Оглавление
- Что такое техосмотр и сколько он стоит?
- Нужно ли делать техосмотр, если есть страховка
- Прохождение осмотра автомобиля перед регистрацией в ГИБДД?
- Штраф за отсутствие ТО с камеры: насколько это реально?
- Можно ли в страховой делать техосмотр
- Глава гильдии ТО об отмене
- Порядок проведения ТО в страховой
- Увеличение штрафа за отсутствие техосмотра с 1 марта
- Так при чём тут ОСАГО?
- Порядок регистрации ТС
- Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?
- В каких случаях авто может быть с ОСАГО, но без ТО?
- Регистрируем авто с пробегом: последовательность действий
- Порядок и правила прохождения техосмотра автомобиля
- Когда могут отказать
- Нужен ли будет техосмотр для покупки полиса в 2021 году?
- Изменения 1 октября 2021 года
- Что меняет новый закон с 1 марта 2021 года?
- На кого наложат штраф?
- Электронная диагностическая карта
- Регресс по ОСАГО остается
Что такое техосмотр и сколько он стоит?
Техосмотр — обязательная процедура проверки технического состояния транспортного средства, без которой невозможно оформить полис ОСАГО. Эксперт-техник осматривает автомобиль, выявляет соответствие либо несоответствие технических параметров ТС нормам. Результаты экспертизы фиксируют в диагностической карте.
Во время ТО осуществляется:
- проверка и исправление поломок;
- замена расходных материалов;
- проверка степени износа основных узлов ТС.
Автомобили старше 10 лет обязаны проходить ТО ежегодно, от 4 до 10 лет эксплуатации проходят ТО каждый второй год, новые авто до 4-х лет от процедуры ТО освобождаются.
Стоимость техосмотра для ОСАГО зависит от категории авто, региона проверки и возраста ТС. Госпошлина за проверку не взимается, как раньше. Автовладелец оплачивает только услуги эксперта. Рекомендованная правительством цена составляет 700-1000 руб. Для инвалидов, героев России, кавалеров Ордена Славы ТО проводят бесплатно.
Нужно ли делать техосмотр, если есть страховка
По закону диагностическая карта нужна для оформления страховки. Но есть несколько случаев, когда можно обойтись без нее:
- Транспорт не подлежит проверке. Например, прицеп, масса которого составляет менее 3,5 тонн, проверять не требуется. Правило действует при условии, что собственником прицепа является частное лицо, а не организация.
- С момент выпуска машины не прошел срок три года. Исключением являются те случаи, когда машина используется как такси.
- Не закончился срок действия прежней карты о прохождении диагностики. Так, если возраст авто составляет от пяти до семи лет, то карта действует два года.
Если нужно продать машину, то можно это сделать без страховки и технического осмотра. Полис ОСАГО выдается собственнику машины. Поэтому новому владельцу нужно будет самостоятельно заниматься оформлением. Диагностическая карта не дает 100% гарантии, что с авто все в порядке. Поэтому отсутствие документов не является препятствием для продажи авто. Нужно только найти покупателей.
Когда авто продается с диагностической картой, новому собственнику проще будет оформить полис ОСАГО. Ведь заново проходить диагностику не придется. Срок действия карты не зависит от смены владельца автомобиля.
Прохождение осмотра автомобиля перед регистрацией в ГИБДД?
Процедура осмотра машины является частью общего процесса постановки ТС на учет. Основные шаги выглядят так:
- Запись на осмотр. Как правило, совпадает с записью в регистрационное подразделение Госавтоинспекции, т.к. осмотр является частью общего процесса. Однако в некоторых региональных подразделениях эти процедуры (осмотр и регистрация вообще) могут быть разнесены как в пространстве, так и во времени. Это нужно уточнить заранее.
- Подготовка автомобиля перед осмотром. Внимательно еще раз прочтите, что именно будут проверять. Эти элементы, и прежде всего номера-идентификаторы, необходимо очистить, сделать максимально читаемыми. Однако не переусердствуйте со старыми ТС – излишняя обработка (шкурка, пескоструйка и т.п.) может сделать изображение еще менее читаемым.
- Проверка инспектором ГИБДД. Это, собственно, сам осмотр. Для единичных случаев, проводится на специальной площадке при МРЭО ГИБДД того подразделения, в которое подано заявление на регистрацию авто. Для групповых может проводиться в месте их размещения (парковки) с выездом инспектора.
