Оглавление
- А железнодорожный переезд?
- Безопасная езда на велосипеде ночью
- Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?
- Кто кому уступает
- Как вести себя при ДТП
- Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
- На самом деле
- Что разрешено велосипедисту в Германии
- Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
- Где можно ездить на велосипеде?
А железнодорожный переезд?
Если пересечение проезжей части по пешеходному переходу не угрожает жизни и здоровью людей напрямую, то нарушение правил движения через переезд железной дороги смертельно опасно как для велосипедиста, так и для пассажиров пытающегося стремительно затормозить поезда. Нужно помнить, что масса поезда во много раз превышает массу велосипеда, и последствия столкновения в 99% случаев окажутся трагическими.
При движении через железнодорожные пути велосипедист обязан:
остановиться перед закрытым шлагбаумом; обращать внимание на сигналы светофора; следить за звуковыми сигналами. Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине. Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине
Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине.
Безопасная езда на велосипеде ночью
Передвижение на велосипеде по ночному городу позволяет насладиться тишиной и отвлечься от дневных хлопот и суеты. Полупустые трассы предоставляют смелым райдерам возможность не прижиматься к обочине, а спокойно передвигаться во втором или третьем ряду.
Отключенные светофоры и отсутствие регулировки дают полную свободу для разгона, а это, в свою очередь означает, что вся ответственность ложится на плечи участников дорожного движения.
Для того, чтобы не создавать аварийные ситуации и сохранить свое здоровье и жизнь, важно грамотно продумывать свой маршрут передвижения по городу, быть максимально внимательным и учитывать все требования касательно не только экипировки, но и навыков владения байком
Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?
Согласно статье 1079 ГК РФ автомобиль для велосипедиста – источник повышенной опасности. Поэтому в большинстве случаев при аварии компенсацию выплачивает автомобилист (или его страховая компания).
Исключением из этого правила являются ситуации, когда удаётся доказать, что велосипедист врезался в автомобиль специально или ДТП произошло из-за обстоятельств, независящих от обоих его участников.
Суд освободит водителя автомобиля от необходимости выплачивать компенсацию, если будет доказано, что велосипедист нарушил ПДД. Но если в этом случае был нанесён вред здоровью велосипедиста, то избежать выплаты не удастся.
Кто кому уступает
Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов.
Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.
При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги
Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав
Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
Правила правилами, но и сам велосипедист может сделать свои поездки по городским улицам максимально безопасными для себя и окружающих. Для этого нужно следить за исправным техническим состоянием своего «двухколёсного друга». На дороге быть собранным и внимательным, быстро реагировать на изменения ситуации.
Поддерживать оптимальную для конкретного транспортного потока скорость, выдерживать дистанцию и боковой интервал, не рисковать, пытаясь «проскочить». Давно известно: безопаснее всего ехать примерно на одной скорости со своим транспортным потоком. Слишком медленная езда создаст помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это проблематично на узких участках дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость будет оптимальной лишь в случае, если весь остальной транспорт тоже движется быстро.
Нужно обеспечить хорошую видимость велосипеда и себя самого для других участников движения. По возможности, быть в яркой одежде. Не забывать подавать сигналы рукой при осуществлении поворотов и перестроениях. При заездах на тротуары, бордюры и съездах с них колесо нужно ставить прямо, под прямым углом. Чтобы оно не соскользнуло и велосипед не «унесло» в сторону с последующим падением. Руль перед самым въездом на бордюр нужно слегка поддёрнуть руками вверх. В противном случае, если бордюр достаточно высокий, падение будет неизбежным.
При выборе маршрутов для поездки лучше, по возможности, прокладывать их по городским дорогам с низким трафиком и небольшой средней скоростью движения машин. Можно, но не сто́ит часто или много ездить по улицам с интенсивным движением. Там, где автомобили едут с большой средней скоростью, поддерживать подобную которой велосипедист не в состоянии; по широким дорогам-многополоскам с развязками и эстакадами. В тех метах, где автомобили постоянно носятся со скоростью 60…80 км/ч и более, даже в крайнем правом ряду, велик с его максимальными 30…40 км/ч совершенно неуместен и даже опасен.
Разумеется, опытный велосипедист проедет везде, но вот безопасность таких поездок будет уже не так высока. Да и выхлопных газов придётся вдохнуть гораздо бо́льшее количество.
