Помеха слева и помеха справа кто кому должен уступить дорогу

При перестроении

Правило помехи с правой стороны при перестроении автотранспортных средств действует в следующих случаях:

  • одновременная и параллельная перестройка;
  • попутность направления.

Предлагаем ознакомиться Правила проведения инструктажа по технике безопасности

Проще говоря, при перестроении на соседнюю полосу следует въезжать на нее, предварительно пропустив авто, движущееся по ней справа одновременно и рядом, иными словами, расположиться за уже едущей машиной, а не перед ней. При этом владелец пропускаемого транспорта также должен выполнять маневр.

Для большего понимания вопроса, как определить, когда стоит воспользоваться правилом, необходимо обозначить основные тезисы:

  • если гражданин не собирается перестраиваться, он не должен никому уступать;
  • если транспортное средство перестраивается вправо, но другие машины не совершают маневра, следует пропустить их все;
  • если автомобиль перестраивается влево и соседняя машина совершает аналогичные действия, владелец последней обязан уступить дорогу независимо от того, куда желает переместиться он;
  • при перестроении направо, с одновременным маневром соседнего средства передвижения, управляющий первым авто должен пропустить второе.

ВАЖНО! Прежде чем переместиться на левую полосу, следует дважды убедиться, что остальные водители намерены предоставить автомобилю возможность проезда перед собой. На видео о помехе справа

На видео о помехе справа

Правилом помехи справа допустимо руководствоваться при движении по равнозначным перекресткам, перестроении автотранспорта и в зонах, прилегающих к домам, магазинам, парковкам. Предписание гласит, что нужно уступить путь водителю, приближающемуся с правой стороны. При этом автовладельцам необходимо помнить, что действовать по такому принципу допустимо только на дорожных участках, не оснащенных регулирующими устройствами и знаками.

Дополнительная информация

Поскольку вариантов перестроения множество, имеет смысл перечислить наиболее распространенные.

Одной из ситуаций, когда действует правило помеха справа, является одновременное перестроение двух ТС. При этом, если они двигаются в попутном направлении, при совершении «параллельного» перестроения, авто, расположенное с левой стороны обязано уступить дорогу авто, двигающемуся справа от него. Если же автомобиль, едущий по правой полосе продолжает движение вперед, а перестраиваться собирается только левое авто, дорогу уступать ему никто не обязан.

Все вышеперечисленное может быть изложено в виде более простых для понимания тезисов:

  • водитель, движущийся по своей полосе и не планирующий совершение каких-либо маневров пропускать никого не обязан;
  • при перестроении направо дорогу требуется уступать всегда;
  • при перестроении влево, дорогу нужно уступить только тем водителям, которые также собираются совершать маневр.

Как правильно перестраиваться по полосам согласно пдд?

Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной. Буквально на днях наблюдал такую «картину маслом», при этом водители кинули машины посреди дороги, а разнимать их пришлось другим участникам движения.

Беда! А посему предлагаю срочно разобраться, как правильно выполнять перестроение по полосам по ПДД.

Освежим матчасть Для начала вспомним пункт 8 и 9 ПДД, в которых речь идет о начале движения, маневрировании и расположении ТС на дороге. Какие моменты нас особенно интересуют?

  • Начинаете перестроение? Уступите дорогу всем попуткам.
  • Другой водитель вместе с вами начинает перестроение? Если он справа, уступите дорогу ему.

Что делать в случае ДТП при перестроении?

Каждый водитель на дороге должен быть готов к непредвиденным ситуациям

Даже если его признают пострадавшим в ДТП, важно правильно оценить ситуацию и в случае аварии принять необходимые меры

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. В случае транспортного происшествия нужно выполнить несколько обязательных действий (п.2.5 ПДД):

В случае транспортного происшествия нужно выполнить несколько обязательных действий (п.2.5 ПДД):

