Оглавление
- Рекомендации для родителей
- Классификация [ править | править код ]
- Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
- Удобства для людей с ограниченными возможностями
- FAQ (часто задаваемые вопросы)
- Где можно переходить проезжую часть пешеходу?
- Предназначение и разновидность пешеходных переходов
- Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части
- ДТП на пешеходном переходе
- Наземные переходы 5.19.1 и 5.19.2
- Таблички дополнительной информации
- Вопросы читателей
- Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
- Ответственность пешеходов
- ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Рекомендации для родителей
Переходя любую дорогу, необходимо посмотреть сначала налево, потом направо.
Ребенок должен знать, что даже если машин не видно, но на светофоре горит красный сигнал, идти нельзя ни в коем случае — это работа родителей, показывать пример.
Переходить дорогу следует аккуратно, внимательно и быстро. Довольно часто дети роняют свою ручную поклажу — игрушки, сумки, билетики, и часто это происходит на дороге. Упавшую при переходе через дорогу вещь не стоит поднимать, это довольно опасно, и ребенок должен осознавать это. Пусть один раз придется оставить любимого пластикового поросенка среди машин, объяснив ребенку, что в будущем вещь нужно либо крепко держать, либо передать на «временное хранение» старшим. Это же касается пассажирского транспорта, железнодорожных переходов, и даже трамвайных рельс. Обязательно приучите ребенка переступать через рельсы, а не ходить по ним — в раннем возрасте сложно понять, как отличить обычное пересечение рельсов от места перевода стрелки. И конечно, классическое предостережение о том, что дорога (пешеходный переход, рельсы, причал катеров, остановка транспорта) — не место для игр.
Конечно, не всегда на перекрестках есть светофоры, а зачастую светофоры не работают вовсе. Ребенок должен знать, что переходить дорогу можно по пешеходной зебре, в особо опасных для перехода местах есть либо подземные, либо надземные переходы. Нельзя переходить дорогу в местах с плохим обзором местности. И конечно, в случае особо неудобного перехода, лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу. Трамвай всегда обходят спереди, троллейбус и маршрутное такси — сзади (именно так водители и люди, переходящие дорогу, получают максимальный обзор пространства).
Довольно сложным может стать для ребенка переход, когда одновременно разрешен проезд машин и горит зеленый свет для пешехода. По правилам, водитель обязан пропустить пешехода, но идти на зеленый свет, не оглядываясь, все же не стоит. У машины могут отказать тормоза, может ехать машина с сигнальными маячками и сиреной, которую обязаны пропускать все, и водители, и пешеходы (полицейские машины, скорая помощь и т.п.).
Классификация [ править | править код ]
Наземные
Наземный пешеходный переход — область, используемая пешеходами для перехода на другую сторону проезжей части или железнодорожного полотна. Обозначается разметкой «зебра», а также другими способами в зависимости от типа и положения.
Нерегулируемые
Нерегулируемые пешеходные переходы — самые простые и дешёвые. На таких переходах водители автомобилей и других транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам. Нерегулируемые переходы делаются на небольших улицах, где поток автомобилей сравнительно невелик. В России такие переходы обозначаются знаками 5.19 «Пешеходный переход». К нерегулируемым переходам также относятся пешеходные переходы, оборудованные светофором, но при этом светофор выключен либо работает в режиме мигающего жёлтого сигнала.
Начиная с 2010-х годов на нерегулируемых пешеходных переходах, особенно в крупных городах с интенсивным автомобильным движением, начали применять дополнительные средства обозначения перехода:
- жёлто-зелёный световозвращающий кант вокруг знака «Пешеходный переход»
- дублирующий знак над проезжей частью
- световая анимация знака
- освещение зоны пешеходного перехода
- мигающие жёлтые огни
- «лежачий полицейский» перед переходом
- шумовые полосы (4—5 небольших «лежачих полицейских» на разном расстоянии, чем ближе к переходу, тем чаще расположены) перед переходом
- дополнительные оранжевые полосы на «зебре» (между белых полос)
Регулируемые
Регулируемые пешеходные переходы — переходы, оборудованные исправным, работающем в штатном режиме светофором.