Не надо жаться к обочине или ехать по ней, подпрыгивая на ухабах, дабы торопящиеся автомобилисты не тратили время на объезд велосипеда. Да, ехать нужно как можно правее, но при этом смотреть, чтобы под колёсами был нормальный асфальт. Велосипедист – такой же полноправный участник движения.
Тем более, что есть такой психологический момент – водитель автомобиля всегда постарается просочиться на скорости между сильно «жмущимся к краю» велосипедистом и занятой второй полосой. В результате, на узкой дороге с насыщенным трафиком сильно жаться к краю становиться просто опасно. Поскольку машины будут проходить мимо велосипедиста буквально впритирку, не снижая скорости. Лучше занять понятную для всех позицию на дороге, «с запасом» от её края, чтобы у автомобилистов не возникало вредных желаний. Но, конечно, если за едущим не быстро велосипедистом уже скапливается целая кавалькада машин, то нужно съехать на обочину и пропустить страждущих.
Также надо помнить, что потенциальную опасность представляют автомобили, поворачивающие направо: они могут «подрезать» велосипедиста. А ещё – припаркованные машины: их дверь может неожиданно открыться, и велосипедист «врубится» в неё на полной скорости. Эти тонкости надо всегда учитывать и проявлять внимательность в нужные моменты. Дорога – это постоянное движение, где обстановка меняется каждые несколько секунд.
Если поездка планируется достаточно долгая – на другой конец города, то не лишним будет заглянуть в актуальный прогноз погоды. А при необходимости – прихватить с собой «на всякий случай» лёгкий целлофановый дождевик.
Нельзя оставлять велосипед без присмотра даже на пару минут. Замок-тросик сто́ит копейки, совершенно не мешает в поездках, и пристегнуть им велосипед к парковке, либо к каким нибудь перилам, столбу и т.п. – дело нескольких секунд. Более того: если велосипед предполагается регулярно оставлять надолго (на несколько часов), то лучше вообще приобрести металлический U-образный замок. Его не сломать кусачками, а пилить ножовкой гораздо дольше, чем замок-тросик.
На самом деле
Подобного пункта в Правилах дорожного движения нет. Единственный пункт, определяющий место нахождения велосипедистов на проезжей части, это 200.1, в котором сказано, что велосипедисты имеют право ехать по проезжей части в один ряд по возможности ближе к правой стороне проезжей части (полосы движения). К тому же ПДД определяют ряд исключений, при которых велосипедисту разрешено отступать от этого правила:
- для объезда, опережения или обгона;
- для продолжения пути в выбранном направлении в населенных пунктах в местах, где в каждом направлении не более двух полос движения, если крайняя правая полоса предусмотрена для правого поворота;
- сопровождая детей младше 12 лет;
- для поворота налево;
- проезжая по жилой зоне, во дворах многоквартирных домов, на заправочных станциях и автостоянках;
- если крайняя правая полоса предназначена для общественного транспорта, разрешено ехать по второй полосе (велосипедистам запрещено ехать по полосе общественного транспорта, если не установлен дополнительный знак с символом велосипеда).
Этот миф укоренился еще с советских времен, когда в Правилах дорожного движения СССР действительно присутствовал подобный пункт. В Латвии же данное правило не в силе по крайней мере с 1996-го года.
Ни один разумно думающий велосипедист не хотел бы ехать перед машинами. Но, к сожалению, плохо спланированная дорожная инфраструктура зачастую заставляет велосипеда ехать по середине полосы, что для него на данный момент является наиболее безопасным местом передвижения.
Например, у края дороги могут стоять машины, которые необходимо объезжать, соблюдая достаточно большой боковой интервал, так как в любой момент могут открыться двери машины. Также улица может быть настолько узкой, что автоводитель не сможет безопасно обогнать велосипедиста, поэтому велосипедисту безопаснее ехать по середине полосы, таким образом ясно показывая, что его не надо обгонять.
Одной из наиболее важных причин, почему велосипедист может не ехать по самому краю проезжей части, это люки ливневой канализации, а также другие препятствия, такие как разбитое стекло, ямы, лужи, заехав в которые велосипедист может потерять управление и упасть прямо перед двигающейся за ним машиной. Машине яма может испортить шину или амортизацию, а для велосипедиста въезд в яму может обернуться летальным исходом! Подобные препятствия часто можно заметить лишь с небольшого расстояния, поэтому велосипедисту нужно свободное пространство с правой стороны, куда при необходимости можно безопасно перестроиться. Если велосипедист едет максимально близко к бордюру, у него такого пространства нет, и у него остаются два небезопасных варианта: быстро остановиться или объехать препятствие по левой стороне, что может быть опасным, если велосипедиста обгоняет автомобиль.