- Документирование результатов осмотра. Акт осмотра составляется исключительно в случаях групповой процедуры. При обычном единичном осмотре отметка о его результатах проставляется инспектором на заявлении о регистрации, которое владелец (его представитель) ранее подавал в Госавтоинспекцию (абз.5 п.19 Правил регистрации).
Срок действия результатов осмотра составляет 30 дней с момента проведения осмотра, а в случае групповых проверок – 30 дней с момента составления акта (абз.6 п.19 Правил регистрации).
Штраф за отсутствие ТО с камеры: насколько это реально?
Такую схему уже опробовали в соседней Беларуси. В стране много лет действует единая система для отметки о пройденном техосмотре. Однако «письмо счастья» приходит не каждому водителю без заветного сертификата. Там постановление выносят в отношении водителей, которые попались на превышении скорости.
Система автоматически сверяет, есть ли регистрационный знак в базе «Белтехосмотр». Если машина не проходила ТО, собственника привлекают к административной ответственности. В России можно реализовать такую же схему. Но это актуально для крупных городов и оживлённых магистралей, где уже установлены системы фотофиксации.
В Москве действует ГКУ ЦОДД, возможностей которого хватит, чтобы охватить всю столицу. Однако такие правонарушения автоматическими средствами пока что не фиксируются.
Можно ли в страховой делать техосмотр
Организация и проведение технического осмотра автотранспорта регламентированы нормами закона №170 ФЗ 2001 года, который наряду с другими требованиями предусматривает следующие:
- Диагностику разрешено проводить только аккредитованным операторам, располагающим технической базой для проверки автомобиля.
- Граждане и юридические лица вправе выбрать любого оператора, исходя из своих предпочтений (территориальности, цены услуги, графика работы).
- Услуга предоставляется по гражданскому договору между владельцем автотранспорта и оператором.
- Оператор несет, предусмотренную законом ответственность, за предоставление качественной услуги (проверки в полном объеме и выявление недостатков, влияющих на безопасность движения).
Страховая компания, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что оператор проводивший диагностику не выявил неисправность (равно отсутствует запись о ней в диагностической карте), которая стала причиной аварии, как следствие – нанесения ущерба третьим лицам, предъявить регрессное требование к нему объёмом страховой выплаты пострадавшим.
Глава гильдии ТО об отмене
Игорь Волчек, занимающий пост Главы гильдии операторов ТО отметил, что принятые во втором и третьем чтении изменения в законопроекте имеют положительные последствия.
Среди основных аргументов, которые приводил Игорь Волчек, стоит выделить:
- Отвязка прохождения ТО от оформления полиса ОСАГО создаст благоприятные условия для водителей, поскольку у них будет больше времени для прохождения всех необходимых процедур.
- За период временного снижения потока владельцев машин станции для прохождения техосмотра смогут исправить принцип оказания услуг с целью стандартизации процедуры.
- ОСАГО без диагностической карты будет действовать до марта следующего года, при этом в указанный период на водителей не будут выписывать штрафы.
- Также снизится количество мошенников, желающих получить деньги за незаконное оформление ДК. Нелегальных организаций должно стать меньше, поскольку владельцам автомобилей будет выгоднее пройти технический осмотр в соответствии с установленными требованиями.
Однако Глава гильдии в ходе интервью отметил, что сейчас рано говорить о возможных последствиях принятых изменений. Игорь Волчек рассказал, что непонятным остаётся факт условий принятия изменений. Многочисленные собрания, скрытное принятие решений и неоднократное внесение изменений вызывают сомнения со стороны водителей. Чтобы оценить результаты принятого законопроекта, следует дождаться его последствий, однако уже сейчас можно увидеть, что положительных сторон у поправок гораздо больше.
Порядок проведения ТО в страховой
Диагностическое исследование проводит специалист лицензированного технического центра, он же осматривает представленные документы владельца, автотранспорта. Проверка включает ревизию состояния обязательных принадлежностей, а также инструментальную диагностику работы узлов и механизмов:
- Наличие средств пожаротушения, их состояние, даты дозаправки, а также аварийного знака.
- Укомплектованность авто аптечки медицинскими препаратами.
- Наличие и состояние номеров агрегатов, государственных регистрационных знаков.