  1. Включить аварийный световой сигнал и установить аварийный знак по правилам ПДД (это знак в виде треугольника). В черте города его необходимо устанавливать на 15 метров от транспортного средства. Вне населенного пункта это расстояние составляет 30 метров. Если ДТП при перестроении произошло за поворотом, то знак необходимо выставить перед ним, чтобы остальные участники движения могли вовремя среагировать.
  2. Водители и машины должны оставаться на месте ДТП до приезда инспекторов. Если автомобили мешают проезду, то в соответствии с п.2.6.1 ПДД, если пострадало только имущество, а ТС сильно мешают движению, то их необходимо убрать и расчистить дорогу. Но специалисты рекомендуют сначала проконсультироваться с дежурным инспектором ГИБДД. Иногда лучше получить штраф за неубранное транспортное средство с места аварии, чем стать ее виновником.
  3. Если необходимо очистить дорогу, следует при свидетелях письменно зафиксировать расположение предметов на аварийном участке. Также не помешает их сфотографировать или записать на видеокамеру, чтобы были доказательства при выяснении виновной стороны.
  4. При наличии пострадавших обязательно вызвать скорую помощь. Если нет специальных знаний, самостоятельно травмированных не передвигать и помощь им не оказывать, за исключением случаев реальной опасности (например, горит машина). Номер скорой помощи 113 или 03.
  5. Записать контактные данные всех свидетелей. Так прибывшему на место инспектору будет проще установить виновного в ДТП при перестроении — чем больше информации дадут очевидцы, тем лучше. Если вокруг есть жилые дома, а после аварии будет сложно установить виновного, то в течение нескольких дней можно обойти и опросить жильцов, чьи окна выходят на дорогу, может получиться выявить дополнительных свидетелей.
  6. Позвонить в ГИБДД. Сообщить время и место происшествия. Телефон полиции — 02. Это общий номер, по которому можно дозвониться и в ГИБДД.
  7. Если в аварии нет пострадавших, повреждения минимальны, разногласий по виновности сторон нет, а в ДТП при перестроении участвует только 2 ТС, то можно оформить Еропротокол, без вызова ГИБДД по ст. 11.1 ФЗ №40.

Особенности применения правила «помеха справа»

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

  1. Траектории движения автомобилей должны обязательно пересекаться. В этом случае автомобили не будут мешать друг другу и смогут спокойно разъехаться в правилах предусмотренных направлениях.
  2. Правило действует по отношению равнозначных участников. Ни один из участников спорной ситуации, который стремится обязательно проехать первым, не должен иметь определенного статусного преимущественного положения, равнозначного иным участникам движения. В этом случае нельзя использовать принцип правила правой руки в таких отношениях, как транспортное средство – пешеход, трамвай и обычный автомобиль. В этом случае пешеход и трамвай являются участником дорожного движения.
  3. Общая очередность проезда не оговаривается пунктами ПДД. Говоря иными словами, если планируется использовать именно это правило, не должно быть предусмотрено ПДД.

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

Нужно ли пропускать, если у перестраивающегося заканчивается полоса?

В этом случае возникает справедливый вопрос: что делать?  Наиболее безопасное решение — уступить автомобилю с заканчивающейся полосой.

О сужении дороги нам расскажет разметка трассы. Также же существует дополнительный информатор в виде дорожного знака.

Если разметки нет

Однозначности в этом случае искать не приходится. Среди водителей бытует такое мнение, что красный обязан уступить, поскольку у него имеется помеха справа.

При этом водители совершенно справедливо ссылаются на пункт 8.9 ПДД, когда на определенном участке дорога не оснащена какими-либо знаками и полосами разметки.

Судебная практика 2021 г. подобные выводы поддерживает. Стоит отметить, что любая спорная ситуация рассматривается с учетом всех параметров маневрирования. При этом, судью будет больше интересовать факт, кто мог в большей степени предотвратить опасность возникновения ДТП.

Что говорится в ПДД?

Правилам проезда перекрестков посвящен пункт 13 правил дорожного движения РФ. Там указаны требования к поворотам и разворотам на перекрестке. Правила перестроения (маневрирования) рассмотрены в пункте 8 ПДД.

