Оглавление
- Расчет выплаты при обоюдной вине
- Что зафиксировала ДПС
- Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
- Как рассчитывается стоимость ущерба
- Обжалование обоюдной вины ДТП
- Страховые выплаты при обоюдной вине
- Можно ли просто уехать с места ДТП?
- После составления инспектором ГИБДД протокола осмотра места ДТП можно будет разъехаться.
- Как оформлять ДТП при «обоюдке»
- Как рассчитываются и производятся выплаты
- Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
- Страховые выплаты при обоюдной вине водителей
- Нормативная база и понятие обоюдной вины
- Подводим итоги
Расчет выплаты при обоюдной вине
Сумма компенсации зависит от степени нарушения каждого водителя правил дорожного движения. При составлении Европротокола и признании обоюдной вины в присутствии сотрудника ГИБДД, участники ДТП вправе взыскать половину максимально возможной выплаты согласно правилам ОСАГО. В ходе судебного разбирательства можно оспаривать решение инспектора, определять размер материального ущерба при невозможности установления нарушителя.
Выплата 50 на 50
Согласно ст. 1083 ГК при невозможности определить виновника аварийной ситуации суд обязывает назначить сумму ущерба в равных долях. В этом случае каждый водитель получит половину размера компенсации, предусмотренной за причиненный вред. Если выплаченных денежных средств недостаточно для восстановления транспорта, автовладельцы оплачивают ремонт за личный счет. Остаток суммы нельзя взыскать с другого участника дорожного происшествия.
Расчет по степени виновности
Определение меры вовлеченности каждого автовладельца осуществляется в суде. Водители должны знать, кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП при установлении разной степени тяжести несоблюдения дорожных правил. Компенсация выдается обоим участникам аварийной ситуации. Сумма выплаты назначается пропорционально степени нарушения ПДД, приведших к столкновению.
Что зафиксировала ДПС
Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.
Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.
Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.
Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:
- Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
- Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
- Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
- Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.
Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет
Как рассчитывается стоимость ущерба
В п. 22 ст. 12 «Закона об ОСАГО» говорится о том, что страховые компании в случае ДТП с обоюдной виной, обязаны выплатить водителю денежную сумму, которая будет пропорциональна степени его вины. Так, если водитель признан виновным в «обоюдке» на 70%, то ему возместят 30% от общей суммы ущерба; соответственно, второму участнику аварии возместят 70% от суммы, которая необходима для ремонта автомобиля.
Если нет возможности установить точную степень вины каждого лица, суд признаёт равную вину, ссылаясь на п. 2 ст. 1083 ГК РФ.
Важно! Если суд не установил вину ни одного из водителей, то страховая компания не будет возмещать ущерб по ОСАГО ни одной из сторон
Можно ли выбрать способ возмещения
Возможность выбора способа возмещения ущерба по ОСАГО доступна с момента внесения правок к «Закону про ОСАГО», а точнее — с 27.04.2019 года. Согласно этим правкам, водитель может выбирать способ возмещения: денежное или натуральное. В случае, если автовладелец всё же выбрал натуральное возмещение, и сумма убытков превышает указанную в страховом полисе, он должен доплатить разницу.
Процесс получения выплаты
Если стороны на месте ДТП согласовали между собой факт равной обоюдной вины, они могут сразу же обратиться в страховую компанию с требованием покрыть ущерб. Для этого страховикам необходимо предоставить полученные в ГИБДД документы, где указаны нарушения каждого виновника ДТП.Знаете ли вы? Итальянцы до того не любят надевать ремни безопасности в автомобили, что проявили находчивость: покупают и носят футболки с чёрной полосой, которая напоминает ремень безопасности. Даже самый бдительный автоинспектор не сможет отличить этот рисунок от настоящего ремня.
Если же вы считаете, что вина различная, то вам необходимо обратиться в суд, соблюдая правильность действий:
- уведомление СК о факте ДТП;
- оформление заявления в суд;
- ожидание вынесения решения;
- получение компенсации, размер которой будет пропорционален вине.
Как правило, в суд обращаются в следующих ситуациях:
Сотрудники автоинспекции не считают виновным ни одного водителя.
Очевидно, что один из участников аварии виновен больше.
В связи с нанесением большого ущерба необходимо получить максимальную сумму возмещения.