Именно поэтому велосипедисту безопаснее ехать немного дальше от края проезжей части. Хоть это некоторым автоводителям и может показаться раздражающим, практически всегда это нужно ради безопасности как велосипедиста, так и автоводителя.
Наилучший способ, как предотвратить противоречия в данном вопросе, это строить дороги, на которых автомобильное движение отделено от велосипедного.
В видеоклипе наглядно видно, что может случиться, если велосипедист едет слишком близко к краю проезжей части, где припаркованы автомобили:
Что разрешено велосипедисту в Германии
Передвигаться на велосипеде можно не только по специальным велосипедным дорожкам.
В Германии велосипедисты могут ехать по отведенной им дорожке тогда, когда это удобно им самим. Но в тех случаях, когда велосипедной дорожки нет, она завалена мусором или занята припаркованными автомобилями, велосипедист может ехать по дороге наравне с машинами. Также не пользоваться велосипедной дорожкой можно для велосипедов с крупногабаритным грузом, т.к. они нуждаются в более широкой дороге.
Поэтому водители машин могут хоть сколько ругаться и злиться на тех людей, которые едут на велосипеде по дороге, т.к. велосипедист не нарушает правил и имеет право ехать там вместе с автомобилями (соблюдая все меры безопасности, разумеется). Есть лишь одно исключение, когда велосипедист должен ехать только по своей дороге – если такая дорога обозначена соответствующим голубым знаком.
Разрешено объезжать машину на перекрестке.
В Германии человек на велосипеде может объехать автомобиль, но при соблюдении ряда условий – объезжать можно только справа при наличии достаточного пространства между стоящим автомобилем и бордюром, не подвергая себя и других участников движения опасности. Единственное «но» – нельзя проезжать между двух стоящих автомобилей.
Не обязательно ехать строго друг за другом.
Безусловно, езда друг за другом является более безопасным маневром, чем езда рядом друг с другом, однако в Германии этого правила не запрещают. Велосипедисты имеют полное право ехать рядом, но при этом их маневры не должны представлять опасности для остальных участников дорожного движения. Тем более, когда речь идет о велосипедной дороге – там движение бок о бок даже приветствуется, в том числе и для больших (от 6 и больше) групп велолюбителей.
Не обязательно ношение велосипедного шлема.
Это миф зародился после нескольких судебных решений в делах с пострадавшими велосипедистами. Если в суде было доказано, что ношение шлема привело бы к менее тяжким травмам головы, но велосипедист пренебрег этим полезным головным убором, то он получал гораздо меньше компенсационных выплат. Однако в немецком законе нет ни слова о том, ношение шлема обязательно. Пока это относится только к мототраснпорту.
Не обязательна установка на велосипед ламп, работающих на батарейках.
Достаточно установить простую лампу на колесе, ее еще называют динамо. Как правило, полицейские раду тому, что велосипеды вообще используют хоть какой-то фонарь во время движения, поэтому даже штраф за отсутствие динамо практически не применяется. Однако владельцам рекомендуется регулярно проверять на своих велосипедах наличие специальных проверочных символов на лампе.
Прослушивание музыки разрешено во время движения.
Немецкий велосипедист имеет полное право слушать музыку, причем даже в наушниках на обоих ушах. Конечно, при этом он должен учитывать дорожную ситуацию и выбирать такой уровень громкости, который позволяет ему слышать окружающую обстановку, чтобы не пропустить какой-либо важный звуковой сигнал. Здесь велосипедисты имеют равные права и с автолюбителями – те тоже могут слушать музыку в салоне авто, но не так, чтобы она грохотала на всю улицу.
Можно управлять велосипедом и вести собаку.
Брать с собой на велопрогулку своего лохматого друга не запрещено законом. Единственное, нельзя наматывать поводок на руку или за велосипед, велосипедист должен удерживать его пальцами. Это нужно для того, чтобы избежать серьезных травм, если собака вдруг сорвется с поводка.
Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
Теперь поговорим, как не нужно ездить на велосипеде.
Пьяный на велосипеде
Велосипед – это тоже вид транспортного средства, который может представлять опасность для окружающих, а человек в седле – его водитель. Соответственно, если появиться на нем в состоянии алкогольного опьянения, то это будет считаться нарушением статьи 2.7 ПДД, которая прямо запрещает садиться за руль в пьяном виде любого ТС.
