Разворот на равнозначном перекрестке

Оглавление

Правила разворота на перекрестке

Существуют общие правила выполнения разворота на перекрестке, которые должны выполняться вне зависимости от особенностей этого участка:

  • не перемещаться за его границы;
  • избегать выезда на встречный ряд;
  • завершить действие на своей полосе;
  • не переезжать через непрерывную разметку;
  • уступать машинам с других направлений, если они имеют приоритет в проезде.

Разворот по ближней траектории Для осуществления маневра недостаточно только лишь придерживаться перечисленных требований, ведь каждый участок пересечения путей может иметь особенности:

на Т-образном обязательно обращать внимание на знаки приоритета, так как почти всегда там сходятся главная и второстепенная дороги;
если он со светофором, важно контролировать сигналы устройства, а не только машины с других направлений;
на нерегулируемом требуется сначала определить, равнозначны ли дороги, и если нет, найти главную и второстепенную;
на регулируемом при наличии у светофора дополнительной секции надо уступить авто, движущимся в перпендикулярном направлении под ее разрешающий сигнал.

Правильно выполнить маневр удастся лишь при верной оценке площади разворота, которую можно занять, не выезжая за пределы перекрестка. В каждом случае важен выбор траектории следования. Для узкого участка или большой машины предпочтительнее дальняя. Если он достаточно просторный, на нем не ведется ремонт, нет загораживающего проезд объекта, можно выбрать ближнюю траекторию.

Рекомендуем прочитать о ДТП при развороте. Вы узнаете о правилах разворота на перекрестке, ДТП на перекрестке, ответственности водителей. А здесь подробнее о правилах кругового движения.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать

Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения

Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).

Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

На каких перекрестках запрещен разворот?

Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» .

Если знак 3.19 устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» или знак 4.1.2 «Движение направо» , а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» .

Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

  • На «зебре» (пешеходном переходе).
  • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
  • В тоннелях.
  • На остановках общественного транспорта.
  • В случаях ограниченной видимости — менее 100 метров одной из сторон движения.

Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

Главная уходит вправо

Сравнительно недавно проходил онлайн тест по ПДД, когда было совсем скучно, и наткнулся на один из вопросов, связанный как раз с главной дорогой, уходящей в правую сторону.

Делюсь некоторыми наблюдениями и советами, основанными на действующих ПДД.


Опорное колесо для прицепа: варианты конструкций, удобство эксплуатации

Рубрика: Легковые прицепы

  • Если ваш маневр предусматривает поворот в правую сторону, вы можете ехать первым. Это единственный случай, когда никому не нужно уступать;
  • Двигаясь по прямой, обязательно смотрите вправо. Если там есть ТС, пропускайте его обязательно;
  • При движении влево, уступайте авто с правой стороны, которые едут по прямой или осуществляют левый поворот;
  • Двигаться дальше, когда машина справа сама поворачивает направо (от себя) можно только после того, как вы окончательно убедились в его намерениях;
  • Делая разворот, действуйте по аналогичной схеме, как и в случае поворота влево.

Учтите, что включенный поворотник еще не означает, что водитель собирается повернуть. Многие попросту забывают его отключить или включают случайно.

В чем суть вопроса

А вопрос заключается в развороте на автомобильной дороге вне перекрестка, где имеется сразу 4 полосы движения.

Если быть конкретнее, то ситуация выглядит следующим образом. Есть автодорога. На ней 4 полосы движения. То есть по 2 полосы в каждую сторону. Разворачиваясь с левой полосы, автомобилю придется заехать на обочину. То есть выполняется разворот с обочины. Выезжать на обочину разрешается только при условии, что выполняется остановка.

Если опираться на правила, то выполнить разворот с правой полосы, то есть обочины, можно. Но подобный маневр кажется более опасным. Водитель не наблюдает, чтобы другие легковые машины также разворачивались с правой полосы в подобной ситуации.

Отсюда закономерный вопрос. Можно ли выполнить разворот от обочины с левой полосы, заехав на нее при этом.

Получается, что при развороте машина заезжает на обочину, расположенную с левой стороны по ходу движения. Потенциально это можно трактовать как движение по обочине. А в пункте 9.9 действующих правил четко сказано, что это является правонарушением.

