Режимы движения и использования транспортного средства. особые ситуации

Опережения и объезды

Опережение — это вид манёвра, при котором водитель перестраивает свое транспортное средство для последующего обгона другого без выезда на полосу встречного движения. Опережение является легким манёвром, не несущим такой жизненной опасности, как обгон. Перестроение осуществляется на полосе попутного движения с более одним рядом для движения, соответственно.

Нельзя совершать опережение на таких участках, как пешеходная зона, ж/д переезд, мост. Причем во всех случаях нужно убедиться в достаточности обзора.

Существует два вида опережения:

  1. без смены полосы движения, когда автомобиль обгоняет другие транспортные средства своей скоростью;
  2. с выездом на соседнюю полосу движения, которая не является встречной.

Объезд — манёвр, при котором транспортное средство выезжает из своей полосы движения, если движение по прошлой полосе движения невозможно.

Манёвр называется объездом, если автомашина меняет полосу движения по причине того, что полоса заблокирована для дальнейшего движения. В остальных случаях манёвры расцениваются как обгон или опережение.

Обгон крупного транспорта

Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.

Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.

За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?

Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.

Объезд препятствия

Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».

Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.

Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.

Важно знать!

Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.

Закон

В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.

Обгон по обочине

Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.

«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.

Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.

Важно знать!

Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.

Разварот вместо обгона

Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).

Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой

Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе

Организованная перевозка группы детей

Беззаботное детство должно быть защищено государством. В рамках дорожного движения обеспечение безопасности детей – важная и приоритетная задача. Для создания безопасных и комфортных условий для перевозки подрастающего поколения по дорогам Правилами предусматриваются специальные условия — организованная перевозка группы детей.

Получается, что такая перевозка является специальной, целевой. Экскурсия, выезд в летний лагерь, поездка в театр, школьный автобус – вот наиболее распространенные случаи организованной перевозки группы детей.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Осторожность не помешает!

Как мы выяснили, совершение маневра, когда возникает необходимость объехать какое-либо препятствие или транспортное средство справа, правилами дорожного движения в последней редакции не запрещено. Однако следует быть особо внимательным, если вы решились на подобные действия.

Объезд транспортного средства с правой стороны

убедитесь, что правая сторона дороги свободна от автотранспорта, который припаркован у края дороги либо совершает остановку;
обращайте внимание на дорожную информацию в виде знаков, световых табло, информационных щитов, чтобы быть уверенным, что впереди не имеется пешеходных переходов, боковых выездов, остановок общественного транспорта;
перед совершением маневра убедитесь, что не создадите аварийной ситуации для автомашин, следующих за вами;
учитывайте погодные условия и состояние грунта у края дороги, а то нередки случаи, когда автомобиль, заехав колесами на мокрую почву или наледь, теряет управление и слетает в кювет;
соблюдайте дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди, а лучше перед совершением перестроения слегка притормозить и перейти на пониженную передачу, заодно и оценить окружающую обстановку (оптимальное расстояние до кузова переднего автомобиля – примерно два корпуса вашего).

Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

При упоминании обгона справа нельзя не упомянуть про полосы разгона и торможения. Если руководствоваться ПДД, полоса торможения предназначена для снижения скорости перед поворотом (не для торможения и остановки). Полоса разгона, напротив, позволяет беспрепятственно ускориться и влиться в общий поток. Проще говоря, они служат для достижения оптимальной средней скорости. Разметка этих полос прерывистая, а значит, на деле правила не запрещают использовать их для обгона справа. Главное условие в таких случаях, это отсутствие помех другим участникам движения во время перестроения в свою полосу. Только так можно не нарушить правила и не схлопотать штраф от ГИБДД.
Однако от неправильного опережения справа есть и куда более серьезные проблемы, чем штраф. Главная неприятность – это возможность попадания в аварию. Спровоцировать ДТП при обгоне или опережении справа можно в следующих ситуациях:

• водитель не заметит припаркованный на обочине автомобиль;
• на правой стороне могут находиться пешеходы, их не видно из-за впередиидущего автомобиля.