ВАЖНО! Вне зависимости от того, куда поворачивает водитель, он обязан уступить дорогу пешеходам. Прежде чем разбираться в правилах перестроения, стоит вспомнить о том, каких видов бывают перекрестки

Прежде чем разбираться в правилах перестроения, стоит вспомнить о том, каких видов бывают перекрестки.

По конструкции:

  • Т-образный (то есть одна дорога примыкает к другой слева или справа);
  • круговой (несколько дорог соединяются в «кольцо»);
  • крестообразный (пересечение двух дорог на одном уровне);
  • многосторонний (перекресток, в котором соединяется множество дорог).

Все перекрестки делятся на регулируемые (со светофором или регулировщиком) и нерегулируемые (с равнозначными и неравнозначными дорогами).

Основные правила перестроения

Под перестроением подразумевается смена полосы для обгона, поворота или другого маневра.

ВАЖНО! Перестроение должно осуществляться с учетом дорожной разметки. Запретом на смену полосы является сплошная линия

За пересечение двойной сплошной лишают водительских прав.

Маневр не должен препятствовать движению других автомобилистов и пешеходов. Следует придерживаться этих заповедей правильного перестроения:

В первую очередь нужно обратить внимание на разделительную полосу. Если она сплошная (или двойная сплошная), то маневр запрещен.
Перед маневром необходимо включить поворотник.
Перестраиваясь, нужно пропустить все автомобили, которые движутся по своей полосе без маневрирования.
При обоюдном перестроении нужно уступать тем, кто перестраивается справа.
Чтобы избежать столкновения, нужно снижать скорость и рассчитывать расстояние до другой машины.
Обязательно учитывается скорость автомобиля, который движется по смежной полосе, чтобы встать на другую сторону и не допустить столкновения с машиной, которая окажется позади.

Кто кому должен уступить дорогу?

Пункт 8.4 устанавливает следующие правила выполнения перестроения: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

ВНИМАНИЕ: ПОМЕХА СПРАВА!

Все водители и даже некоторые пешеходы, слышали о том, что на дороге действует так называемое правило «помехи справа». Причем, каждый трактует это правило по-своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям, приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне неверно. Так что же такое на самом деле «помеха справа»?

Правило «помехи справа» применяется в двух ситуациях при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило «помехи справа» это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.

Кстати, такого понятия, как «помеха справа» в правилах дорожного движения вообще нет.

Одновременное перестроение

В про перестроение говорится следующее:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, врываться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило «помехи справа».

Обобщенные правила перестроения

На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:

1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.

2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.

3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.

Правила ПДД при перестроении

Когда водитель решает покинуть свою полосу важно не только,  куда он перестраивается, но и другие нюансы, в том числе скорость и соблюдение дистанции. Есть несколько правил ПДД, которые необходимо помнить при совершении манёвра перестроения:

Есть несколько правил ПДД, которые необходимо помнить при совершении манёвра перестроения:

  1. Водитель обязан предупредить о начале маневра с помощью поворотных сигналов. Если сигналы не работают или отсутствуют — знак подают рукой.
  2. При совершении маневра перестроения необходимо уступить дорогу движущемуся без изменения направления. Это касается автомобилей, которые двигаются по своей полосе и не осуществляют маневр.
  3. Если происходит одновременный переезд нескольких машин, то приоритет у ТС, которое справа.
  4. Если во время перестроения автобус отъезжает от остановки, то автомобили также обязанные его пропустить, общественный транспорт обладает  приоритетом.

Перестроение автомобиля в правый ряд.

Это наиболее простой вариант перестроения, который четко оговорен в п. 8.4 ПДД. Водитель обязан включить поворотник и пропустить все ТС, которые движутся справа по своей полосе. Только потом автомобилю разрешено завершить маневр. Преимущество перед автомобилем левого ряда при маневре имеют все транспортные средства.

Перестроение с правого ряда в левый.

В данной ситуации все сложнее. Если водитель перестраивается с правого ряда в левый, он обязан уступить дорогу тем, кто движется по своей полосе и не меняет направления.