Каждый участник аварии с обоюдной виной одновременно является и пострадавшим, и виновником происшествия. Решение таких ситуаций затруднительное, поскольку каждый водитель понёс убытки, и в то же время должен возместить ущерб, который он причинил другому водителю. Поэтому желательно хорошо разбираться в законодательстве РФ, регламентирующем данные случаи.
Обжалование обоюдной вины ДТП
Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.
Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.
Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.
Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.
Способы доказывания степени вины
Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.
Виды экспертиз:
- трассологическая;
- автотехническая;
- на алкогольное/наркотическое опьянение;
- психоневрологическая;
- метеорологическая.
Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.
Примеры судебной практики
Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.
Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.
К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.
Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины
Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.. Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона
Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.
К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.
Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.
Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.
Страховые выплаты при обоюдной вине
При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать. Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.
В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:
Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.
Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.
Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии. Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно. Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.
Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда. Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.
Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.
Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:
- отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
- отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
- кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.
В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.
С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.
Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины. Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает из своего кармана.
Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.
Можно ли просто уехать с места ДТП?
Исходя из вышеописанного, можно смело предположить, что небольшую обоюдную аварию лучше вообще не оформлять. Посудите сами – если ущерба у каждой машины, к примеру, на 5 000 рублей, то каждый получит по половине этой суммы, да ещё и за счёт КБМ в течение последующих нескольких лет стоимость страховки будет выше. Явно суммарно это будет стоить больше, чем 2 500 рублей. Ещё и штрафы ГИБДД за нарушения прибавить к этому.
Получается, что лучше вообще никому не обращаться в страховые и не оформлять такое ДТП и просто уехать дальше по своим делам? Почти так, но лучше всё-таки оформить аварию и даже чаще всего получить штраф.
То есть сценарий возможный здесь приблизительно такой:
- вы, например, попали в аварию с превышением скорости и неуступлением дороги,
- решили разъехаться, решив, что оба виноваты и из-за незначительных повреждений,
- второй водитель возвращается на место аварии и вызывает полицию,
- те оформляют ДТП и далее привлекают вас за оставление места происшествия,
- при этом, сам факт скрытия, конечно же, не делает вас виновником, но в ряде случаев такая махинация позволит второму участнику скрыть свою виновность (например, дать «правильные» показания и переставить машину).
Что делать в таком случае? Вариантов, на самом деле, немало.
- Вы можете написать европротокол, договорившись, что никто из вас не будет обращаться, чтобы не повысился КБМ. Здесь, конечно, тоже есть базис для обманных действий.
- Вы можете оформить аварию и с сотрудниками ДПС, но также не обращаться в страховые компании за выплатой ущерба. Однако, в этом случае приехавшие сотрудники выпишут штрафы за нарушения, которые привели к обоюдному ДТП.
После составления инспектором ГИБДД протокола осмотра места ДТП можно будет разъехаться.
При наличии действующего полиса ОСАГО у каждой из сторон, отсутствии разногласий в отношении виновника ДТП и повреждений можно обойтись без вызова автоинспектора. О том, что делать после ДТП пострадавшему и как себя вести, записано в п.2.6.1 ПДД:
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
п.2.6.1 ПДД
Более того, если сумма ущерба менее 50000 рублей, в некоторых случаях ГИБДД можно вообще не привлекать к оформлению происшествия. Вот что записано по этому поводу в том же п. 2.6.1 Правил:
…оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства …, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий…
п. 2.6.1 ПДД
То есть для получения выплаты необходимо лишь зафиксировать на фото- или видеокамеру окружающую обстановку, сами ТС и их повреждения, заполнить извещение о дорожном происшествии (европротокол) и с этими материалами уже направляться в страховую компанию.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Как оформлять ДТП при «обоюдке»
Патрульная машина ГИБДД отправляется на место аварии сразу же после того, как к дежурному поступила информация о происшествии.
На месте полицейские проводят ряд действий:
Детально осматривают место аварии и повреждения транспортных средств.
Проводят необходимые замеры для составления схемы ДТП, а также фотофиксацию.
Подробно опрашивают участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия.
Обеспечивают сохранность доказательной базы.
Если есть пострадавшие, то вызывают карету скорой помощи, а до её прибытия помогают потерпевшим самостоятельно, оказывая первую помощь.
Регулируют движение на трассе.
Передают дежурному информацию об участниках ДТП, которые скрылись с его места до момента их прибытия.
Составляют протокол дорожно-транспортного происшествия.
Выносят постановление об административном нарушении, которое обязательно должно ссылаться на закон и его санкции.