По этим причинам опережение по правой стороне – довольно опасный манёвр, требующий максимальной внимательности и осторожности. По большому счету, понятия «обгон справа» в принципе не существует, если дорога не многополосная

Запрещено опережать по пешеходным и велосипедным дорожкам. С особой осторожностью опережение выполняется на пешеходных переходах.

А если кто-то объезжает вас? Сколько водителей – столько и характеров. Об этом нужно всегда помнить, когда садитесь за руль. Если особой нужды нет, а кто-то объезжает вас справа, нервно давя на клаксон, не уподобляйтесь ему и держите себя в руках. Дайте наглецу возможность завершить маневр. Все-таки ваша безопасность должна быть в приоритете. Помимо того, вы будете нести административную ответственность, препятствуя другому транспортному средству завершить маневр.

Постарайтесь предвидеть последствия и соблюдать требования правил дорожного движения. Помните, все пункты этого документа созданы на основе реальных событий, и кто-то заплатил высокую цену за свою невнимательность и пренебрежение.

Главная →

Безопасность → Правила и управление →

О железнодорожных переездах в ПДД

Перечисленные выше штрафы можно получить, если выехать на встречку не только на самом переезде, но и за 0,1 км пред ним. Это довольно большое расстояние, которое сложно измерить на глаз, поэтому в тех случаях, когда нет уверенности, что до переезда более 100 метров, лучше не рисковать и не выезжать на встречку, даже если на дороге нет сплошной линии.

Если же водитель вынужденно выезжает на встречную полосу, чтобы объехать неподвижное препятствие, то штрафа он не получит.

На пешеходных переходах, начиная с 2014 года, в данное правило были внесены изменения. Не имеет значения, находятся ли на пешеходном переходе граждане либо нет, обгон не может быть выполнен.

ПДД РФ. Прежде, чем начинать манёвр, водитель обязан удостовериться в том, что встречная полоса свободна, и в процессе осуществления действия не будет создана опасность или помехи для других транспортных средств. Лицо, находящееся за рулем машины, которую обгоняют, не должно препятствовать выполнению манипуляции. Категорически запрещается повышать скорость или осуществлять иные действия. Зачастую ряд нетерпеливых водителей, чтобы не стоять в пробке, совершают обгон до переезда всего потока автомобилей и на самом переезде вклиниваются между машинами на свою полосу либо проезжают и его по встречной полосе

Стоит обратить внимание, что существует различие между обгоном и объездом препятствия на железнодорожном переезде

Согласно статье 11 п. 4 ПДД обгон транспорта запрещён, если до ЖД переезда осталось менее 100 метров. Величину наказания регламентирует Кодекс административных правонарушений.

Этот манёвр считает самым опасным и наказывается максимально строго. Водители, совершившие обгон, спрашивают: «я проехал на машине какой штраф?» В зависимости от произошедшего, можно квалифицировать как нарушение правил обгона или опережения. Первое влечет куда более строгую ответственность.

Остановка на перед железнодорожными путями при запрете движения регулируется пунктом 4 главы 15 ПДД. Поэтому, за нарушение правил водителя наказывают по ч.2 статьи 12.10 КоАП РФ.

Также такой штраф будет выписан водителю, который совершит проезд железнодорожного переезда в любом ином месте, не предусмотренном для этого.

Также нет наказания за опережение других автомобилей без выезда на встречку. То есть, если дорога перед ж/д переездом имеет две полосы, то попутные автомобили можно опережать по соседней полосе.

Требования изложены в 15 разделе Правил и состоят из пяти пунктов. Все они будут процитированы в этой статье. Вы также можете посмотреть их в тексте Правил дорожного движения.

Также нет наказания за опережение других автомобилей без выезда на встречку. То есть, если дорога перед ж/д переездом имеет две полосы, то попутные автомобили можно опережать по соседней полосе.

  • Автокредитование
  • Все о ОСАГО
  • Все о КАСКО
  • Автострахование
  • Налоги на авто
  • ДТП — что делать?
  • Все о каршеринге
  • Штрафы
  • Регистрационные действия
  • Общение с ГИБДД
  • В помощь водителям

На дорогах с плотным трафиком поездов и транспорта есть шанс угодить в ловушку и получить штраф за движение через переезд на запрещающий сигнал. Как это работает?