- Системы торможения.
- Подвески и системы рулевого управления.
- Приборов освещения и сигнализации.
- Прочность крепления навесного оборудования (зеркала, аварийные колёса и прочее).
- Соответствие нормам токсичности выхлопа двигателя.
- Уровень технических жидкостей.
Результаты осмотра записывают в диагностическую карту, второй экземпляр которой вручается водителю, информацию вносят в ЕАИСТО (единая база фиксации прохождения диагностики России).
Увеличение штрафа за отсутствие техосмотра с 1 марта
После принятия поправок в нормативно-правовой базе водители смогут использовать страховой полис без диагностической карты. При этом к водителям не будут применяться никакие штрафные санкции.
В Госдуме заявили, что все диагностические карты, полученные владельцами автомобилей до 1 февраля, будут действительны до 1 октября текущего года. Однако нельзя исключать риск, что в этот период ситуация с прохождением ТО может не исправиться. Представители РСА напомнили, что уже в марте следующего года за отсутствие техосмотра водителям будут выписывать штрафы. Штраф за отсутствие диагностической карты установлен в размере 2000 рублей.
Так при чём тут ОСАГО?
Чтобы понять связь полиса и техосмотра, нужно заглянуть в ст.15 ФЗ №170. Законодатель увязал заключение договора ОСАГО с прохождением ТО. Обратиться на станцию нужно до истечения действия диагностической карты. Соответственно, отсутствие техосмотра также можно увязать со штрафом за езду без полиса ОСАГО.
За это правонарушение санкция предусмотрена ч.2 ст.12.37 КоАП РФ. Как отмечалось, штраф небольшой – 800 рублей, но налагать его могут хоть каждый день. Выявление автомобилей с отсутствием полиса ОСАГО уже тестировалось в Москве, и тогда было выявлено огромное количество нарушителей. Но введение этой меры постоянно откладывается – по техническим причинам.
Порядок регистрации ТС
Для того, чтобы официально оформить автотранспорт, у автовладельца есть десять дней – если за этот период он не успеет все подготовить, на него будет наложен административный штраф. Если с умом подойти к подготовке и заблаговременно уточнить все этапы, которые вам придется пройти, на то, чтобы зарегистрировать авто, не потребуется много времени.
- Прежде всего нужно сформировать пакет документов и удостовериться, что все они актуальны и содержат верную информацию.
- Далее вы оплачиваете госпошлину – отдельно за выдачу регистрационных знаков и за свидетельство о регистрации.
- После того, как оба предыдущих пункта выполнены, необходимо удостовериться, где находится близлежащий отдел ГИБДД (посмотреть это можно в интернете) и явиться туда. Перед посещением инспекции удостоверьтесь, что вы успеете в их часы работы – для верности можно записаться заранее по телефону или онлайн. Не забывайте, что, несмотря на автоматизацию документооборота и других рабочих процессов, долгие очереди в ГАИ все еще остаются довольно частым явлением, поэтому ответственно отнеситесь к выбору времени для поездки. Следует отметить, что сейчас вы не обязаны приезжать в отделение по месту своей прописки, а можете просто выбрать ближайший адрес. То есть, если вы прописаны в Калининграде, но получить СТС вам будет удобно в Курске, вы вправе поступить так, как будет выгодно вам.
- После того, как сотрудники Госавтоинспекции примут у вас документы, вы получите набор бумаг, который вы будете заполнять при техосмотре и сверке номеров. Если по тем или иным причинам привезти ваш автомобиль на смотровую площадку не получается, вам придется заранее обзавестись актом ТОтехнического осмотра.
- После проверки, вам на руки отдадут подтверждающее свидетельство, которое вы должны будете сдать в надлежащее окно.
- Когда все, что нужно для постановки машины на учет в ГИБДД, пройдено, вы получаете документ на руки.
Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?
Итак, в самом начале данной статьи представим вам 2 самых важных факта относительно этих двух обсуждаемых нами сущностей.
- Однако, ни одна из формулировок никак не связывает одно с другим – отсутствие техосмотра не влияет на ОСАГО – вообще никак.
По последнему пункту всё было немного иначе до 22 августа 2021 года. Вы обязаны были предъявить диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО. Без неё вам бы просто не продали страховку. Но и эту обязанность отменили с указанной даты.