Знаете ли вы? Уругвай — единственная страна, в которой вождение машины в нетрезвом состоянии считается не нарушением, а смягчающим обстоятельством в случае аварии.
В схеме должна быть максимально точно отражена проезжая часть с необходимыми измерениями и пометкой места нахождения автомобилей. Каждый водитель на месте должен указывать сотруднику Госавтоинспекции на информацию, которую он упустил, для внесения в схему и документы. Также необходимо настаивать на том, чтобы были законно задокументированы все повреждения машины, которые видны невооружённым глазом.
Если вы считаете, что схема составлена неправильно, требуйте, чтобы автоинспектор составил новую. В случае его отказа внесите в документ свои замечания, и только после этого подписывайте.
Отметку об «обоюдке» работники Госавтоинспекции фиксируют в индивидуальном протоколе каждого участника аварии.
Формат данного протокола включает два обязательных пункта:
Что конкретно нарушил водитель.
Законно обоснованная ответственность, которую должен понести водитель.
Протокол должен быть выписан каждому участнику аварии, непосредственно на месте её совершения, а также водителям вручается Постановления о том, что они совершили нарушение административного характера.
Также автоинспектор, прибывший на место происшествия, должен выдать вам справку о ДТП.
Если водители, задействованные в ДТП с обоюдной виной, на месте решили, что у них нет друг к другу претензий, то они могут не оформлять никаких документов. Но обязательно должны подписать об этом расписку, по одному экземпляру для каждого, чтобы уберечь себя от случая, когда один из участников происшествия передумает и вызовет патрульную службу, либо подаст в суд. После подписания расписки, оба водителя могут покинуть место аварии на законных основаниях.
Рекомендуем для прочтения:
- Какой ущерб покрывает ОСАГО
- Всё о досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО
- Почему могут отказать в выплатах по ОСАГО и что в этом случае делать
- Чья страховая компания возмещает ущерб при ДТП пострадавшему
Как рассчитываются и производятся выплаты
Равные суммы
Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:
- несоблюдение правил каждым автолюбителем;
- связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
- степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.
В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.
Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.
Разные суммы
Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.
Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.
В подобной ситуации можно установить, что:
- оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
- виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.
Расчет компенсации
Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.
- 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей. - По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.
Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
Конечно, самый основной вопрос заключается в том: как выплачиваются деньги при обоюдке по полису ОСАГО? На самом деле вопрос очень актуальный, поэтому рассмотрим детально, как рассчитывается сумма и происходит выплата.
Как рассчитывается размер
Что касается определения суммы выплаты, то на практике она составляет 50/50. Страховщики и представители суда предпочитают делить вину и сумму в равной части. На практике после принятия документов выносится моментальное решение, которое предлагают подписать всем участникам движения.
Способы выплаты
В настоящее время, в рамках закона, предусмотрены два способа получения выплаты:
- в денежной форме;
- путем направления на станцию.
Однако второй вариант используется на практике крайне редко. Направление на ремонт сегодня получают только жители крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург. В регионах пока работают по старой отлаженной схеме, когда сумма ущерба определяется по итогам оценки независимого эксперта.
Процесс получения выплаты
Что касается получения выплаты, то процедура ничем не отличается от всем привычной. После вынесения решения, страховая компания обязана перечислить средства на расчетный счет участника движения в течение 20 рабочих дней.
Что делать, если страховая компания отказывает в выплате
Что делать, если страховая компания отказывает в выплате компенсации по ОСАГО при обоюдной вине водителей? В таком случае необходимо:
- получить официальный отказ;
- внимательно изучить правила, чтобы понять, вынесен отказ законно или нет;
- при необходимости получить консультацию специалиста на нашем сайте;
- подготовить досудебную претензию, с которой обратиться к страховщику;
- при получении повторного отказа обратиться для пересмотра дела в суд.
Также важно учитывать, что если у одной стороны ДТП нет ОСАГО, то страховая компания может отказать в выплате на законном основании. Если вы попали в аналогичную ситуацию и страховая отказывает в выплате по различным причинам, то советуем воспользоваться услугами нашего страхового эксперта
Опытный специалист подготовит ответ максимально быстро и бесплатно
Если вы попали в аналогичную ситуацию и страховая отказывает в выплате по различным причинам, то советуем воспользоваться услугами нашего страхового эксперта. Опытный специалист подготовит ответ максимально быстро и бесплатно.