Чаще всего регулируемые пешеходные переходы обустраивают по линиям перекрёстка дорог, совмещая пешеходный и автомобильный светофоры. Существуют регулируемые переходы вне перекрёстков, в этом случае светофор часто оборудуется кнопкой включения зелёного сигнала по требованию.
Внеуличные
Пешеходный переход может находиться не только в одном уровне с дорогой, но и в разных. В этом случае различают подземные и надземные пешеходные переходы. Их строительство — дело дорогое, к тому же они создают серьёзные неудобства для маломобильных граждан. А потому подземные и надземные пешеходные переходы строят на улицах с большим потоком транспорта, где организация наземных переходов привела бы к недопустимому снижению пропускной способности трассы. В результате в некоторых городах происходит борьба с наземными пешеходными переходами, связанная с их неудобством для автомобилистов.
Надземные
Надземный переход (в виде виадука, моста) обустраивают над проезжей частью автодорог или железнодорожным полотном.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
Итак, начнём мы с того, как нужно на 2021 год пропускать пешеходов на переходе.
Как правильно пропускать пешехода?
Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?
А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.
Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.1 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине
Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД
Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:
Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость
Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать
Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.
На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.
- Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
- Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
- Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:
Но это теория, а на практике…
Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).
А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их «развод».
Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.
Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:
- свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
По новым правилам 2021 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.
Удобства для людей с ограниченными возможностями
Слепые или слабовидящие люди
Когда это позволяет прицел и если контраст в окружающей среде остается эффективным, отметки принимаются визуально благодаря различиям в цвете. Это визуальное обнаружение дает информацию о различных напольных покрытиях как снаружи, так и внутри.
Как только зрение становится недостаточным, чтобы обеспечить безопасное передвижение, слабовидящий человек использует вспомогательные средства или решения, которые могут быть белой тростью или собакой-поводырем .
Таким образом, слепые или слабовидящие люди могут различать определенные рельефы при условии, что их характеристики достаточно различимы зрением для визуального контраста, прикосновением для тактильного контраста и слухом для контраста звука.
Таким образом, чтобы сигнализировать об опасности перехода дороги, на границе пешеходного перехода размещаются полосы предупреждения о бдительности, состоящие из тактильных поверхностей , то есть распознаваемых на ощупь слепыми или слабовидящими людьми. Также могут быть установлены звуковые сигнальные устройства.
Лица с ограниченными двигательными возможностями
Чтобы облегчить пересечение дорог людьми с ограниченными физическими возможностями , многие страны приняли законы и постановления, предусматривающие особые меры, например, использование лодок.
Во Франции это закон11 февраля 2005 г. который определяет условия доступности общественных мест (застроенная среда и дороги) и, в частности, постановление 15 января 2007 г. который вступает в силу 1 — й Июль .
FAQ (часто задаваемые вопросы)
- Существует ли правила перемещения по тротуару или пешеходной дорожке?
К сожалению, в ПДД отсутствуют какие-либо упоминания о правилах движения по пешеходным зонам и переходам. Тем не менее, чтобы не создавать помех другим пешеходам, лучше идти по правой стороне – так вы ни с кем не столкнетесь.
- По какой стороне дороги, где запрещено автомобильное движение, должен идти пешеход?
Если по дороге не производится движение транспортных средств, это – не дорога, а пешеходная зона. В этом случае пешеход не считается пешеходом, и ПДД не действуют.
- Если по тротуару невозможно идти (грязь, лед и т.п.), можно ли перейти дорогу на тротуар с другой стороны?