Таким образом, отказ в выплате ввиду отсутствия технического осмотра никак не урегулирован в современном актуальном законодательстве.
В каких случаях авто может быть с ОСАГО, но без ТО?
С тех пор, как проведение обязательного техосмотра убрали из обязанностей ГИБДД, его жестко «привязали» к оформлению ОСАГО. По общему правилу, транспортное средство не может выезжать на дороги, если у водителя нет страхового полиса. А полис не выдадут, если авто не прошло техосмотр. На первый взгляд, все должно работать как часы – ГИБДД освободили от непрофильных обязанностей, у операторов ТО появилась работа, а все машины на дороге находятся в исправном состоянии.
Реальность, как мы знаем, далека от этого – пункты ТО превратились в конторы по продаже диагностических карт о прохождении техосмотра. Как рассказывали источники в отрасли, некоторые операторы даже не распаковывали купленное для техосмотра оборудование – а просто вносили данные в систему (ЕАИСТО) за определенное вознаграждение. По статистике, 80-90% автомобилей вообще никогда не проходили техосмотр в реальности, а по всем правилам (с проверкой по всем 70 пунктам) его не проводит вообще никто.
Чуть сложнее ситуация у страховых компаний: им не очень выгодно, когда разваливающийся на части автомобиль выезжает на дороги (это риск ДТП, что означает убытки), но если сильно ограничить выдачу диагностических карт, продавать страховки будет некому. Поэтому долгие годы существовала негласная договоренность – операторы пунктов ТО «продавали» диагностические карты, страховщики продавали по ним полисы ОСАГО, а техническое состояние транспорта было на совести его владельца.
К тому же, есть несколько нюансов в правилах, из-за которых полис ОСАГО в теории можно оформить и без формального прохождения техосмотра:
- если автомобилю меньше 4 лет. В расчет идет год выпуска ТС – например, максимум в 2021 году должны пройти техосмотр владельцы авто, выпущенных в 2018 году;
- если срок действия диагностической карты истек, когда полис ОСАГО уже оформлен. Некоторые страховщики буквально злоупотребляют этим – иногда можно оформить полис ОСАГО с даты, когда ДК уже не действует (хотя на момент оформления действует). Это считается нарушением, ведь езда без техосмотра запрещена – но до сих пор не введены штрафы за отсутствие диагностической карты – последствия будут только в случае ДТП;
- если срок действия диагностической карты закончился после 1 февраля 2021 года. Хотя формально диагностическая карта у такого авто действует – ее срок продлевается на полгода (хотя реальный осмотр автомобиль, конечно же, не проходит).
Но самый распространенный способ оформить ОСАГО, не проходя техосмотр – «купить» диагностическую карту. По новым правилам это стало сложнее, но все, кто сделал это до 1 марта 2021 года, остаются с действующим техосмотром как минимум до даты истечения карты.
Так что водитель может не нарушать ПДД и ездить со страховкой, при этом не проходя реального техосмотра – и такие ситуации встречаются достаточно часто.
Регистрируем авто с пробегом: последовательность действий
Прежде всего автомашину потребуется привести в порядок – имейте ввиду, что сотрудники инспекции обладают правом отказать вам в техосмотре, если транспортное средство находится в ненадлежащем состоянии.
Подача документов
О сборе пакета бумаг уже было подробно написано выше – полный перечень с пояснениями и уточнениями вы можете найти в начале статьи. Если с документацией все хорошо, и вся предоставленная информация актуальна, на этом этапе проблем не возникнет – работники отделения все проверят и отправят вас на технический осмотр.
Техосмотр машины
Автомобиль осматривают в специально предназначенной для этого зоне. При проверке сотрудники сверяют номера с сведениями, отмеченными в ПТС. Если они не сходятся, или по тем или иным обстоятельствам провести сопоставление невозможно, вам назначат отдельную криминалистическую экспертизу. В ее ходе машина досконально исследуется на предмет участия в ДТП, угона, поддельных номерных знаков, нахождение в залоге. После окончания экспертной проверки выносится решение – чист ли «железный конь» перед законом.