Также не забывайте ставить лайк, и тем самым делиться полезной статьей со своими родными и близкими.
После ДТП вам обязательно нужно будет узнать, что такое КБМ в страховке транспорта. От этого будет зависеть стоимость вашего следующего полиса.
Страховые выплаты при обоюдной вине водителей
Если вы просмотрите Гражданский кодекс РФ или Закон об ОСАГО, то такого понятия, как «обоюдная вина», точно не найдете.
Дело в том, что таким термином пользуются только инспектора ГИБДД или страховые компании.
Таким термином принято называть ситуацию, когда в ДТП виновны оба ее участника.
Во время рассмотрения происшествия сотрудниками ГИБДД, каждый участник аварии получает постановление об административном правонарушении.
То есть, «обоюдной виной» или в просторечии, «обоюдкой» считается ситуация когда два водителя одновременно нарушили правила дорожного движения, в результате чего произошла чрезвычайная ситуация.
Когда речь идет об обоюдке, то не определяется ни виновник аварии, ни пострадавший.
Часто после такой аварии поврежденными остаются оба автомобиля. И поэтому становится понятным такой интерес водителей к вопросу выплаты материального ущерба при обоюдке.
В данном случае также производятся выплаты по ОСАГО (п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО). В соответствии с данным положением Закона, право на возмещение ущерба имеют оба участника происшествия. Рассчитывать на полную компенсацию ущерба не приходится, так как страховщики придерживаются порядка выплат 50 на 50.
То есть, если в аварии оба ее участника виноваты в произошедшем, каждому их них будет выплачена половина от причиненного ущерба.
Давайте рассмотрим следующий пример.
В аварии участвовало два водителя. Автомобилю первого водителя был нанесен ущерб на сумму 30 тысяч рублей, а второму – на 48 тысяч рублей. В том случае, если специалисты признают вину обоих участников ДТП, выплата ущерба будет производиться следующим образом: первый водитель получит 15 тысяч рублей, а второй – 24 тысячи рублей.
Не все водители соглашаются с таким положением дел, и это правильно. В соответствии с законодательством, степень вины каждого участника аварии не может быть одинаковой. Определить ее в период составления протокола довольно сложно, поэтому данный вопрос решается в суде.
Только суд может установить степень вины каждого лица, причастного к происшествию на дороге.
Страховые компании получают исполнительный лист, который составляется на основании постановления суда, и уже на его основании осуществляют страховые выплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, выплаты должны осуществляться пропорционально степени вины каждого участника. Если суд не имеет возможности определить степень вины каждого водителя, она будет признана равной.
Часто, списывая все на свою большую занятость, суды не слишком заморачиваются по поводу определения степени вины каждого водителя. Именно поэтому, водители получают одинаковые компенсации.
В том случае, если у водителя есть опытный адвокат, он может добиться того, что выплаты составят 70, а то и 90 %. К сожалению, нанять хорошего адвоката может себе позволить не каждый.
Если оба участника получат по 50 % выплат, это уже хорошо. Потому что может возникнуть такая ситуация, когда судья не сможет определить степень виновности, или не сможет указать виновного и потерпевшего, и тогда никто из участников происшествия ничего не получит.
Соответственно с таким постановлением страховые компании откажут своим клиентам в выплате компенсации. Такое положение дел вполне устраивает страховщиков.
Обратите внимание! Если у вас будет возможность нанять профессионального адвоката, ваши шансы на выплату 50 %, а в лучшем случае, и 90 % компенсации, заметно возрастут. В случае отказа страховщиков в выплате компенсации – подавайте заявление в суд, так как такие действия компании являются незаконными
В случае отказа страховщиков в выплате компенсации – подавайте заявление в суд, так как такие действия компании являются незаконными.
Нормативная база и понятие обоюдной вины
Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.
По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.
Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.
С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.
В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.
Правовое регулирование
В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.
В перечень нормативно-правовых актов входят:
- Правила дорожного движения.
- Закон об ОСАГО.
- ГК РФ.
- КоАП РФ.
В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.
Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями
Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания
Когда вина при ДТП признается обоюдной
Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.
К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.
Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.
Это интересно: Возмещение вреда здоровью при ДТП пешеходу: рассказываем в общих чертах
Подводим итоги
Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:
- вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
- также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
- при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
- при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
- при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
- при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
- если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.