Оглавление
- В каких случаях запрещен манёвр
- В каких случаях обгон запрещен без знака 2021
- Смягчение и льготы при оплате штрафов
- Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?
- Цели и места установки
- Об обгоне справа
- Можно ли совершать обгон на перекрестке?
- За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?
- Ответственность за нарушение правил обгона
- Когда разрешен обгон под знак 3.20
- Обойтись без нарушения
- Ответственность за нарушение правил обгона
- Пару слов о морали и выводы рассмотрения
В каких случаях запрещен манёвр
Водитель, намеривающийся совершить обгон, должен понимать, что подобные перестроения не всегда возможны.
Манёвр запрещен в следующих случаях:
- имеется знак «обгон запрещен»;
- автомобиль спереди мешает совершить манёвр;
- водитель не имеет уверенности в совершении манёвра;
- автомобиль сзади совершает тот же манёвр.
Человеку за рулем запрещено идти на риски только потому, что он куда-либо спешит или автомобиль впереди медленно едет. Принимать нужно правильные и взвешенные решения, которые не создадут аварийную ситуацию.
Обгоны справа также запрещены в следующих местах:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на перекрестках со светофором;
- на мостах и путепроводах, под ними;
- на ремонтируемом отрезке дороги, при плохой видимости;
- на железнодорожном переезде и в ста метрах от него.
В каких случаях обгон запрещен без знака 2021
На особых участках движения автомобилей водители должны чувствовать обстановку и не позволять себе совершать опасные маневры. Так, обгон запрещен в следующих зонах, не оборудованных соответствующим знаком:
- на регулируемом перекрестке;
- на нерегулируемом перекрестке, если водитель движется по второстепенной дороге;
- на пешеходных переходах, где находятся менее защищенные участники дорожного движения — пешеходы;
- непосредственно на ж/д переезде и ближе, чем за сотню метров перед ним;
- на мостах и под ними;
- на путепроводах;
- на эстакадах;
- в тоннелях.
Введенные ограничения на обгон действуют в связи с повышенной опасностью объектов. Так, на пешеходных переходах водители часто могут не заметить переходящих дорогу. Мосты и эстакады не всегда отличаются надежностью конструкции и порой не могут обеспечить высокий уровень безопасности.
Важно обратить внимание и на другие обстоятельства, препятствующие выполнению безопасного обгона. Совершать маневр строго запрещено в следующих случаях:
- автомобиль, движущийся спереди, еще не завершил обгон;
- транспортное средство, следующее за автомобилем, начало обгон;
- водитель впереди включил сигнал поворота.
Также обгон категорически запрещен в случае, если водитель не убедился в безопасности выполняемого маневра.
Смягчение и льготы при оплате штрафов
Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:
- при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
- при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
- при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
- при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
- в случае создания аварийной ситуации;
- при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
- при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.
Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.
На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:
- в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
- решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
- 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.
Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.
Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще
Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.
Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.
Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.
Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.
В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное — чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.
Главная →
Безопасность → Правила и управление →
Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?
На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.
Вот так выглядит такая дорожная обстановка:
Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:
- 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
- 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.
При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!
И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.
Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.
Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?
Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.
Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2021 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё
То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.
Если завершили после знака «Обгон запрещён»
Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).
Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака. Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию. И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.
Цели и места установки
Знак «Обгон запрещён» устанавливается на опасных участках дороги. Для водителя это сигнал о риске, связанном с манёвром на встречной полосе. Основаниями для установки являются следующие факторы:
- наличие риска столкновения со встречными или попутными транспортными средствами из-за ширины дорожного полотна;
- ограниченный обзор, не обеспечивающий видимости транспорта, движущегося по встречной полосе (крутые повороты, спуски или подъёмы);
- плохое дорожное покрытие;
- места резкого сужения полотна.
Например, здесь этот знак установлен по причине узкой дороги и обилия препятствий по обеим её сторонам
Об обгоне справа
Как в 2020, так и в 2020 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.
Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.
Почему тянет руль вправо или влево при движении: основные причины
Рубрика: Ремонт своими руками
Обгонять справа нельзя, а опережать можно. Это основа, которую знает каждый водитель. И он должен понимать, что за нарушение этого правила обязательно последует штраф. Хотя в ПДД про эту основу ничего не говорится. Есть некоторые нормы, которые касаются опережения по правой стороне. При этом допускается совершать такой маневр, если требуется перестроиться в правую крайнюю полосу.
