/у будут недействительны – это правда?
- Как получить категорию A, если есть B. Нужно ли заново учиться?
Что такое электровелосипеды?
Электрические велосипеды — это относительно новый вид транспорта. Они бывают разных моделей и разновидностей и не всегда вписываются в одно точное определение. В некоторых странах законы о транспорте и дорожном движении четко определяют, что подразумевается под термином «электрический велосипед».
Однако в России нет явных законов, регулирующих электробайки, и к ним часто относятся как к мопедам и другим моторизованным транспортным средствам, независимо от их скорости, мощности и других характеристик.
Такой вид транспорта может оказать положительное влияние на окружающую среду и общественное здоровье. Также электронные велосипеды могут помочь уменьшить заторы на дорогах, сократить выбросы, улучшить качество воздуха и улучшить здоровье населения.
Нужен ли вам электрический велосипед? Давайте разберемся вместе
Когда я впервые услышал об электрических велосипедах, я подумал, что это вещь стоящая и со всех сторон классная. Они позволяют ездить относительно быстро, без хлопот с общественным транспортом, заниматься спортом, не сильно потеть, добираться из пункта А в пункт Б, не тратя денег на бензин и содержание автомобиля. Будучи заядлым велосипедистом еще с детства (хобби у меня такое спортивное), я решил проверить, что это за зверь такой – электробайк. Нужен ли он лично мне, какие реальные преимущества он дает и какие объективные минусы можно в нем найти. Вот какие выводы были мной сделаны в итоге:
Какие нужны права, что грозит при их отсутствии
Итак, как было отмечено выше для управления любой моделью электроскутера мощность которого превышает 250 Вт необходимо иметь водительское удостоверение категории «М» или «А1» (зависит от мощности ТС). Поэтому если вы решили выбрать для себя подобное транспортное средство, прежде чем начать его эксплуатировать потребуется отучиться в автошколе и получить соответствующие категории.
Если Вас остановит инспектор полиции и выявит, что вы управляете электроскутером без прав, вам будет выписан штраф в размере 5-15 тысяч рублей. Если права у вас имеются, но вы их просто забыли дома в кармане куртки, также будет выписан штраф, но уже в размере 500 рублей. В первом случае одним только штрафом отделаться не получится, поскольку транспорт будет отправлен на штраф стоянку, а это дополнительные расходы.
Следует также отметить, что передвигаться на электроскутере по пешеходным дорожкам, тротуарам запрещено, управлять транспортом можно только по дороге общего пользования.
Так, что если вы решили выбрать подобный вид транспорта, помните, что для управления моделью мощностью менее 250 Вт права не нужны, если мощность больше, то их наличие обязательно.
Можно ли перевозить пассажиров на электробайках?
Большинство водителей элетробайков не понимают запрета, который наложен на перевозку этим транспортом второго пассажира (за редким исключением), хотя даже маленький велосипед электрический способен свободно перевозить нетяжелого пассажира. Но, правила – есть правила, а для их выполнения не стоит нарушать пункт, согласно которого до 7 лет ребенка перевозить можно, а позже – нет. Получается, что подросток, достигший четырнадцати лет, может вполне возить на электровелосипеде, например, 6-летнего малыша, но тридцатилетнему «дяде» запрещается катать ребенка восьми лет. Хотя совсем другое отношение к таким транспортным средствам на их родине. Целые семьи «мчатся» на велосипедах с мотором по дорогам Китая.
Надежда есть, что и у нас в стране, может это стать обычной картиной, что хорошо и не очень. Хорошо, конечно, проехать, не вдыхая выхлопных газов по знакомым местам, по-новому открывая их красоту. И не совсем хорошо, что, все-таки расстояния, проезжаемые на таком транспорте, не столь велики, да еще непогода, от которой на велосипеде не спрятаться. Не спрятаться, если даже начнется серийное производство таких моделей, как недавно презентованный голландской фирмой прототип Drymer V0.5 – трехколесного велосипеда футуристической конструкции: два колеса спереди, обтекаемая крыша, наклонный механизм колес и пр.
Режимы использования
С этим удобным видом транспорта не урегулировано много нюансов вождения. В законе обозначено, какой мощности должен быть мотор велосипеда, но как это будут проверять, пока что не совсем ясно, но с собой, пользуясь электровелосипедом, нужно иметь либо права категории М, либо технические характеристики двигателя, если он, например, куплен. В любом случае следует соблюдать правила дорожного движения, не нарушая порядка и не мешая другим гражданам. Если вы всё время будете ездить на нём как на велосипеде, ваше право, но иметь удостоверение, что вы допускаетесь к вождению мопедом в случае использования велогибрида как мопеда, вы обязаны. Вы должны соблюдать режим скорости, состояние, позволяющее садиться за руль велобайка, то есть быть трезвым, не ездить там, где это не предусмотрено правилами, а также должно быть указано, что состояние здоровья позволяет вам пользоваться свойствами мопеда.