Да, но только в том случае, если обзор проезжей части хороший, вы не создаете помех движению транспорта и в непосредственной близости нет пешеходного перехода. Если эти три требования не будут соблюдены, сотрудники ГИБДД имеют право вас оштрафовать.
- По какой обочине дороги следует передвигаться в инвалидной коляске или с тележкой при перевозке габаритных вещей?
В идеале следует перемещаться по тротуару или вело-пешеходной дорожке. Если их нет, либо вы создаете помехи другим пешеходам, можно двигаться по обочине. Причем, в инвалидной коляске можно двигаться попутно с транспортными средствами, а при перемещении крупногабаритных вещей – навстречу автомобилям.
Где можно переходить проезжую часть пешеходу?
Пешеходные переходы
Переходы бывают двух типов: регулируемые и нерегулируемые. Первые оснащены светофором. С ними все ясно: пересекать дорогу можно только когда загорится зеленый свет. Передвижение пешеходов по вторым регулирует пункт 4.5 ПДД. Согласно этой норме перед пересечением проезжей части пешеходу необходимо сначала осмотреться, визуально оценить расстояние до ближайших машин, а также их скорость и перейти только в том случае, если он будет уверен, что это будет для него абсолютно безопасно.
Подземные и надземные переходы
Особых правил для передвижения по подземным и надземным переходам не существует. Они отличаются высокой безопасностью, ведь пользуясь ими, пешеход не встречает на своем пути автомобили. Обозначаются эти типы переходов своими собственными знаками. Для надземного это человечек, поднимающийся по лестнице, а для подземного – спускающийся.
Перекресток
В случае, если поблизости отсутствуют пешеходные переходы, правила допускают пересечение дороги по перекрестку. Двигаться при этом необходимо по линиям, продолжающим обочины или тротуары. Ни в коем случае нельзя пересекать перекресток прямо посередине или наискосок.
Что делать, если нет перехода и перекрестка?
Когда нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, можно перейти проезжую часть в их отсутствие при условии, что на ней нет сплошной разделительной полосы. Делать это нужно прямо перпендикулярно дорожному полотну под углом 90 градусов к нему, чтобы сделать время нахождения на ней максимально коротким. Перед началом движения нужно удостовериться, что нет приближающихся машин. В случае, если пешеход пересек часть дорожного полотна, а перед ним начали движение автомобили, он должен остановиться на центральной линии разметки, а затем подождать, пока машины проедут.
Не допускается пересечение дороги, если на ней есть ограждения.
Другие варианты
ПДД предусматривают и другие места, в которых можно пересечь проезжую часть. Это, например, велосипедная дорожка. По ней можно не только переходить дорогу, но и просто передвигаться. Однако следует помнить, что на велосипедной дорожке велосипедисты и транспорт, передвигающийся со скоростью не больше 20 км/ч имеют преимущество перед пешеходом и он обязан их пропустить.
Предназначение и разновидность пешеходных переходов
На дорогах часто встречается знак «пешеходный переход». Он выглядит следующим образом: сама табличка квадратной формы с округлёнными краями, на синем фоне изображён шагающий человек, находящийся в белом треугольнике. Есть два варианта этого знака: один направляется в правую сторону, а другой в левую.
Такие знаки уведомляют водителя и пешехода о наличии особой зоны. Пешеход будет знать, где ему можно спокойно перейти через дорогу, не попав под машину. Лицо, сидящее за рулём, увидев табличку, поймёт, что нужно остановиться и пропустить человека.
Переходы бывают регулируемые, когда на пешеходной зоне есть светофор и нерегулируемые, когда он отсутствует, а есть только зебра и информационные знаки.
Существует несколько разновидностей пешеходных переходов:
- Наземный, когда зона для людей сделана на проезжей части и выглядит в виде зебры.
- Диагональный, который уместен на регулируемых перекрёстках.
- Подземный, представляющий собой туннель, вырытый под проезжей частью.
- Надземный или внеуличный коридор – сооружение, созданное над автодорогой.
