Может ли сотрудник дпс останавливать без причины?

Оглавление

Причины остановки

Итак, перечень причин остановки в новом Приказе немного изменили. В оригинальном виде его можно увидеть в пункте 84 Приказа №664. Но язык законодателей запутан и наполнен канцеляризмами, поэтому в этой статье будет только краткая выжимка полезной информации.

У инспектора есть следующие основания для остановки автомобиля:

  • оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
  • наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
  • наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
  • опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
  • приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
  • проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
  • устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
  • проверка документов.

В общем-то, весь этот перечень знать и не обязательно, так как его последний пункт – проверка документов – фактически означает, что инспектор при желании может остановить любой автомобиль.

Зачем обновили регламент?

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

○ Условия, при которых может проводиться досмотр.

КоАП РФ регламентирует также и условия, с соблюдением которых должен проводиться досмотр. Их знание обязательно, потому что нередко бывает так, что инспекторы требуют проведения досмотра безосновательно. В подобном случае вы сможете оспорить его действия и составленный протокол и даже привлечь его к ответственности в виде наложения штрафа.

Составление протокола.

После досмотра обязательно составляется протокол по его результатам. В документе указывается:

  • Основание для досмотра.
  • Данные всех участников (водителя и понятых).
  • Информация о ТС.
  • Ффакт применения фото-/видеосъемки.
  • Сведения об обнаруженных запрещенных предметах (при наличии) либо факт их отсутствия.

Протокол подписывается инспектором, который проводил досмотр, лицом, управлявшим ТС и понятыми, в случае их привлечения.

Наличие понятых.

В соответствии с п.2 ст. 27.9 КоАП РФ, досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых. Это должны быть незаинтересованные лица, которые должны обеспечить законность действий сотрудника ДПС.

Обычно в качестве понятых привлекаются водители, которых останавливают специально для этого. Другой инспектор либо пассажир вашего авто не могут выступать в качестве свидетелей.

Закон допускает проведение досмотра с сопровождением видеосъемки, если нет возможности привлечь понятых.

Присутствие владельца ТС.

Согласно п.3 ст.27.9 КоАП РФ, досмотр авто проводится строго в присутствии лица, в чьем владении он находится либо водителя, имеющего доверенность на управление ТС. Данное правило может быть нарушено только в экстренных случаях.

Иные условия.

При проведении досмотра инспектор не вправе трогать руками что-то в машине. Вы должны сами передвинуть пакет, который закрывает обзор и т.д. Если данное правило нарушено, речь идет уже об обыске, на который необходимо специально разрешение.

Вы не обязаны покидать авто при досмотре, подобные требования неправомерны.

Могут ли остановить «просто так»

До недавнего времени по причине, указанной в последнем пункте, инспектор мог остановить вас только на стационарном посту ГИБДД. Однако 20 октября 2021 года вступил в силу новый Административный регламент Министерства внутренних дел, который дает сотрудникам ДПС право остановки автомобиля для проверки документов в любом месте. Но это не значит, что инспектор может свободно «кочевать» с места на место в поисках «добычи». Участок патрулирования определяется по решению руководства, причем водитель вправе проверить, правомерно ли сотрудники находятся в данном конкретном месте.

Остановка вашего ТС сотрудниками ГИБДД для проверки документов — законна !

Бывает часто такая ситуация. Едет законопослушный человек в своей машине. ПДД не нарушает. И вдруг, сотрудник ГИБДД останавливает его транспортное средство. Человек в недоумении спрашиваешь: «На каком основании остановили мой транспортное средство?» А они говорят, что на основании ст.13 п.20 ФЗ «О Полиции».

Статья 13. Права полиции . 20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

Господа полицейские мотивирует это тем, что вышеприведенный пункт 20 статьи 13 ФЗ «О полиции» 3-ФЗ от 07-02-2011 отменяет » Административный регламент ГИБДД . Приказ 185 МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185.