Передавать управление пьяному тоже не допускается. В этом случае отвечать будет еще и владелец велосипеда.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Переезжать трассу вдоль пешеходного перехода верхом на велосипеде запрещено. По ним могут двигаться только люди на своих двоих, так что если велосипедисту нужно пересечь трассу по «зебре», ему придется слезть и пройти переход, ведя свой транспорт рядом. Особенно это касается участков, которые не контролируются светофорами.
Этот запрет действует в первую очередь ради безопасности самого велосипедиста, так как резко остановиться с тем же успехом, как пешеход, велосипедист не в состоянии. К тому же он, как правило, двигается быстрее, чем человек, и высока вероятность не заметить приближающийся автомобиль.
Также нельзя садиться за руль, если у велосипеда неисправны или вовсе отсутствуют тормоза. Среди молодежи демонтировать «лишние и тяжелые» тормоза это распространенная практика, идущая вразрез со статьей 2.3.1 ПДД, которая обязывает водителя иметь исправную тормозную систему.
Также по пункту 6 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации» нельзя управлять велосипедом, если сломан руль, звуковой сигнал, нет светоотражателей спереди, сзади и по бокам для езды ночью.
Если перемещение велосипедиста угрожает другим участникам дорожного движения или создает опасность для лиц на пешеходных зонах, то он должен спешиться и продолжить движение как пешеход.
Может ли велосипед идти на обгон?
Велосипедист может обгонять другие транспортные средства, но имеет он права это делать только по статье 11 ППД, которая регламентирует безопасный обгон. Обгонять другие машины можно, если:
- Велосипедист уверен, что дорога впереди свободна, и он не создаст опасности для другого транспорта;
- Обгоняет с левой стороны;
Велосипедисту запрещено обгонять, если:
- ТС впереди само начинает обгон или объезжает препятствие;
- ТС поворачивает налево или только включило левый поворотник;
- Безопасное возвращение на полосу невозможно.
Обгон запрещен на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и ближе ста метров от них, на мостах и под ними, туннелях, регулируемых и нерегулируемых перекрестках, если велосипедист не едет по главной дороге, а также в местах с плохой видимостью.
Как перевозить на велосипеде ребенка
Ребенка на велосипеде можно перевозить в двух случаях:
- В конструкции изготовителем предусмотрено специальное сиденье с ремнями безопасности и ручкой;
- У него есть крепление для прицепа или коляски, в которую можно безопасно посадить ребенка.
Перевозить детей на раме, багажнике, на самодельном сиденье или коляске запрещено категорически.
Штраф за нарушение ПДД велосипедистом
Велосипедист может быть оштрафован:
- За езду в состоянии алкогольного опьянения по статье 12.29 п. 3 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.;
- Нарушение ПДД по статье 12.29 п. 2 КоАП РФ – 800 руб.;
- Помеха другим участникам дорожного движения по статье 12.30 п. 1 КоАП РФ – 1 000 руб.
- Вред здоровья человека по статье 12.30 п. 2 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.
- Разговор по мобильному телефону в процессе езды по статье 12.36 КоАП РФ – 1 500 руб.
Где можно ездить на велосипеде?
В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!
Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.
Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:
- специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
- при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.
Выделенная полоса для велосипедистов
Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:
Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:
Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.
ПАМЯТКА АВТОВОДИТЕЛЯМ: при манёвре направо или налево на перекрестке с велодорожкой автоводитель пропускает веловодителей, передвигающихся по специальной дорожной полосе. А при непосредственной близости к пересечению с велотрассой вне перекрестка, где выставлен знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой», автоводитель имеет право преимущества.
Стоит учесть: именно в этом месте велолюбители уверены в своём преимуществе. Во избежание ДТП следует быть особенно осторожными, разумно пропустить не знающего нормы ПДД любителя велоезды.
Пешеходные дорожки
Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:
- если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
- если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).
У любителей велоезды возникает обязательство: не подвергать опасности пешеходов и не создавать помех для движения иных граждан. Поэтому при возникновении возможных опасностей и помех он обязан слезть с сиденья и стать пешим.
Автомобильная дорога
«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:
- веловодитель достиг своего 14-летия;
- нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
- велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
- группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
- велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
- габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.
Велосипед на автотрассе
Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.
Также любители велоезды должны понимать, что по обочине вдоль автомагистрали также нельзя осуществлять движение, так как обочина – это естественная часть дорожного полотна, в том числе и автомагистрали (трассы).