Общие рекомендации

Разворачиваться по всем правилам дорожного движения не так сложно. Каждый новичок с появлением достаточного опыта учится легко выполнять любые маневры. Однако всегда нужно следовать простым рекомендациям, которые помогут избежать неприятностей и штрафов.

О правилах выполнения разворота вы узнаете из следующего видео:

Общие рекомендации:

выбирая место для разворота, следует обращать внимание на присутствие запрещающих знаков и линию разметки;
при выполнении маневра нужно внимательно следить за всеми участниками дорожного движения;
нельзя забывать о включении поворотников, расчете траектории будущего перемещения и других правилах выполнения разворота;
стоять перед перекрестком можно только с прямыми колесами, выворачивать руль нужно непосредственно при начале движения;
разворачиваться лучше по широкой траектории, т. к

это позволит избежать штрафа за выезд на встречную полосу при неаккуратном маневре.

Осторожность при выполнении маневров очень важна. Особенно для новичков, ранее не разворачивающихся на перекрестках

Следование простым рекомендациям снизит риск возникновения аварийной ситуации и обеспечит спокойное правильное маневрирование.

Как правильно делать развороты на экзамене

Правильно делать развороты на экзамене нужно, учитывая ситуацию:

  • Если дорога имеет одну полосу для каждого направления, можно начать маневр от обочины вне перекрестка. Во всех остальных случаях обязательно занимать крайнее левое положение.
  • На перекрестке лучше выбрать траекторию, как для поворота, то есть большой полукруг. Малый экзаменаторами не приветствуется, может быть расценен, как выезд на «встречку».
  • Нельзя задевать разметку пешеходного перехода. Это тоже ошибка.
  • Нельзя при смене направления следования выезжать за границы перекрестка. Ведь таким образом машина оказывается на встречной полосе.
  • Обязательно следить за дорогой с помощью зеркал. Водитель должен контролировать все направления.
  • Перед началом маневра обязательно зажигать левый поворотник. Выключить его можно, когда ТС окажется на полосе, на которую стремилось попасть.

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то еще, например в выборе каких-то устройств или получении каких-то услуг) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Разворот вне перекрестка

Иногда, водителю нужно сделать разворот как можно быстрее, и у него нет времени на то, чтобы доехать до ближайшего перекрестка. В этом случае, можно сделать разворот вне его.

При этом также стоит основываться на несколько правил:

  • Движение можно осуществлять абсолютно с любой части дороги, но, предпочтительнее всего выбирать левую крайнюю полосу;
  • Далее, следует сосредоточиться на встречном и попутном движении, нужно пропустить весь движущийся транспорт;
  • Если помех не обнаружено, то можно приступить к совершению данного маневра. Следует включить соответствующий сигнал поворота и заехать на необходимую полосу. Затем, останется выровнять колеса и продолжить свое движение.

Стоит заметить, что делать разворот вне перекрестка намного легче, безопаснее и удобнее, если вблизи есть прилегающая территория. С неё гораздо лучше можно оценить ситуацию. Если есть возможность, то следует доехать до этого участка.

Особенности разворота на трамвайных путях

Нюансы, с которыми следует ознакомиться возникают при маневрах на и вне перекрестков и при поворотах налево с пересечением путей для трамвая.

На перекрестке

Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения возможен, когда дорога, по которой подъезжают к перекрестку, разделяется трамвайными рельсами вровень с ней. Соблюдая п.п. 8.5, 9.6 допускается разворачиваться с выездом на пути, но при этом должны отсутствовать помехи для иных ТС, и надо соблюдать знаки (5.15.1, 5.15.2) а также разметку, если они есть.

Кто кому должен уступать регламентировано п. 13.6, а именно: трамваю всегда предоставляется преимущество, если светофор допускает одновременное движение этих ТС. Водители рекомендуют пропускать его всегда и даже при грубом нарушении им правил и это логично, поскольку от столкновения с этим ТС больше пострадает машина или пассажиры.

Из указанного правила есть исключение: если автомобиль двигается согласно стрелке, активированной в дополнительной секции вместе с красным/желтым сигналом, машинам, двигающимся с иных направлений, дорогу уступает трамвай.

Вне перекрестка

Разворачиваться можно и вне перекрестка. При этом допускается осуществление маневров от правого края дороги, с обочины по правую сторону, если не хватает места, чтобы сделать это из крайнего левого ряда, как обычно. Во время этого попутному и встречному транспорту должна уступаться дорога.