Но это не так. Почему?

Юридическая норма п.20 ст.13 ФЗ «О полиции» не разъясняет основания для её реализации. Ведь для любого действия должно быть основание, причина.

В статье 27 закона «О полиции» говорится:

Какой такой должностной регламент обязан соблюдать сотрудник ГИБДД? Правильно — Административный регламент ГИБДД . Мы то это знаем, а сотрудник ГИБДД — нет. Поэтому мы и сообщим об этом сотруднику ГИБДД при случае.

В Административном регламенте четко прописана цель этого документа:

Это то, что требует п.2 статьи 27 3-ФЗ «О полиции» — выполнять служебные функции в соответствии с должностным регламентом.

В п.63 Административного регламента смотрим основания для остановки ТС в разделе » Остановка транспортного средства «.

Отказываясь остановиться по требованию сотрудника ДПС и предоставить документы будет считаться незаконным действием и повлечет за собой административную ответственность.

Поэтому, в любом случае, водитель обязан остановиться на требования сотрудника ГИБДД в любом месте и предъявить документы сотруднику полиции.

Если Вы попали в такую ситуацию, то фиксируйте требования, основания, по которым сотрудник ГИБДД остановил ваше ТС:

1. Фиксировать весь процесс общения с полицейским на видеокамеру телефона или видео регистратор.

2. Потребовать от инспектора ГИБДД предоставить удостоверение.

3. Предупредить инспектора ГИБДД о неправомерности его действий, если инспектор продолжает требовать документы.

4. Нельзя вербально и физически сопротивляться сотруднику ГИБДД, ругаться с ним. Потому что последствия для Вас будут плачевные, поскольку инспектору ГИБДД достаточно зафиксировать Ваш отказ на камеру собственного телефона и составить на Вас протокол за отказ выполнить законные требование сотрудника полиции.

5. Факт передачи документов нужно опять же зафиксировать на регистратор.

6. Если Вы уверены, что инспектор ГИБДД нарушил Ваши конституционные права и хотите инспектора ГИБДД привлечь к ответственности, то Вы должны составить соответствующую жалобу на инспектора ГИБДД в вышестоящую организацию или в Управление Собственной Безопасности ГИБДД с приобщением видеозаписи. После чего будет расследование обстоятельств дела и вынесено решение.

Вести съемку общения с инспектором ГИБДД

ГИБДД сама разъясняла, что инспектор не может запретить водителю записывать происходящее на камеру или фотографировать (за исключением случаев, когда это запрещено законом либо мешает работе полицейского). Например, если водитель снимает процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий, инспектор может потребовать прекратить съемку. Либо в городе введен режим контртеррористической операции, тогда полицейский должен проинформировать об этом водителя и попросить его выключить камеру.

Сам инспектор также может вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо

Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

У инспектора есть право произвести осмотр вашего ТС. Правда, водитель может потребовать составления протокола. Этот документ может вам пригодиться в том случае, если придется оспаривать действия полицейских, а также для решения спорных ситуаций. Кстати, если начать настаивать на оформлении протокола, инспекторы нередко отказываются от досмотра автомобиля, потому что не хотят погрязать в бюрократических документах.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен провести все необходимые действия в максимально короткий срок. При этом протестовать против того, что вас задерживают слишком долго, практически бессмысленно. Потому что фактически инспектор может задержать вас на срок до трех часов. Конечно, проверка ваших документов и даже оформление протокола, если водитель что-то нарушил, не являются поводом, чтобы задерживать водителя так долго.

Пока водитель знакомится с протоколом, в котором зафиксировано нарушение, инспектор обязан проинформировать его о правах. Это его прямые обязанности, которые он должен соблюдать неукоснительно. Нарушение этого предписания может привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.