Самыми безопасными принято считать подземные и надземные пешеходные переходы. Они позволяют человеку не контактировать с автомобилями на проезжей части, создавая более стабильную и спокойную ситуацию на дорогах.
Перед входом в подземный или надземный переход принято вешать обозначение – знак надземный пешеходный переход или подземный пешеходный переход. Он необходим, чтобы указать пешеходу правильное движение. Для водителей такая информация подскажет, что на автотрассе не должно быть людей.
Иногда люди решаются перейти дорогу в неположенном месте, избегая внеуличных коридоров. Они подвергают свою жизнь опасности, так как могут попасть в ДТП.
Кроме того, такое действие заберёт немало времени, ведь на дороге никто не станет уступать человеку дорогу.
Такое поведение расценивается, как нарушение Правил дорожного движения и может привести к административной ответственности.
Чтобы указать человеку о наличии впереди внеуличного коридора, вывешивается специальный знак.
- он квадратной формы с округлёнными краями;
- периметр выделен окантовкой белого цвета;
- внутри голубой фон;
- внутри изображена фигурка человека белого цвета;
- он поднимается по ступенькам.
- надземный переход знак
Внеуличные коридоры занимают довольно много места и представляют собой массивную конструкцию. Как правило, есть надобность в организации подземного пешеходного перехода. Когда это невозможно, принимается решение создать надземный переход.
Часто надземные переходы устанавливаются на проспектах – прямых длинных и широких улицах городов.
Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части
Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.
С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.
С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.
Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:
- в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
- в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).
Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.
ДТП на пешеходном переходе
Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:
- Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
- Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
- Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.
Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.
Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.
Наземные переходы 5.19.1 и 5.19.2
Различают регулируемые и нерегулируемые пешеходники. К первым относятся проходы, оснащенные светофорами. Устанавливаются в основном на загруженных перекрестках автодорог. Светофоры могут располагаться как на обочине, так и посередине автотрассы, на островке безопасности. Могут быть оснащены электрокнопкой, при нажатии на которую появляется допускающий свет для пешеходов, или функционируют автоматически.
При нерегулируемых применяются обозначения 5.19.1 и 5.19.2. На первом из них человек шагает влево, на другом — вправо. Расположены они согласно вектору и стороне, где начинается зебра. Дорожный знак изображается на желтом фоне, а также:
- Место прохода освещается.
- Зебра чересполосная — череда желтых и белых.
- На обеих границах устанавливаются лежачие полицейские.
Таблички дополнительной информации
Вместе с указателем «Осторожно! Пешеходный переход» используются таблички:
- Знак «Глухие пешеходы» выглядит так же, как изображение глухого водителя. Представлен желтым кругом с тремя черными точками. При переходе глухим человеком дороги водителям транспортных средств нужно быть предельно осторожными, поскольку такой пешеход не слышит звука заводящегося двигателя.
- Знак «Очки» говорит о возможности пользования переходом людьми со слабым зрением или совсем незрячими. Дорожный знак «Слепые пешеходы» применяется вместе с указателями 1.22, 5.19.1 и 5.19.2, а также светофорами. Обычно такие граждане передвигаются с белой тростью, покрытой светоотражающей пленкой. При намерении перейти дорогу слабовидящему необходимо указать тростью вперед. Для шоферов такое движение приравнивается к красному сигналу светофора, поэтому необходимо дождаться, пока идущий перейдет проезжую часть, и только после этого возобновить передвижение.
Дополнительные таблички призывают водителя к повышенной концентрации внимания.
Вопросы читателей
Ответ: Да, вы можете требовать установки пешеходного перехода или светофора на рассмотренном участке. Для этого необходимо написать заявление в местное подразделение дорожной полиции. К нему прилагаются копии паспортов обратившихся лиц и фотографии участка дороги с указанием координат на местности. ГИБДД будет рассматривать обращение в течение 10 рабочих дней. После чего вы получите ответ. При положительном исходе уполномоченный орган разъяснит порядок своих дальнейших действий и срок установки светофора или перехода. Если ответ будет отрицательный, то заявители имеют право обжаловать его в прокуратуре или суде.
Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
Чтобы соответствовать требованию «уступить дорогу», необходимо знать не только ПДД, но и взаимодействие пункта 14.1 с КоАП, ведь предыдущая формулировка «пропускать» вступала в конфликт с наказанием за факт пресечения попытки человека перейти дорогу. Многим может показаться, что смысл не изменился, но на законодательном уровне разность формулировок может приводить к непредсказуемым последствиям.
Траектории автомобиля и пешего человека должны совпадать таким образом, чтобы человек не был вынужден изменить быстроту и направление своего передвижения в результате испуга. Иначе он может подвергнуться опасности со стороны машин встречной полосы. Если пропускать пеших людей неправильно, происходит прямое нарушение пункта 14.1 ПДД.
В разъяснениях речь идет о предоставлении преимущества человеку, который пересекает дорогу в специально обозначенном месте.
Пример 1: Пешеход находится на тротуаре возле проезжей части
Предположим, что авто приближается к нерегулируемому переходу. Заметив на тротуаре человека, который по всем признакам собирается пересечь полосу, автомобилист должен его пропускать, поэтому начинает торможение. В этот момент в соответствии с ПДД человек должен начать передвижение по «зебре», однако очень часто многие люди, испытывая страх перед движущимся автотранспортом, ждут полной остановки машины.
В данном случае неправ пешеход. По правилам пропуска, если автомобилист не замечает за человеком намерения совершить переход, он имеет право не уступать дорогу.
Нарушением п. 14.1 в данной ситуации будет считаться вынужденное изменение быстроты передвижения человека, если, например, автомобиль полностью остановился, а пешеход замер на тротуаре. Водитель, решив, что человек не собирается переходить дорогу, едет, а пешеход, опомнившись, перебегает дорогу.
Пример 2: Пешеход заступил на проезжую часть встречной полосы движения
Еще одна «западня» для автомобилей скрывается в п. 14.1. В соответствии с пояснениями к этому пункту ПДД водитель авто обязан пропустить пешехода, который уже перемещается по проезжей части вдоль «зебры», и не вынуждать его ускоряться или замедляться.
Однако неудобство может заключаться в том, что прохожий выходит на полосу относительно «встречки». Так как участник дорожного движения не должен начинать ехать, пока человек не покинет зону пересечения траекторий с транспортом, ориентироваться следует именно на п. 14.1, а не на поведение других водителей. Зачастую нетерпеливые автолюбители начинают ускоряться еще до того, как человек пройдет мимо, что может напугать его, вынудить изменить темп или направление. Это прямое нарушение противоречия п. 13.1 и п. 14.1.
Если дорога разделена на две проезжие части полосой, которая может выглядеть как разметка или быть оформлена в виде газона или бордюра, пропускать в обязательном порядке следует, если человек передвигается:
- в сторону пешеходного перехода по встречной проезжей части;
- по разделительной полосе;
- по трамвайным путям.
Пример 3: Пешеход движется по проезжей части в сторону пешеходного перехода
Если человек передвигается вдоль проезжей части в сторону «зебры», водитель авто должен заблаговременно снизить скорость и осуществить пропуск движущегося пешехода. Это следует из точной формулировки п. 14.1 «водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу».
Однако и пешеходам, и водителям следует знать, что двигаться по проезжей части человек может только в направлении, противоположном автомобилям (по «встречке»).
По дороге с односторонним движением лучше вообще не передвигаться, только в крайнем случае.
Пример 4: Пешеход движется на пересечении траекторий движения с водителем
В этом случае водитель должен полагаться на скорость передвижения человека. В зависимости от положения пешего на дороге автомобилисту надо либо начать плавное торможение, либо полностью остановиться.