В правилах дорожного движения есть чёткие указания о вождении велосипедом и мопедом в отдельности. По идее для велосипедистов должны быть велосипедные дорожки, чего как раз и нет во многих населённых пунктах. Например, если велосипедист старше 14 лет, то разрешается ездить по специальным велодорожкам, но если их нет, то правому краю дороги, обочине, по тротуарам, пешеходным дорожкам в определённых случаях, если велосипедист возрастом до 14 лет, то ему следует ездить только в пределах велопешеходных зон. Водитель мопеда также может ездить по правой стороне проезжей части, по полосе велосипедистов или по обочине, к тому же на мопеды и скутеры, как уже было сказано, нужно брать с собой права, которые можно получить только с 16 лет, причём управлять мопедом можно при наличии любой открытой категории прав.
Обладателям электровелосипедов пока что стоит придерживаться правил, касающихся вождения мопеда и велосипеда, быть сознательными, не создавать помех при общем движении, не лихачить, не садиться за руль в нетрезвом виде, не исполнять за рулём различные трюки, в людных местах следует придерживаться допустимой скорости.
В общем, права на велосипед с мотором определённой мощности, если вы используете его в качестве мопеда, обязательно нужны, но если вы его не используете как мопед, тогда зачем вам мотор? Нет мотора — нет прав, выбор за вами, и соблюдайте правила.
Александр,
Мы обратились за комментариями в ГИБДД. Ответ: «В данный момент проблема прав для электровелосипедов и велогибридов не стоит. Закон есть, но работать он начнет только после того, как появится программы для обучения на эту категорию, школы и площадки для сдачи экзаменов на территории всей страны. Права с категорией М (мопеды, скутеры) до сих пор не выдаются, требовать их работники ГИБДД не имеют права. Не понятны даже сроки начала выдачи таких прав.В данный момент рассматривается возможность о внесении новых поправок в ПДД, есть вероятность, что велосипеды и электровелосипеды могут быть исключены из раздела «транспортные ср-ва», так как есть противоречия между использованием велосипедов и понятием «транспортное ср-во».
Велогибрид с мощностью 250W не подпадает по закону под требование иметь права. Комментарий ГИБДД: «В данный момент нет четких правил и инструкций, как работнику ГИБДД определять мощность электромотора и к какому виду транспорта относится эл. велосипед, остановленный для проверки. Только после получения таких инструкций, начала выдачи прав с категорией М работник ДПС может останавливать и проверять велосипеды «.
От себя добавим, что пока на мопеды с объемом мотора 50 куб. см не нужны были правы, владельцев любых скутеров, с объемом 50-150 куб., никто не останавливал и не проверял. И сегодня пока все также. О правах на мопеды говорят уже 10 лет, но как видим, воз и ныне там. С электровелосипедами еще сложнее- любой мотор 250W можно «раскачать»до 450-500W практически без видимых изменений. Как будут проверять мощность ДПС — не понятно, тем более, если скорость на велогибриде будет ограничена 25 км/ч с возможностью ее увеличения по желанию владельца. Нам, как продавцам велогибридов, тоже хотелось бы понять, как будет проходить контроль за ПДД в этой части. Сейчас это не очевидно и, как нам кажется, мало возможно.
Мы призываем соблюдать ПДД и без всякого контроля со стороны ГАИ и думать о своей безопасности! Право выбирать мощность мотора для своего велогибрида остается только за покупателями. Для этого надо решить как и где Вы собираетесь использовать такую технику.
Выводы
- На территории России не требуются права на электрический байк с двигателем мощностью до 250W. На основе установленной классификации, которая прописана в законе, данное средство езды относится к самокатам и обычным велосипедам.
- Модели с моторами 500, 850 и 1000 Вт требуют получения прав, однако как смогут отличить один мотор от другого сотрудники ГИБДД — неизвестно.
- На основе действующего законодательства любой электрический самокат с мотором от 250W относят к скутерам. Следовательно, чтобы можно было управлять подобной техникой, водителю требуются специальные права категории М.
- В большей части случаев водительские права не потребуются на практике, но любой, кто ездит на электровелосипеде по дорогам, должен иметь удостоверение личности.
- Производители и дистрибьюторы электрических велобайков могут наносить на каждый велосипед наклейку, которая находится на видном месте, с указанием его мощности. Если пользователь вмешивается или модифицирует электрический байк, изменяя скорость, он должен заменить этикетку с указанием классификации. В теории это поможет полицейским выполнять свою работу.
- К велобайку не применяются правила о водительских правах, регистрации, страховании и прочие требования, поскольку электрический байк — это не автомобиль.
- Однако на водителя действуют законы о вождении в нетрезвом состоянии. Кроме того, к использованию велобайков могут применяться дополнительные законы или постановления в различных местах и областях.