Если одновременно маневр осуществляет автомобиль из левой на правую полосу, то он обязан уступить. Приоритетом в таком случае пользуется авто перестраивающееся в левый ряд.

Движение по полосам на перекрестке

Пересечение путей разных направлений – один их самых сложных участков. В ПДД движение по полосам на перекрестке тоже регламентировано:

В отсутствие символов 5.15.1, 5.15.2 и соответствующей разметки нужно занять крайне правое положение, если необходимо повернуть в ту же сторону. При намерении уехать влево, тоже следует встать в соответствующий ряд. Тем, кто будет двигаться прямо, разрешается переехать на любую полосу.

  • Если есть знаки 5.15.1 или 5.15.2, нет разметки 1.8, нужно ориентироваться по символам. Полосу выбирают по тому, в какую сторону от перекрестка необходимо направиться.
  • При наличии разделителя 1.8 тоже просто найти свой ряд. Стрелки показывают разрешенное на каждом направление. Та, что позволяет свернуть влево, не препятствует и развороту.

Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Иногда разметка и дорожное обозначение, установленные на одном перекрестке, требуют выполнения противоречащих условий. Здесь на первую не стоит обращать внимания. Автомобилистам следует выполнять предписания знаков.

Что делать на перекрестке

Иногда бывают ситуации, когда на перекрестке водители могут опираться на правило правой руки.

Бывают моменты, когда разъехаться непросто. Чаще всего спорные ситуации возникают на перекрестке с равноправным движением, на котором не установлено никаких знаков, а водители, движущиеся навстречу друг другу по прямой, собираются повернуть направо и налево, т. е. в одном направлении. Вроде бы в данном случае никто никому не мешает, но при повороте одно транспортное средство будет мешать другому. Чтобы не возникло ДТП, следует опираться на правило правой руки. Тот водитель, которому создается помеха справа при повороте встречного транспорта, должен уступить.

Видео по теме — ниже.

Правило правой руки – это общепризнанный метод решить спорные вопросы при движении. Если нет знаков приоритета, светофора или регулировщика, то проезд регулируется этим правилом, кроме выезда со двора, парковки, места остановки и стоянки.

Движение на перекрестке

При значительной загруженности пересекающихся двух дорог одно неверное движение водителя может стоить, как минимум, повреждения автомобиля, максимум – жизни всех участников в ДТП. Именно для исключения таких последствий на законодательном уровне установлены правила поведения всех участников движения. Данной тематике посвящено довольно много занятий в автошколах. Помимо этого, правительство довольно часто вносит много поправок в некоторые постановления или законодательные акты.

Все это дает возможность не только снизить на перекрестках аварийную обстановку, но и, естественно, сохранить жизнь довольно многим людям. Начало этого участка дороги определяет специальный дорожный знак «Перекресток»

Подразумевается, что водитель автомобиля должен дополнительно сосредоточиться, обратить особое внимание на предшествующие знаки и обозначения, с учетом которых определяется предстоящая траектория передвижения на перекрестке

Организация правил движения на перекрестках является делом специальных служб, которые, учитывая ПДД, устанавливают необходимые светофоры и знаки приоритета. Нужно заметить, что до перекрестка действие дорожных знаков остается действительным лишь в тех случаях, когда это знак ограничения скоростного движения, знак, который запрещает остановку либо же знаки, определяющие зону для парковки или иные знаки, имеющие конец или начало участка действия.

Кроме того, нужно знать, что согласно ПДД на перекрестке строго запрещается передвижение задним ходом, так как это создаст множество помех остальным участникам движения. Помимо этого, нужно помнить, что передвижение на перекрестках происходит в разных направлениях: путь прямо, поворот налево, направо и так далее, которые разрешены правилами. Поэтому по сторонам смотреть будет абсолютно не лишним, даже когда вашему потоку движения на светофоре указывает зеленый свет, или вы едете по главной дороге. Зачастую из-за наличия многих направлений начинающий водители путаются и едут совершенно не по правилам.