В случае, если был обгон по встречной полосе на ж/д переезде, то будет назначен штраф 5 тыс. руб или заберут права на 4-6 месяцев.

В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению.

Видео: движение через железнодорожные пути Как оспорить Когда сотрудник ГИБДД собирается выписать штраф, то вам нужно собрать как можно больше доказательств и свидетельств вашей невиновности. Если вы всё верно аргументируете, приведёте веские доказательства, то решить проблему можно на месте.

В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению.

Видео: движение через железнодорожные пути Как оспорить Когда сотрудник ГИБДД собирается выписать штраф, то вам нужно собрать как можно больше доказательств и свидетельств вашей невиновности. Если вы всё верно аргументируете, приведёте веские доказательства, то решить проблему можно на месте.

Переезд сплошной линии запрещен за 100 метров до железнодорожных путей. Наказание будет зависеть от целей пересечения сплошной линии.

Реальные примеры с комментариями

Несколько примеров из реальной практики, которые показывают, как обгоняют водители и к чему это приводит:

  1. Автомобиль едет за тентованной фурой по двухполосной загородной дороге с прерывистой разметкой. Водитель начинает обгон, но в середине маневра прерывистая становится сплошной. Автомобиль все таки обгоняет грузовик и становится на свою полосу. Чуть дальше его останавливает инспектор ДПС, оформляет протокол. Решением суда нарушителя лишают удостоверения на 4 месяца по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ. В такой ситуации не принимают объяснение: «Я не видел знака из-за тента». Водителю нужно было отказаться от обгона, снизить скорость и вернуться в свой ряд.
  2. Водитель видел впереди мост, начиная обгон. Но оценил расстояние, как достаточное, чтобы завершить маневр до начала ограничения. Однако, обгоняемый автомобиль набрал скорость, и водителю пришлось закончить обгон уже на мосту. Да, правилами запрещено препятствовать обгону увеличением скорости. Но доказать на суде невиновность не получится. Нарушение правил зафиксировала видеокамера и водителя, совершившего обгон, оштрафовали на 5000 руб.
  3. Водитель первого автомобиля подал сигнал левого поворота и пошел на обгон. За ним второй автомобиль показал левый поворот и выехал следом. Первый автомобиль завершил маневр, второй не успел, а по дороге едет встречная машина. Вернуться обратно на свою полосу невозможно, т.к. там уже есть третий автомобиль. Второй автомобиль вплотную прижимается к обгоняемому автомобилю. Тот, в свою очередь, уходит от бокового столкновения на обочину и останавливается. Своими действиями водитель второго автомобиля создает аварийную ситуацию, помеху движению и нарушает правила выезда на встречную полосу. Наказание — лишение права управления автомобилем на полгода.
  4. При плотном потоке транспорта, водитель пошел на обгон, не верно рассчитав расстояние до встречной машины. Обгоняемый автомобиль резко затормозил, собрав позади ДТП паровозом, а встречный, избегая столкновения, вылетел в кювет. Водитель встречной машины разбился насмерть. Водителя обгонявшей машины суд признал виновным в ДТП с тяжелыми последствиями и по ст. 264 УК РФ приговорил к 2 годам тюремного заключения с лишением прав на 3 года.

В результате каждого из перечисленных случаев могло произойти ДТП. А с учетом того, что обгон – это высокая скорость, 90% аварий заканчиваются фатально.

Нюансы

Наказание за обгон на пешеходном переходе в 2021 году суровое. Допустимо даже лишение водительских прав. Выбор меры осуществляет суд. Однако можно попытаться смягчить наказание. Рассчитывать на вменение штрафа могут лица, ранее не привлекавшиеся к ответственности по части 4 статьи 12.5 КоАП РФ. Во время разбирательства рекомендуется сообщить о присутствии аргументов, смягчающих вину водителя. Можно сослаться на:

  • возникла неисправность автомобиля;
  • лицо вынуждено было выехать на встречную полосу, чтобы предотвратить ДТП;
  • плохое состояние разметки.