Следует отметить, что в разных регионах России сейчас действуют различные формы протоколов, поэтому с каждым необходимо внимательно знакомиться, прежде чем ставить под ним свою подпись. Если с чем-то вы не согласны, обязательно напишите об этом, обосновав максимально подробно свою позицию. В случае возникновения спорной ситуации именно этот документ будет предоставлен при судебном разбирательстве. Наши советы помогут вам освежить в памяти свои права и обязанности, когда вас останавливает сотрудник правопорядка. Так вы обезопасите себя от полицейского произвола, который сейчас хоть и все реже, но все-таки встречается на российских дорогах.

Обязанности инспектора ДПС при остановке авто в 2019 году

Опции темы
Поиск по теме

Обязанности инспектора ДПС при остановке авто в 2019 году

В субботу на море еду вечером, останавливает инспектор ДПС. Видимо рейд, потому как три машины и по три ДПСника на каждой стороне дороги крутятся-работают. Спрашиваю: что случилось? Отвечает: ничего, документы давайте. Спрашиваю: а как же причина остановки? (всё вежливо и спокойно, ибо бояться мне 100% нечего). На что ИДПС чуть ли не со злорадством выпаливает: “а никакой причины остановки не надо, 185-й отменили, теперь 664-й приказ!”. Уточняю у него: и что, теперь можете просто так машины останавливать? Отвечает: да, именно так.

Добрался я до интернета, нахожу приказ МВД 664, где сказано: ч.6 6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:

п. 6.11. 6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа ; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

Понятно, право есть.

Смотрим далее: п. 84 Остановка транспортного средства

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются: 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения. 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

Ясно. То есть всё же основания для остановки автомобиля должны быть. Так они и в 185 приказе МВД были. Но! Читаем далее приказ 664 и видим: “89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого – разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .” Сравниваем с приказом 185: “67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого – разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации “.

Найди, как говорится, разницу.

п. 45 45. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения .

Вопрос – ИДПС вводил водителя в заблуждение, утверждая, что новый приказ даёт право не называть причину остановки.

Нужно ли покидать автомобиль

Выходить или нет из машины при остановке ДПС — право водителя. Подойти обязан сам сотрудник ДПС. Ранее часто возникали трения с водителями, не желавшими покидать салон автомобиля, указывая на то, что они не должны этого делать по закону. Однако в Регламенте от 2017 года четко указано, что водитель теперь обязан выйти по требованию инспектора. Конечно, вы не должны покидать машину просто потому, что сотруднику так захотелось. Есть определенный спектр причин, описанных в Регламенте:

  • необходимость сверить номера агрегатов автомобиля с документами;
  • инспектор заподозрил у водителя признаки алкогольного или другого опьянения;
  • нужно поправить плохо закрепленный груз или, например, номерной знак;
  • от водителя требуется помощь пострадавшим в аварии или дача показаний в качестве понятого;
  • автовладелец проявляет агрессию по отношению к сотруднику ДПС;
  • необходимо провести досмотр транспортного средства, прицепа или самого водителя.

Никто не запрещает водителю самостоятельно покинуть автомобиль для общения с инспектором. В других странах, в частности в США, такое поведение может быть расценено полицейским как агрессия. Однако в России выйти навстречу сотруднику считается, скорее, хорошим тоном. Водитель показывает, что настроен доброжелательно и бояться ему нечего.

Причина остановки

Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:

  • признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
  • наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
  • данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
  • водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
  • у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
  • остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
  • срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
  • с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
  • проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.

Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.

Есть сотрудник дорожно-патрульной службы заявляет, что ему необходимо использовать ваш автомобиль или любое другое транспортное средство, то будьте в курсе, он имеет на это право. Но при этом водителем все равно должны остаться вы сами. После окончания поездки полицейский обязан оформить запись в путевом листе, включить информацию о продолжительности и цели поездки, расстоянии, которое было преодолено, внести свою фамилию, звание и номер служебного удостоверения. Также допускается выдача соответствующей справки.