Нерегулируемые и регулируемые перекрестки

Нужно упомянуть о двух абсолютно различных видах дорожных пересечений, определяющие ПДД, перекрестки могут быть нерегулируемые и регулируемые. К последним относятся участки дорог, оборудованные светофорами, либо на них все время находится регулировщик. С учетом современной обстановки, последний способ регулирования перекрестка намного популярней, но и первый вариант также в сложных случаях имеет место быть. В тех спорных ситуациях, если отсутствует регулировщик или светофор отключен, то маневрирование или передвижение необходимо совершать, с учетом знаков приоритета, которые находятся на каждом пересечении дороги.

Регулируемые и другие участки, согласно ПДД

Рассмотрим, каким образом определяют правила движения на перекрестке с наличием каких-то вариантов регулировки. Когда речь заходит о перекрестке, на котором находится пешеходный переход, то водитель в любой ситуации (даже когда горит разрешающий передвижение сигнал светофора) должен уступить дорогу велосипедисту или пешеходу. Помимо этого, когда водитель, собирающийся произвести разворот, поворот направо, налево видит, что обязан уступить дорогу тем водителям, у которых основное преимущество «главной дороги», то при наличии светофора или стоп-линии вашему транспортному средству необходимо принять положение таким образом, чтобы остальным водителям было удобно производить перемещение.

Кроме того, правила движения определяют проезд перекрестков, если они имеют большую загрузку: владелец транспорта не должен производить маневр в случае, когда есть шанс остановиться на середине пути, так как вы, таким образом, создаете помеху для передвижения конкурирующему потоку. В таких, неотвратимых ситуациях, если водитель уже начал производить на перекрестном участке дороги маневр поворота налево, то он должен завершить это движение во что бы то ни стало, даже когда сигнал светофора у него уже поменялся на запрещающий. Данная мера необходима для того, чтобы вы небыли помехой для потока, предстоящему тронуться с места.

Правило правой руки и сложные ситуации ПДД

Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских условиях часто встречаются пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств. Для безопасного преодоления некоторых из них следует учитывать помехи справа.

На равнозначном перекрестке

При проезде пересечения равноценных дорог водитель обязан пропустить автомобиль, который находится справа. Это прописано пунктом 13.11 ПДД. Данное положение распространяется только на перекрестки, где отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, которые устанавливают очередность проезда.

Другими словами, правило правой руки действует по отношению к нерегулируемым перекресткам.

Такой тип перекрестка можно определить в следующих случаях:

  • при наличии дорожного знака «пересечение равнозначных дорог»;
  • стоящего на обочине указателя, который обозначает окончание главной дороги;
  • когда нет каких-либо знаков приоритета.

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. Если здесь присутствуют указатели, знаки, нанесена соответствующая разметка, то нужно при движении ориентироваться на них.

На повороте налево

Помеха справа абсолютно никак не соотносится с поворотом налево или разворотом.

Даже водители встречных трамваев должны руководствоваться этим принципом. Таким образом, правила дорожного движения для таких маневров не предусматривают использование понятия «помеха справа».

При перестроении

Во время движения по дороге с несколькими полосами автомобиль может менять их

При выполнении перестроения важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше придерживаться правил дорожного движения

При простом перестроении водитель должен пропускать абсолютно все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении по определенной полосе без изменения направления.

«Правило правой руки» начинает действовать при одновременном изменении полосы движения двумя автомобилями. Здесь следует пропускать транспортное средство, которое находится справа. При этом не имеет значения, находятся ли авто на одном уровне или одно впереди другого.

Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен обязательно убедиться в том, что он не создает препятствий и помех для движения другого транспорта

Для предупреждения других нужно обязательно использовать указатели поворота.

Левый автомобиль не может перестраиваться, если это заставит другого водителя резко тормозить или менять направление движения.

В каких случаях «помеха справа» не работает?

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2020 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу. Это может быть сложившаяся спорная ситуация между авто и пешеходом, а также ситуация с безрельсовыми транспортными средствами и трамваями.
  2. Неравнозначность приоритетных положений участников, урегулированная дорожными знаками, светофором и регулировщиками.

Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах. Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.

Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию. Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.

Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.

Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает». Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.