Правильные действия при разворачивании не на перекрестках поэтапно:

  • убедиться, что рельсы находятся по левую сторону и вровень с дорогой, а также, что нет ограничительных знаков с разметкой;
  • попутному рельсовому транспорту, если такой двигается, нужно уступить;
  • совершить перестраивание на рельсы с попутным движением;
  • уступать всему встречному транспорту и подождать пока он проедет;
  • задействовать поворотник и, внимательно проверив, нет ли трамваев, развернуться.

Типичные ошибки такие:

  • маневрировать начинают с проезжей части, а нужно сначала перестроиться на пути и с них разворачиваться. За это законом не предусмотрены санкции, но такой вариант движения более предрасположен к возникновению аварийных ситуаций – возможно столкновение с машиной, уже находящейся на путях;
  • неполный выезд на рельсы провоцирует аварийную обстановку;
  • поворот с рельсов, на которых движение встречное (п. 9.6);
  • машина едет перпендикулярно по отношению к рельсам с движением навстречу. В этом случае штраф могут выписать за выезд на «встречку»;
  • маневрирование происходит слева по отношению к предполагаемому движению припаркованного авто. Разворот нужно начинать, когда капоты будут расположены на одной линии. Это уменьшит риск аварий.

Налево

При развороте, когда автомобиль поворачивает налево, пересекая трамвайные пути, придерживаются тех же правил, что указаны выше для маневров вне перекрестка. Это стандартная ситуация. Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения делается по п. 8.5: при этом нужно обязательно перестроится на попутные пути из крайней (примыкающей) полосы слева. Такой поворот может быть указан разметкой 1.18 («движение по полосам»).

Выше описанным способом можно свернуть налево с пересечением путей или съехать с них на прилегающий участок или дворовую территорию.

Водитель при этом должен действовать по такому алгоритму:

  • начиная маневрировать, уточнить, есть ли знаки 5.15.1 – 2, разметка 1.18;
  • убедиться, что отсутствуют помехи в виде попутного транспорта, включая рельсовые ТС;
  • задействовать поворот;
  • уменьшить скорость, осуществить перестраивание на попутную часть путей;
  • повернуть налево, учитывая правила преимущественного проезда (п.п. 13.4, 13.12). В равных условиях встречные ТС пропускают.

Где разрешено выполнять?

Многие водители новички в первое время движения по городу не всегда сразу ориентируются, как правильно разворачиваться и где это можно делать.

Если отсутствуют воспрещающие знаки, то выполнять маневр можно:

  • на пересечениях дорог,
  • на дороге, которая размечена прерывистой линией,
  • на территориях, имеющих обзор более 100 м в каждую сторону.

Правила разворота на перекрестке

Выполняя такие маневры, необходимо соблюдать осторожность и не торопиться. Поскольку излишняя спешка часто является причиной дорожных происшествий

Если развилка не имеет разделительной полосы, разворачивающийся автомобиль может двигаться как по ближней, так и по дальней траектории. Но производить данные манипуляции разрешено лишь в пределах перекрестка, выезжать за линию, где пересекаются проезжие полосы, нельзя.

При наличии же линии разметки, занимать требуется крайнее левое положение.

В любом случае, нужно соблюдать правильную траекторию движения:

  • не выезжать за пределы развилки,
  • не выезжать  на встречное направление,
  • не пересекать двойную сплошную.

Когда на пересечении есть разделяющая полоса, то автомобиль должен двигаться только по дальней полосе. Предварительно пропускаются все транспортные средства, имеющие преимущество в движении.

Как правильно делать развороты на Т-образном перекрестке?

На таких дорогах можно выполнять пируэты практически любым транспортным средствам, кроме тех, которые будут иметь слишком большую траекторию разворота. Это связано с тем, что двигаться задним ходом в таких местах не разрешается, да и выполнять маневр в несколько заходов, также нельзя. Поэтому, таким ТС лучше выбирать более безопасные участки дороги, чтобы совершить манипуляцию.

Необходимо быть особенно внимательным, чтобы сделать разворот правильно, соблюдать все установленные знаки и преимущества главной дороги.