Как наглядно показывает практика, по правой стороне обгоны обычно осуществляются при помощи тротуаров и обочин. А все нюансы езды по тротуару мы с вами обсуждали в предыдущей статье. В Пункте 9.9 действующих правил четко указано, что такие маневры запрещены. Нарушая правила, водителя могут наказать сразу за два правонарушения. Прежде всего, это заезд на тротуар, а также сам обгон по правой стороне.
Есть несколько моментов, которые вам следует знать относительно обгонов справа. А именно:
- Проезжать по обочинам и тротуарам допускается мопедистами и велосипедистам возрастом более 14 лет в случае отсутствия отведенных для них дорожек;
- Если машина движется по средней полосе и нужно совершить обгон впереди идущего ТС, допускается перестроение в правую полосу и опережение;
- Если машина притормаживает на перекрестке, подавая сигнал левым поворотником, тогда ее допускается объезжать по правой стороне;
- При аналогичной ситуации, но в случае сильной загруженности, нужно оставаться в своей полосе, и только после поворота ТС впереди можно двигаться дальше;
- Если есть возможность объехать ТС по правой стороне, лучше этого не делать при ограниченной видимости.
Есть ряд наглядных видео, как и в каких случаях можно или нельзя обходить транспортное средство впереди вас. Тут нужно детально изучать ПДД, опираться на разметку, а также думать о безопасности других участников движения. Иначе наказание вас будет ждать в обязательном порядке.
Можно ли совершать обгон на перекрестке?
Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.
Обгон на главной дороге
Выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта на перекрестке разрешается, если движение происходит по главной дороге. Исключение одно — перекресток оборудован светофором или регулируется регулировщиком.
Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?
Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?
Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.
Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.
Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru
На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).
Обгон на нерегулируемых перекрестках
Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.
Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
На двухполосном
Количество полос на дороге при совершении маневра не имеет принципиального значения. Обгон предусматривает выезд на встречную полосу, так что для двухполосного перекрестка действуют все те же положения пункта 11.4 ПДД РФ.
Обгон на трассе
Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.
Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.
Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.
Обгон вне населенного пункта
Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.
Обгон через сплошную
В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.
Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.
Можно ли перед и сразу после перекрёстка?
Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:
- если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
- вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
- в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.
За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?
Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.
Объезд препятствия
Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».
Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.
Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.
Важно знать!
Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.
Закон
В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.
Обгон по обочине
Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.
«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.
Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.
Важно знать!
Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.
Разварот вместо обгона
Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).
Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой
Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе
Ответственность за нарушение правил обгона
Несоблюдение ПДД в части начала обгона в зоне действия знака 3.20 признается серьезным нарушением, квалифицируемым по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Условия назначения денежного взыскания
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, административное правонарушение должно быть зафиксировано путем составления протокола. В документ вносится информация о произошедшем, о предполагаемом нарушителе и о составителе.
В ст. 3.8 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому правонарушения, предусматривающие возможность ограничения прав гражданина, должны рассматриваться исключительно в рамках судопроизводства.
Поскольку санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает 2 альтернативных вида наказания, суд вправе самостоятельно определить его, исходя из имеющихся данных о произошедшем.
Определяя вид наказания, суд должен учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, перечисленные в ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ соответственно. От этих факторов во многом зависит итоговое решение.
В ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ закреплено правило, согласно которому, по факту совершения правонарушения, зафиксированного камерой, не составляется протокол, а вместо этого сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. При этом ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ отсылает на данную норму с указанием на то, что за нарушения, зафиксированные камерой, назначается штраф в наименьшем из предложенных соответствующей статьей размере.
Процесс привлечения к ответственности при выявлении нарушения камерой максимально автоматизирован: зафиксированная информация пересылается в единый центр, где формируется постановление о привлечении к ответственности, после чего нарушителю приходит уведомление о штрафе.
Фиксация факта нарушения обгона возможна, если позволяет функционал камеры. Такие устройства в России применяются не первый год и успешно выявляют нарушителей. Пока что их устанавливают в крупных городах, в том числе в Москве. Возможность выявления камерой неправильного обгона подтверждается нормой, закрепленной ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, — повторный выезд на встречную полосу в запрещенном месте, зафиксированный камерой, наказывается штрафом.