Есть несколько способов, с помощью которых сотрудникам правоохранительных органов разрешается останавливать транспортные средства. Это может быть жезл автоинспектора, при принудительной остановке используются газовые баллончики, дубинки, электрошокеры. Служебный автомобиль может перекрыть движение, включив световые сигналы. Если окружающим грозит реальная опасность, разрешается остановить автомобиль нарушителя при помощи огнестрельного оружия.

Стоит отметить, что в 2018 году останавливать транспортное средство с целью проверки документов разрешается только на специализированных стационарных постах ДПС. Если вас останавливают в любом другом месте, то юристы советуют не предъявлять документы, если иная причина (кроме необходимости проверить документы) не указывается. Некоторые сотрудники дорожной полиции могут начать ссылаться на существующие ориентировки. В этом случае они обязаны предъявить вам эту ориентировку для ознакомления. Если этого сделано не будет, документы инспектору можно не предъявлять.

Причины для остановки автомобиля на посту

Если вас останавливают на посту ДПС не нужно сразу паниковать, необходимо спокойно прижаться к обочине, остановить машину, приготовить необходимые документы, открыть левое боковое окно и спросить вежливо о причине вашей остановки. Чаще всего полиция останавливает автомобиль потому что:

  1. Вы нарушили правила дорожного движения.
  2. Ваш автомобиль подходит по описанию на недавно угнанное авто.
  3. Есть информация, что вы похожи на человека, который недавно совершил правонарушение, и его разыскивает полиция.
  4. Сотруднику ДПС нужен ваш автомобиль в экстренной ситуации.
  5. Вас просят побыть понятым.
  6. Вас просят пропустить автомобили специального назначения.
  7. Требуется помощь в недавно случившейся аварии.
  8. У инспектора ГИБДД появилось подозрение, что вы управляете ТС в состоянии алкогольного опьянения.
  9. Необходима проверка автомобиля на перевозку запретных товаров.
  10. Необходима проверка после недавно случившегося теракта, грабежа, насилия и других криминальных действий.
  11. Необходимо проверить наличие документов.

Читать дальше: Какие вакансии могут предлагать в центре занятости

Следовательно, все действия, которые совершают полицейские, направлены на обеспечение безопасности на дорогах городов.

Проведение осмотра ТС

КоАП России не содержит в своих правилах иного понятия осмотра автомобиля за исключением одного — технического.

При этом, такое понятие как осмотр ТС, прописано и в Админрегламенте. В его положениях указано, что осмотром транспортного средства и груза, который в нем перевозится, является их обычное визуальное обследование.

Законодательство четко определяет, что такое осмотр и устанавливает определенный перечень оснований для правомерности его выполнения инспектором:

  1. Наличие ориентировки, а также другой информации о том, что авто или перевозимый им груз используется в противозаконных целях;
  2. Необходимость сверить идентифицирующие ТС обозначения с теми записями, которые указаны в документах регистрации авто;
  3. При существовании признаков, указывающих на несоответствия транспортируемого груза тем данным, которые указаны в документации на перевозимый автомобилем груз.

До недавнего времени Регламент устанавливал порядок, в соответствии с которым в случае отказа водителя ТС от предоставления возможности осмотреть ТС, в том числе и при обнаружении каких-либо других законных оснований, обуславливали возможность для инспектора проводить досмотр машины.

Однако правоприменительные судебные акты ВС России, указывают на то, что такие положения Административного Регламента нарушают права водителя и противоречат существующему законодательству РФ.

Кроме прочего ВС РФ признал, что положения Регламента МВД, по которым при осмотре ТС и находящегося в нем груза не должны составляться соответствующие процессуальные документы, также не могут применяться. Это означает, что последствием отказа водителя в возможности осмотреть его автомобиль не может быть возникновение у инспектора оснований сделать досмотр ТС.

Размеры штрафов за езду без прав

В таблице ниже приведены статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (сокращенно – КоАП РФ), предусматривающие ответственность за управление транспортными средствами без водительских прав.