Правила выполнения разворота на регулируемом перекрестке

Поскольку пропускать транспортные средства необходимо будет только со встречным направлением, а автотранспорт с обеих сторон, чтобы начать движение будет ждать разрешающего сигнала светофора. Выполняющий пируэт автомобиль, должен четко соблюдать траекторию передвижения по полосам. Помимо этого, повороты могут выполняться лишь на тех пересечениях, где отсутствуют запрещающие это знаки.

Но стоит помнить тот факт, что знак, запрещающий выполнять поворот налево, вовсе не запрещает разворачиваться на данной территории.

Развернуться вне перекрестка

Когда возникает необходимость совершить на дороге разворачивание, не всегда, обязательно нужно ехать именно до перекрестка.

Чтобы понимать, как правильно выполнить разворот, необходимо соблюдать основные правила:

  1. маневр можно начинать выполнять с любого положения, предпочтительнее крайнее левое,
  2. уступить дорогу всем транспортным средствам попутного и встречного направления,
  3. заехать можно на любую из полос, но удобнее на крайнюю левую.

Гораздо проще совершить такой маневр с прилегающей территории справа, поскольку с нее открывается лучшая видимость во все направления, и заезжать на нее лучше задом. И в этом случае не придется производить движение задним ходом по главной дороге. 

Территория влияния 3.19

Область действия знака «Разворот запрещен» ограничивается перекрестком, на котором он установлен. Действие не допускается правилами на всей площади. За пределами этой территории оно возможно.

Символ 3.19 ставят и в конце перекрестка, и далеко от него. Тогда площадь влияния увеличивается. И продолжается она до другого пересечения дорог, ближайшего к табличке. На всем пространстве от 3.19 до следующего перекрестка разворачиваться нельзя.

Если рядом имеется табличка 8.1.1, нужно обратить внимание на нее. Там указывается расстояние, на протяжении которого нельзя осуществлять маневр

Штраф за нарушение правил разворота

Если вы развернулись, нарушив правила, и это было замечено сотрудником ГИБДД или зафиксировано камерой, то будьте готовы заплатить штраф.

Основные нарушения выглядят следующим образом:

некоторые водители так торопятся, что забывают сообщать другим участникам дорожного движения о своих действиях и не включают поворотники. Если вы страдаете забывчивостью, то вас может ждать штраф в размере 500 рублей;

  • если вы развернулись, проигнорировав разметку или дорожные знаки, запрещающие этот маневр, то наказание составит от 1000 до 1500 рублей;
  • движение с использованием заднего хода в местах, где оно недопустимо (например, на перекрестке), грозит штрафом в 500 рублей;
  • если вы развернулись из правой полосы, то при обнаружении данного факта вы расстанетесь с 500 рублями.

Таким образом, ПДД довольно четко и ясно информируют водителей, как и где можно разворачиваться. Наказания за невыполнение требований, касающихся разворота, достаточно демократичны, но не стоит думать, что легче заплатить штраф, чем проехать лишний километр и развернуться там, где это разрешают знаки. Игнорируя правила, вы можете стать виновником или участником ДТП.

Выбор положения на проезжей части перед перекрестком

Во второй статье серии речь уже шла о том, как занять правильное положение на проезжей части при подъезде к перекрестку. Для перекрестков с трамвайными путями основные принципы сохраняются. Однако есть и небольшие исключения.

Если в центре проезжей части, по которой Вы подъезжаете к перекрестку, расположены трамвайные пути, причем они находятся на одном уровне с проезжей частью, то в некоторых случаях можно заехать на эти пути. Больше того, иногда водитель обязан въезжать на перекресток именно по трамвайным путям.

Рассмотрим пункты 8.5 и 9.6 правил дорожного движения:

Поворот налево или разворот

Если в центре проезжей части, на одном уровне с ней расположены трамвайные пути, то водитель обязан выполнять поворот налево и разворот именно с путей попутного направления. На рисунке выше синий автомобиль занял положение для поворота налево.

Тем не менее, в некоторых случаях выезжать на пути не следует. Речь идет о наличии на дороге знаков 5.15.1 или 5.15.2:

Если хотя бы один из указанных знаков расположен хотя бы над одной из полос движения, то въезжать на трамвайные пути попутного направления запрещается.

Если же знаков над дорогой нет, то следует выполнять поворот налево или разворот с трамвайных путей. Поворот налево не с трамвайных путей, а из соседней полосы будет являться нарушением правил дорожного движения.