Наказание в виде лишения прав
Санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в качестве одного из возможных наказаний предусматривает лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Как отмечалось ранее, дела данной категории подлежат рассмотрению в суде (ст. 3.8 КоАП РФ). В рамках судопроизводства изучается представленный протокол, заслушиваются показания водителя, инспектора, возможных свидетелей, рассматриваются иные имеющиеся доказательства.
Повторное совершение аналогичного нарушения
В случае нарушения правил обгона в дальнейшем, ответственность наступает по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Санкция данной нормы предусматривает ограничение в праве управления автомобилем до 12 месяцев, либо штраф 5000 рублей, если фиксация была произведена камерой.
С юридической и бытовой точки зрения понятие «повторность» существенно различается. Согласно ст. 4.3 КоАП РФ, повторным будет нарушение, если оно совершено в период, когда водитель уже подвергнут наказанию за неправильный обгон. В ст. 4.6 КоАП РФ указан этот срок — до истечения 12 месяцев после окончания исполнения наказания.
Это означает, что если после привлечения к ответственности не прошло 12 месяцев, и водитель совершил аналогичное нарушение, его действия будут квалифицироваться по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Если прошло больше года, нарушение будет считаться первым, независимо от количества предыдущих.
Когда разрешен обгон под знак 3.20
Разделом 3 Приложения 1 к Правилам установлено, что в зоне запрещающего знака не допускается выполнение обгона ТС. Исключениями являются: двухколесные и тихоходные ТС, а также повозки.
Если с мотоциклами и велосипедами все понятно, то обгон тихоходных транспортных средств следует разобрать более подробно.
Разрешенный обгон:
Поскольку правило о возможности в исключительных случаях обгонять под знак 3.20 дано только в описании к этому знаку (Раздел 3 Приложения 1 к ПДД), пересекать сплошную линию при его отсутствии нельзя.
Это связано с тем, что положения о разметке в ПДД не содержат подобной информации, а знак всегда имеет преимущество перед разметкой (Раздел 1 Приложения 2 к ПДД).
Обойтись без нарушения
Выполнение обгона может выполняться в некоторых ситуациях. Они предусмотрены в 2021 году в правилах дорожного движения и позволяют обгонять машины даже в присутствии запрещающего знака
Это важно знать, чтобы не получить несправедливый штраф:
- можно обгонять тихоходный транспорт;
- запрет на действия по обгону мототехники или аналогичных двухколёсных средств не распространяется;
- можно обогнать конные повозки или гужевые средства.
Для опознания тихоходного транспорта на нём устанавливают знак в виде красного треугольника с жёлтой обводкой. Он устанавливается на хорошо заметном месте, а иногда выкрашивается флуоресцентной краской, чтобы водитель не пропустил его в тёмное время суток. Это не пустое требование, ведь на трассах повышенной загруженности и нестандартных участках возрастает риск ДТП, поэтому и большой штраф.
Особые исключения
Конечно, бывают ситуации, когда человек обгонит транспортное средство в зоне действия ограничительного указателя 3.20, если оно двигается со скоростью в 30 км/час. За это не будет выписываться штраф, так как водитель имеет право на такой обгон. Если на тихоходной машине предусмотрен предупреждающий знак, её нельзя обгонять, что указывают правила за 2021 год. Таким же способом можно обогнать мотоцикл, если он едет со скоростью не выше 30 км/час.
Эта ситуация становится предметом частых споров, когда автомобиль обгоняет машину, которая едет медленно только в этот момент. К примеру, трактор способен развить достаточно высокую скорость и двигается медленно только в этот момент. За подобные действия назначается штраф, установленный на 2021 год.
Временное запрещение движения
Область действия знака «Обгон запрещён» может иметь временный характер. Такая разновидность называется 3.20В. Отличается указатель только жёлтым фоном, в остальном повторяя оригинальный образец. Он является обязательным для выполнения и становится приоритетным даже в случаях, когда рядом установлены другие знаки. Аналогичная ситуация и с временной разметкой, что устанавливается на время проведения работ.