Статья КоАП Правонарушение Ответственность
12.3 часть 2 Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов. Наказание: предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.Дела рассматривают: Органы внутренних дел, Ространснадзор.
12.7 часть 1 Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) Наказание: административный штраф в размере от 5000 до 15000 рублей.Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС.Дела рассматривают: Органы внутренних дел.
12.7 часть 2 Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами Наказание: административный штраф в размере 30000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС.Дела рассматривают: Суд.
12.7 часть 3 Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права Наказание: административный штраф в размере 30000 рублей.Дела рассматривают: Органы внутренних дел.

Как вы могли заметить, в КоАП предусмотрена ответственность за езду без прав, как для водителей, так и для собственников транспортных средств, допустивших их к управлению.

Штраф за права забытые дома

Человек, управляющий автомобилем без прав, не всегда делает это умышлено. Многие водители даже и не догадываются об этом, пока их не остановит автоинспектор. Вот тут-то и выясняется, что права забыты дома.

Судя по наказанию за этот проступок, законодатели не считают его слишком серьезным и делают скидку на человеческий фактор. Поэтому и штраф за забытые дома права минимален – всего 500 рублей, а если повезет, то и вообще можно отделаться предупреждением (ст. 12.3 часть 2 КоАП РФ).

Впрочем, подобная рассеянность вовсе не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Ситуация с забытым водительским удостоверением осложняется невозможностью продолжать движение, а также эвакуацией автомобиля на штрафстоянку.

Избежать такого развития событий можно только путем переговоров с инспектором. Он может отложить эвакуацию на три часа, чтобы дать водителю возможность привезти документы на проверку.

Штраф за вождение ТС без права управления

Штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей, согласно ст. 12.7 часть 1 КоАП РФ, налагается на водителей в следующих случаях:

  • Управление ТС водителем, не имеющим водительских прав (если их нет вообще);
  • Управление транспортным средством без соответствующей категории прав;
  • За езду с просроченными правами.

При этом водитель отстраняется от управления, а транспортное средство отправляется на штрафплощадку.

К тому же наказывается не только провинившийся водитель, но и владелец машины, если будет доказано, что он знал о предстоящем нарушении и осознанно пустил водителя без прав за руль. На собственника в этом случае налагается взыскание в размере 30 000 рублей (ст. 12.7 часть 3 КоАП РФ).

Штраф за езду без прав после лишения

А вот за езду без прав после лишения, в соответствии с частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ, предстоит отдать уже 30 000 рублей штрафа. Автомобиль нарушителя будет перемещен на штрафстоянку, а забрать свою машину самостоятельно можно будет только по истечению срока лишения прав.

Кроме того, чтобы снова получить права таким горе-водителям придется заново сдавать экзамен в ГИБДД.

В связи с тем, что не каждый нарушитель способен найти деньги для оплаты максимального штрафа, законом предусмотрены и другие варианты исполнения этого наказания:

  • Административный арест на срок до 15 суток;
  • Принудительные работы от 100 до 200 часов.

При этом административный арест не может применяться к несовершеннолетним, инвалидам и беременным женщинам.

Оглавление

Какой штраф за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД

Если водитель не заметил требования сотрудника ГИБДД остановиться, посчитал, что сигнал подан не ему, или специально проигнорировал, штраф — от 500 до 800 рублей.

Что делать, если проигнорировал требование по ошибке

Бывает, что водитель просто не замечает сотрудника ГИБДД. Такое возможно ночью или в туман.

Если штраф все же выпишут, доказать плохую видимость поможет запись видеорегистратора. Согласно п. 65 Административного регламента МВД сотрудник ГИБДД в темное время суток должен использовать светящийся или светоотражающий жезл и светоотражающую одежду.

Чтобы обжаловать штраф, действуйте по шагам:

  1. Оформите жалобу на имя руководителя отделения, сотрудник которого выписал штраф. Контакты отделения есть в постановлении о штрафе.
  2. Приложите к жалобе запись с регистратора, на которой видно, что заметить сотрудника ГИБДД было сложно. Можно на диске или флешке.
  3. Получите ответ. Ответ дадут через десять суток.