Среди причин для непрохождения осмотра могут также быть чрезмерные изменения в заявленной конструкции авто – крайне затюнингованный внешний вид, лишние приборы освещения, тонированные окна и так далее. По правилам учета вы не можете менять автомобиль так, чтобы это влияло на его эксплуатационные параметры. Сюда могут относиться следующие пункты:
- увеличение или уменьшение числа сидений;
- перемещение топливного бака или изменение его емкости;
- внесение радикальных корректировок в ходовую часть;
- смена светового оборудования на другую, сильно отличающуюся от внесенной в паспорт, технику;
- замена дисков на варианты иного, отличного от заводского, диаметра.
В ситуации с покупкой подержанного авто, важно обратить на эксплуатационные параметры предельное внимание. Если предшествующий автовладелец радикально трансформировал комплектацию или внешний вид ТС (без координации с ГИБДД), вы вообще не сможете поставить машину на учет. Вот почему при совершении сделки нужно тщательно проверять документы и реальный «товар»
Вот почему при совершении сделки нужно тщательно проверять документы и реальный «товар».
Можно ли зарегистрировать битый автотранспорт
Прямого запрета на это нет, но постановка без ОСАГО недопустима, а для получения полиса необходимо пройти техосмотр. Если с ним не возникло проблем, у вас есть возможность получить СТС.
Получение свидетельства о государственной регистрации
После прохождения осмотра вам выдают соответствующий акт, который вы возвращаете в отдел ГАИ. Далее в течение нескольких минут происходит быстрая финальная проверка и вы получаете гос. номера и свидетельство. Все документы, которые вам дадут, нужно еще раз просмотреть на наличие потенциальных опечаток – лучше потратить на это время сейчас, чем потом снова проходить всю процедуру целиком, если что–то окажется не так.
Порядок и правила прохождения техосмотра автомобиля
Новые правила прохождения техосмотра автомобиля предусматривают упрощение процедуры. Как уже выше было отмечено, для этого потребуется обратиться в любую организацию, прошедшую аккредитацию, имеющую необходимое оборудование и квалифицированных в данной области сотрудников.
Процесс диагностики авто включает в себя несколько этапов:
- проверка документов на автомобиль;
- диагностика технического состояния машины;
- оформление диагностической карты.
Диагностическое обследование автомобиля проводится комплексное. Согласно нормам закона осуществляется проверка:
- соответствия номерного знака положенным нормативам;
- технических жидкостей;
- приборов освещения;
- тормозной системы;
- уровня токсичности выхлопов;
- рулевой системы;
- работоспособности системы ГЛОНАСС (при наличии).
Эксперт проверит работу дворников, отмывателя стекол, замков дверей, даст оценку состояния кузова на предмет наличия дефектов, коррозии
Перед отправкой на осмотр важно исключить люфт руля. В машине должен находиться огнетушитель, знак аварийной остановки
Результаты проверки заносятся в базу данных оператора, осуществляющего проверку.
Важно! Если автомобиль по определенным параметрам не прошел техосмотр, автолюбителю придется заплатить за повторную проверку
При прохождении повторной диагностики в том же центре, эксперт обратит внимание на указанные в карте неполадки, на этом можно существенно сэкономить. При обращении в другую организацию для прохождения техосмотра автомобиля, оплата будет осуществляться в полном объеме
Список документов
Согласно требованиям п. 1,2 ст. 18 Федерального закона владелец авто должен представить определенные документы для прохождения техосмотра автомобиля:
- гражданский паспорт;
- регистрационные документы;
- паспорт машины;
- водительские права.
Если автолюбитель не является владельцем ТС, чтобы пройти техосмотр ему понадобится заверенная нотариусом генеральная доверенность от непосредственного собственника автомобиля.
Важно! Выдадут автовладельцу диагностическую карту, если к техническому состоянию автомобиля не будет нареканий. Такое требование правомерно, поскольку к ответственности за ДТП, произошедшее из-за технических неполадок, будет привлечен сервисный центр, проверявший машину
Периодичность осуществления технического осмотра
Каждый водитель несет ответственность за состояние автомобиля, так как от этого параметра зависит жизнь и здоровье участников дорожного движения. Техосмотр призван выявить неисправности ТС, чтобы владелец мог устранить. Без диагностической карты о прохождении ТО нельзя будет получить полис ОСАГО. Периодичность прохождения техосмотра регламентируется согласно ст. 15 ФЗ РФ N 170-ФЗ.