Штраф за обгон на пешеходном переходе вовсе может быть отменен, если лицо сможет оспорить его. Подобное возможно, если:

  1. Были допущены грубые нарушения в процессе составления протокола.
  2. Пешеходный переход засыпало снегом, на нём не было людей, не было видно знаков, предупреждающих о зебре.
  3. Разметка вовсе отсутствует.

Факт присутствия смягчающих обстоятельств необходимо доказать

Представители уполномоченного органа готовы принять во внимание результаты фото и видеосъемки, подтверждающую документацию, показания свидетелей. Решение принимается в зависимости от особенностей сложившейся ситуации

Основные правила маневра обгон

Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

  • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
  • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
  • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
  • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Комментарии к п. 11.3

Если ваш автомобиль пытаются обогнать, то Вы не должны этому препятствовать путем повышения скорости и другими действиями. Что подразумевается под понятием «иные»? Рассмотрим такие действия подробнее.

  1. Уменьшение бокового расстояния.
  2. Подрезание автомобиля.
  3. Даже мигание дальним светом или подачу сигнала можно приурочить к препятствованию обгона.

Теперь рассмотрим распространенные нарушения ПДД в этой части.

Поворот налево

Будет ли считаться поворот налево препятствованием обгону? Нет, это вполне нормально. По сути понятия «препятствование» и «препятствие» различаются. У первого из них нет четкого определения.

В этом вопросе пути автомобилей между собой пересекаются, поэтому возникает проблема приоритетов. В Правилах точно указаны обязанности в этом плане, и обязанность определена для обгоняющего транспорта в п. 11.2. В нем сказано, что нельзя создавать помехи обгоняемому автомобилю при возвращении в свою полосу. Но это не означает, что у Вас есть преимущество движения, если вас обгоняют, даже если Вы поворачиваете налево.

При повороте налево у водителя также возникают обязанности, чтобы уступить дорогу. А в маневр «обгона» входит не только выезд на встречную полосу, но и возвращение на прежнее место.

В результате практика разбирательств в Госавтоинспекции и практика судов утверждают, что при таких спорах виновным является тот водитель, который включил сигнал поворота позже.

  1. Если Ваш автомобиль стали обгонять, когда у Вас уже работал сигнал левого поворота, то совершать обгон другому водителю запрещал п. 11.2.
  2. Если Вас начали обгонять, а затем Вы включили сигнал левого поворота, то Вы должны уступить дорогу, но пользуясь при этом не п. 11.3, а 8.1, который запрещает совершать маневры при создании помех остальным участникам на дороге.

Тонкость по пункту 11.3 по скорости движения

Она состоит только в запрещении препятствованию обгона, увеличивая скоростной режим. В этом кажется нет ничего непонятного. Это может случиться, когда Вашу машину стали обгонять с момента трогания после перекрестка. Например, когда скорость автомобиля еще не превышает 15 км в час, и разгон только начался.

Указывает ли п. 11.3 Правил при этом не увеличивать дальше скорость, и ехать также медленно, ожидая, пока другой автомобиль не обгонит Вас? Да, на самом деле ПДД это и обязывают водителей.

По сути дела, увеличение скорости при этом будет мешать обгону. Но на эту тему также много существует споров, так как в Правилах не дано определение понятия «препятствования»

Если брать во внимание это, как непосредственное – препятствование было только в том случае, когда Вы не допустили обгоняющему такой маневр, и обгона не произошло. Тогда данное «препятствование» можно считать случившимся. А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены

А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Ситуации, когда обгон запрещен

Водитель должен помнить о том, что как бы он не спешил, не всегда возможно совершить подобное перестроение. Нужно правильно оценивать ситуацию на дороге.

Маневр запрещен в следующих случаях:

  • если на участке дороги существует ограничение знаком «Обгон запрещен»;
  • автомобиль, идущий сзади начал тот же маневр;
  • у транспортного средства, идущего впереди, включен сигнал поворота с левой стороны;
  • идущий впереди автомобиль мешает совершить маневр;
  • нет уверенности, что хватит скорости.

Рисковать, обгоняя медленно идущее транспортное средство не нужно. Следует правильно оценить ситуацию, выбрать подходящий момент и совершить маневр. Правильное поведение водителя на дороге — залог безопасности для всех участников движения.