Стоит ли возвращаться к сотрудникам, если уже проехал

Александр Торвард, автоюрист

Иногда водитель может не заметить, что инспектор подал сигнал остановиться и проезжает дальше. Инспектор, скорее всего, не станет вас догонять, если не заподозрит в угоне или пьяной езде. Можно не возвращаться.

Могу привести случай из практики. Мужчина ехал по незнакомой дороге ночью. Ему подал знак остановиться человек, похожий формой на сотрудника ГИБДД, но жезла в руке и мигалки на крыше авто не было. Мужчина испугался за свою жизнь и не стал останавливаться. Оказалось, что это были настоящие сотрудники ГИБДД, и выписали они ему настоящий штраф. Позже в суде мужчина объяснил, почему не стал останавливаться

Суд принял во внимание его объяснение и штраф отменил. В таких случаях действительно лучше не останавливаться и не возвращаться — ради собственной безопасности.

Будет ли погоня, если проигнорировать требование инспектора ДПС

Да, инспекторы ГИБДД иногда могут начать погоню, если посчитают, что водитель опасен для остальных водителей на трассе. Обеспечивать безопасность на дороге — обязанность сотрудников дорожной службы. Погоня будет, если машина едет с явным превышением скорости или предположительно пьян. А еще опасность может быть в неисправном авто: например, у грузовика вот-вот оторвется тент или колесо.

Как по регламенту происходит остановка транспорта по требованию сотрудника ДПС

В пп. 85-87 специального регламента для сотрудников дорожной полиции сказано, что сигнал к остановке инспектор обязан подать одним из способов:

  • рукой,
  • жезлом,
  • с помощью громкоговорителя,
  • с помощью свистка.

Инспектор ГИБДД обязан учитывать безопасность всех остальных водителей на дороге и не может указывать остановиться в месте, опасном для водителя или вразрез с ПДД.

Дальнейшие действия инспектора описаны в п. 89 регламента. Сотрудник ГИБДД при остановке транспорта должен:

  • без промедления подойти к водителю;
  • назвать должность, звание имя и фамилию;
  • назвать причину остановки;
  • потребовать документы, если посчитает это необходимым;
  • предъявить удостоверение по желанию автовладельца;
  • если собирается задержать водителя или его машину, объяснить причину, права и обязанности;
  • если планирует привлечь водителя или пассажиров в качестве свидетелей или понятых — объяснить их права и обязанности.

В каких случаях можно не обращать внимания на сигналы к остановке

Автовладелец может не останавливаться, если инспектор требует сделать это там, где правила запрещают:

  • на трамвайных путях;
  • на ж/д переездах;
  • если дорога у́же 3 метров, а значит, остановившаяся машина загородит проезд другим;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними;
  • если видимость дороги меньше 100 метров;
  • ближе 5 метров от перекрестка;
  • ближе 15 метров от остановки общественного транспорта;
  • если машина закроет светофор от других водителей;
  • на полосе для велосипедистов.

Также можно не тормозить после знака «Остановка запрещена».

Если автовладелец не затормозил в запрещенных для этого местах и инспектор выписал штраф, такое решение можно обжаловать и приложить запись с регистратора

Запомнить

  1. Наказание для водителя за то, что не остановился — от 500 рублей до ареста на 15 суток.
  2. Если автовладелец не заметил, что инспектор сигналит к остановке и тот выписал штраф, его можно обжаловать. К жалобе приложите запись с регистратора, где видно, что инспектор был незаметен.
  3. Инспектор может устроить погоню, если посчитает, что водитель опасен для остальных участников движения.
  4. Автовладелец может не останавливаться, если правила запрещают это делать в том месте, куда указывает инспектор.

Все статьи автора: Евгений Леснов