Действие диагностической карты зависит от года выпуска машины, по истечении срока необходимо пройти ТО. Не подлежат обязательному техническому осмотру автомобили, год выпуска которых не старше трех лет. Если возраст машины колеблется от трех до семи лет, осмотр проводится раз в два года. Если она выпущена более семи лет назад, ее придется проверять ежегодно. Старый образец документа (талон) подлежит замене только по истечении его срока годности. Ежегодно должны диагностироваться грузовые авто, такси, машины со спецсигналами, транспорты автошкол, автобусы. При желании собственник автомобиля может проверять его чаще установленного законом срока.
Сколько стоит?
Стоимость прохождения техосмотра автомобиля варьируется в зависимости от региона. В среднем цена на услуги сервисного центра составляет для автомобилей категории «В» около тысячи рублей. Как ранее было отмечено, госпошлина за выдачу диагностической карты не взимается.
Когда могут отказать
Есть ряд веских причин, по которым сотрудники ГИБДД не станут регистрировать машину:
- некорректно заполненные, нечитаемые документы или предоставление неполного их перечня;
- состояние ТС не соответствует правилам безопасности;
- подделка документации, нарушение знаков;
- автомобиль состоит в розыске;
- авто утилизировано;
- не было уплаты пошлины;
- человек, обратившийся в отделение ГАИ, не является ни собственником автотранспорта, ни его представителем;
- не было пройдено техобслуживание;
- наложен запрет на официальное оформление (этот момент следует досконально проверить перед совершением сделки о покупке).
Нужен ли будет техосмотр для покупки полиса в 2021 году?
Нет. После вступления в силу поправок в соответствующие законы, диагностическая карта будет отменена для обязательного предоставления перед оформлением страховки ОСАГО. То есть мартовские изменения касательно необязательности предъявления техосмотра будут неактуальны, так как последнее будет отменено навсегда.
- Вы приезжаете в офис страховой компании, к брокеру или оформляете полис ОСАГО онлайн.
- Предоставляете необходимый набор документов, в числе которых диагностическая карта. Однако, чего греха таить, по факту многие страховщики и, особенно, брокеры и агенты делали фиктивный техосмотр сразу же при оформлении вам страховки ОСАГО.
- Как итог, у вас на руках действующий договор страхования плюс диагностическая карта (она, как и страховка, может быть электронной).
Как это будет работать после поправок?
- Вы также обращаетесь к страховщику в целях заключения договора оффлайн или онлайн.
- Теперь в числе документов, помимо паспорта, документа о собственности автомобиля, свидетельства о регистрации, не должно быть подтверждения о том, что вы прошли техосмотр.
- Вам оформляют полис ОСАГО без диагностической карты.
Таким образом, от страховщиков отвязали по сути ответственность за прохождение техосмотра водителями. То есть теперь пройденный ТО не является обязательным условием для заключения договора «автогражданки», и страховку ОСАГО можно оформить без техосмотра.
Таблица сравнения поправок
Теперь давайте рассмотрим, что конкретно хотят изменить в законах.
Как мы уже говорили поправки вносятся в 2 Федеральных закона:
- О безопасности дорожного движения,
- Об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Как это было? | Как это стало? |
---|---|
Все автовладельцы обязаны приобретать страховку ОСАГО. И оформление полиса происходит только при условии прохождения техосмотра. | Всё также остаётся обязанность по покупке ОСАГО. Однако, предложение об обусловленности его оформления только при наличии действующей диагностической карты исключено. |
Вот так будет выглядеть официальная трактовка пункта 3 статьи 16 закона:
Таким образом, набор документов для оформления ОСАГО отличается следующим образом до и после внесения поправок:
- заявление об оформлении полиса ОСАГО,
- паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность),
- свидетельство о регистрации на автомобиль или ПТС,
- водительские удостоверения всех, кто будет вписан в страховку, либо в/у собственника, если оформляется неограниченный полис,
-
диагностическая карта о прохождении техосмотра, - документ о праве владения машиной (как правило, договор купли-продажи, аренды или лизинга, но его обычно не требуют).
Изменения 1 октября 2021 года
Как мы указали выше в обновлённой информации, Правительство РФ автоматически продлило все диагностические карты на автомобили, срок действия которых заканчивается в период с начала весны и до конца сентября текущего года.
Таким образом, имеем 3 варианта действия последних поправок.