В местах трассы, где присутствует указатель «Обгон запрещён», нужно тщательно изучить ситуацию
Важно понять, что участок движения может и не иметь обязательного запрета на обгон. Если транспорт, находящийся впереди, является тихоходным, его можно объезжать
Лучше обдумать всё дважды, чтобы избежать правонарушения. Если без такой ситуации не обошлось и существует риск получить штраф, свои права можно защищать со статьёй 12.15, которая учитывает все нюансы использования этого указателя.
Когда водителю запрещается обгон автомобиля, это делается для обеспечения его безопасности. На таких дорогах часто достаточно сложное движение, которое требует дополнительного регулирования
Это важно соблюдать, но и требуется понимать исключения из правил, чтобы не попасть на удочку хитростей служб правопорядка
Ответственность за нарушение правил обгона
Несоблюдение ПДД в части начала обгона в зоне действия знака 3.20 признается серьезным нарушением, квалифицируемым по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Условия назначения денежного взыскания
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, административное правонарушение должно быть зафиксировано путем составления протокола. В документ вносится информация о произошедшем, о предполагаемом нарушителе и о составителе.
В ст. 3.8 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому правонарушения, предусматривающие возможность ограничения прав гражданина, должны рассматриваться исключительно в рамках судопроизводства.
Поскольку санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает 2 альтернативных вида наказания, суд вправе самостоятельно определить его, исходя из имеющихся данных о произошедшем.
Определяя вид наказания, суд должен учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, перечисленные в ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ соответственно. От этих факторов во многом зависит итоговое решение.
В ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ закреплено правило, согласно которому, по факту совершения правонарушения, зафиксированного камерой, не составляется протокол, а вместо этого сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. При этом ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ отсылает на данную норму с указанием на то, что за нарушения, зафиксированные камерой, назначается штраф в наименьшем из предложенных соответствующей статьей размере.
Процесс привлечения к ответственности при выявлении нарушения камерой максимально автоматизирован: зафиксированная информация пересылается в единый центр, где формируется постановление о привлечении к ответственности, после чего нарушителю приходит уведомление о штрафе.
Фиксация факта нарушения обгона возможна, если позволяет функционал камеры. Такие устройства в России применяются не первый год и успешно выявляют нарушителей. Пока что их устанавливают в крупных городах, в том числе в Москве. Возможность выявления камерой неправильного обгона подтверждается нормой, закрепленной ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, — повторный выезд на встречную полосу в запрещенном месте, зафиксированный камерой, наказывается штрафом.
Наказание в виде лишения прав
Санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в качестве одного из возможных наказаний предусматривает лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Как отмечалось ранее, дела данной категории подлежат рассмотрению в суде (ст. 3.8 КоАП РФ). В рамках судопроизводства изучается представленный протокол, заслушиваются показания водителя, инспектора, возможных свидетелей, рассматриваются иные имеющиеся доказательства.
Повторное совершение аналогичного нарушения
В случае нарушения правил обгона в дальнейшем, ответственность наступает по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Санкция данной нормы предусматривает ограничение в праве управления автомобилем до 12 месяцев, либо штраф 5000 рублей, если фиксация была произведена камерой.
С юридической и бытовой точки зрения понятие «повторность» существенно различается. Согласно ст. 4.3 КоАП РФ, повторным будет нарушение, если оно совершено в период, когда водитель уже подвергнут наказанию за неправильный обгон. В ст. 4.6 КоАП РФ указан этот срок — до истечения 12 месяцев после окончания исполнения наказания.
Это означает, что если после привлечения к ответственности не прошло 12 месяцев, и водитель совершил аналогичное нарушение, его действия будут квалифицироваться по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Если прошло больше года, нарушение будет считаться первым, независимо от количества предыдущих.
Пару слов о морали и выводы рассмотрения
В случае неудачного стечения обстоятельств, а именно попадания в похожую историю, помните о том как нужно действовать и выполняйте все указанные выше пункты.
Это повысит шансы доказать свою невиновность в суде, и сохранит водительское удостоверение в целости и сохранности. Кроме того, отстояв свои права, Вы не допустите произвола исполнительной власти.
Поэтому, если Вас остановят и попросят засвидетельствовать отказ водителя подписывать протокол, ситуация которого повторяет разобранную выше, то не пожалейте времени и сил написать в документе, что имеется письменное несогласие водителя по данному вопросу.