Ответственность пешеходов
Игнорирование правил может повлечь не только административную, но и уголовную, и гражданскую ответственность.
Административная ответственность налагается в следующих случаях:
- Угроза создания помех или неудобств ТС и пешим гражданам при отсутствии пострадавших. При таком исходе выписывается письменное предупреждение или штраф, который составляет 500 р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 Административного кодекса.
- Создание помех без серьезных последствий. Полагается штраф в размере 1 тыс. р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 Административного кодекса.
- При наличии пострадавших с лёгкой или средней степенью вреда здоровью сумма штрафа варьируется от 1,5 до 2 тыс. р. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).
Уголовная ответственность налагается, если:
- Неподобающее поведение на дороге спровоцировало тяжелые увечья у третьих лиц. Наказанием в этом случае может выступать ограничение свободы действий сроком до 3 лет, арест на 4 месяца, принудительная отработка или заключение на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели одного человека. Наказание: отработка или заключение на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели двух и более человек. Наказание: он должен отработать до 5 лет или сесть в тюрьму на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 268 Уголовного кодекса).
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Если каждый человек будет соблюдать правила дорожного движения, в городе будет царить слаженность и уменьшится количество происшествий, связанных с транспортом
Помимо правил, существуют и дорожные знаки для детей, суть которых также важно им объяснить
Правило 1: Двигаться по переходным дорожкам и тротуарам можно с правой стороны
- Если тротуары отсутствуют, можно двигаться по велосипедной дорожке с правой стороны.
- Двигаясь по велосипедной дорожке, не стоит мешать велосипедисту, идти следует по обочине, как можно правее.
- В случае отсутствия велосипедной дорожки, можно идти по краю проезжей части навстречу транспорту.
Правило 2: Движение в темное время суток
При движении по краю проезжей части или по обочине в темное время суток, необходимо иметь на одежде светоотражающие полоски или фонарь в руке, чтобы водители могли видеть человека.
Правило 3: Переход дороги
- Чтобы перейти через дорогу, следует найти светофор, и переходить на зеленый его свет.
- Если светофор отсутствует, можно найти знак «Зебры». Переходя по зебре необходимо посмотреть сначала влево, чтобы не было машин, после вправо.
- Существуют для перехода улиц подземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует.
- Если ребенок маленький, он обязательно должен держаться за руку взрослого человека.
- Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново, находясь на линии, разделяющей две проезжие части.
- Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом.
- Переходить дорогу с велосипедом можно только везя его рядом с собой.
Правило 4: При выходе из общественного транспорта
- При выходе из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт.
- Выходя, из трамвая, можно дождаться пока он отъедет от остановки. Если ожидать нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, двигающегося навстречу первому.
Правило 5: Движение групп людей
- Движение больших групп людей должно быть организованным, по колоннам.
- Если места на тротуаре мало, можно идти на проезжей части навстречу транспорту.
- Впереди и позади колонны на расстоянии 10 – 15 метров должны идти сопровождающие лица с красными флажками и фонариками в руках (при сумерках и в темноте). Впереди человек должен нести белый фонарик, сзади – красный.
- Колонны детей можно вести только по тротуарам или пешеходным дорожкам. В крайних случаях можно выйти на обочину навстречу транспорту, но не в темное время суток.
Правило 6: Пешеходам запрещено
- Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно, машина может не успеть затормозить.
- Выходить на проезжую часть, предварительно не посмотрев налево и не убедившись, что опасность отсутствует.
- Переходить проезжую часть не на светофоре или не по «зебре», если на дороге больше трех полос движения в обоих направлениях.
- Задерживаться или останавливаться на проезжей части при переходе.
- Самостоятельно выходить детям дошкольного возраста на проезжую часть без взрослых.
- Играть возле проезжей дороги детям запрещается даже возле дома, для этого есть игровые площадки.