- Если ваш техосмотр закончился до 1 марта 2021 года, то вам нужно проходить техосмотр без каких-либо отлагательств и продлений.
- Если ваша карта перестаёт действовать в период с 1 марта по 30 сентября 2021, то её срок автоматически продлевается до 1 октября. То есть ехать на пункт ТО придётся только с октября, а до этого диагностическая карта признаётся действующей, несмотря на дату, указанную непосредственно на ней.
- Соответственно, если у вас техосмотр закончится после 1 октября, то вам также нужно сразу же ехать получать новый.
Что меняет новый закон с 1 марта 2021 года?
Ранее мы уже писали целую серию статей на тему изменений в законодательстве:
- с обзором поправок в закон о техосмотре,
- об аннулировании диагностической карты,
- о том, когда и как часто нужно его проходить для всех видов и возрастов транспорта,
- о фейке об отмене технического осмотра,
- о ,
- и о новом штрафе за непройденный осмотр.
Но если вы где-либо прочитаете, что изменения, описанные в данной статье (которые вводятся Федеральным законом №122 выше), отложили, то это неправда и фейк. Они по-прежнему начинают действовать с 1 марта. Просто фактически по новым правилам осмотр вам проходить не придётся до 1 октября.
Обновление от 25.02.2021. Начало действия нового закона решили отложить до 1 октября 2021 года в связи с неподготовленностью станций к новым правилам и прогнозов по дефициту таких пунктов.
Если кратко, то новый закон меняет целый ряд правил проведения этой процедуры, среди которых наиболее весомые изменения:
- вводится обязательная фотофиксация проведения осмотра,
- ГИБДД берёт под свой контроль проведение осмотра автобусов,
- ГИБДД прямо после остановки на дороге будет иметь право аннулировать диагностическую карту, если выяснится, что она получена без фактического прохождения техосмотра,
- с 1 марта 2021 года страховая компания может выставить регресс виновнику ДТП, если у него не будет действующего ТО, а сама авария произошла по причине технической неисправности автомобиля,
- с 1 марта 2022 года вступает в силу новый штраф за отсутствие карты,
- а ещё, как мы указали выше, Правительство России автоматически продлило диагностические карты, срок действия которых заканчивается с начала весны до конца сентября – до 1 октября 2021 года; то есть, если вы подпадаете под этот период, то до 1.10.2021 на техосмотр вам ехать нет необходимости.
На кого наложат штраф?
Если протокол составляется инспектором ГИБДД, то процесс ведётся в отношении водителя. Это значит, что к ответственности привлекут того, кто управляет машиной без полиса ОСАГО или сертификата о прохождении техосмотра.
Но при фотофиксации работает другое правило. Постановление выносят в отношении собственника автомобиля, если он не докажет, что машина находилась в пользовании иного лица.
В этом случае презумпция невиновности не работает. Постановление о наложении взыскания придёт по адресу, который был указан при регистрации документов. И если владелец там не проживает, то это тоже не сможет послужить основанием для освобождения от взыскания.
Электронная диагностическая карта
Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи, начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.
Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.
Они имеют право аннулировать диагностическую карту:
- если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
- если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.
Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.
В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:
- если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
- если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.
Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:
- если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
- если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.
Продление срока действия распространяется на ТС:
- легковые автомобили,
- мотоциклы,
- грузовые автомобили,
- автобусы.
Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.
Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.
Регресс по ОСАГО остается
ОСАГО без диагностической карты позволит водителям сохранить свое право на управление транспортным средством. Помимо этого нововведения позволят снизить нагрузку на базы техосмотра с целью стабилизации ситуации с ДК. В ходе тщательного изучения проблемы путем проведения совещаний с Минтрансом, Минфином и МВД было предложено решение об отвязке ТО от полиса обязательного страхования. В связи с этим в законе появились некоторые изменения, затрагивающие процесс оформления страховки.
Установленное законом требование сохраняет стимул для прохождения техосмотра. Отвязка полиса ОСАГО от диагностической карты, по мнению Бурдюгова, предоставляет водителям больше времени на прохождение технического осмотра в соответствии со всеми требованиями. Также Бурдюгов отметил, что ТО является обязательной процедурой для грузовиков массой более 3,5 т и автобусов. В случае несоблюдения правил установлен штраф в размере 800 рублей.