Движение прямо

При наличии слева на одном уровне с проезжей частью трамвайных путей попутного направления можно воспользоваться ими и для движения прямо. Однако сделать это можно только тогда, когда все остальные полосы движения заняты. Кроме того, перед перекрестком не должны быть установлены знаки 5.15.1 и 5.15.2. На рисунке выше синий, белый и оранжевый автомобили могут на следующем перекрестке проехать прямо.

Из этого можно сделать следующий вывод. Если Вы куда-то спешите, а водитель почти все время куда-то спешит, то для проезда перекрестка можно смело воспользоваться трамвайными путями попутного направления, и это не будет нарушением правил дорожного движения (при выполнении условий предыдущего абзаца).

Однако не следует забывать, что водители, не знающие деталей ПДД, могут не ожидать такого маневра. Соответственно при проезде прямо по путям следите за машинами, находящимися справа от Вас. Они неожиданно могут начать поворачивать налево или разворачиваться.

Поворот направо

Поворот направо не может осуществляться с трамвайных путей попутного направления. Для его выполнения необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части. На рисунке выше повернуть направо может оранжевая машина.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать

Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения

Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).


Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

На каких перекрестках запрещен разворот?

Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» .

Если знак 3.19 устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» или знак 4.1.2 «Движение направо» , а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» .

Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

  • На «зебре» (пешеходном переходе).
  • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
  • В тоннелях.
  • На остановках общественного транспорта.
  • В случаях видимости менее 100 метров одной из сторон движения.

Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Оптимальная траектория разворота

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

Рис. 7. Схема разворота перекрестке

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на встречку.

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно, расскажем в конце данной статьи.

Размеры штрафа

Рассмотрим все нарушения, связанные с железнодорожным переездом.

При пересечении железнодорожных путей запрещён проезд на переезде в случае закрытого или закрывающегося шлагбаума, наличия запрещающего звукового сигнала, цветового и попеременно мигающего сигнала светофора или запрещающих действий сотрудника железной дороги.

Под это нарушение попадает остановка, стоянка на железнодорожных путях и карается административной ответственностью в виде штрафа, который составляет 500 рублей или лишением права на управление транспортным средством на период от 3 до 6 месяцев (согласно с Федеральным законом от 29 апреля 2006 года за номером 57, от 22 июня 2007 года за номером 116).

При нарушении правила проезда железнодорожных путей, в том числе и разворот на переезде, исключая вышеперечисленные случаи (ПДД 8.11 пункт 1), предусматривается ответственность в виде наложения штрафа 100 рублей (согласно с Федеральным законом от 29 апреля 2006 года за номером 57 и от 22 июня 2007 года за номером 116).

При повторном правонарушении может быть наложена ответственность в виде лишения права на управление транспортным средством на срок до 1 года (часть 3 федерального закона от 24 июля 2007 года за номером 210).

А также следует обратить внимание на сопутствующие дорожные знаки и разметку. Например, при наличии двойной сплошной разметки на дорожном полотне, разворот на этом участке дороге категорически запрещён

Однако, это нарушение не будет относиться к ответственности, связанной с железнодорожным переездом. Такое нарушение считается общим, связанное только с разметкой.

Запрещающие и разрешающие знаки

Безусловно, знание ПДД значительно облегчит жизнь водителям, так как, запомнив соответствующие знаки, вы будете хорошо ориентироваться в ситуации и быстро принимать решения о возможности или невозможности разворота.

Какие знаки разрешают разворот?

Что не запрещено ПДД, автоматически считается разрешенным, поэтому рассмотрим знаки, которые не делают разворот невозможным, но чаще всего вызывают у водителей сложности.

Предписывающие знаки говорят водителям, в каком направлении следует ехать, причем надо знать: если возможен поворот налево, то и развернуться вы имеете полное право, главное, ехать по крайней левой полосе (Рисунок 1).

Рисунок 1

Первые два знака указывают направление движения по полосам – можно развернуться, так как поворот налево разрешен. Второй и третий знаки определяют конкретное место или зону для выполнения разворота (Рисунок 2).

Рисунок 2

Самый сложный для автолюбителей случай – знаки запрещают поворот налево. Можно ли развернуться? Да, движение в обратном направлении допустимо (Рисунок 3).

Рисунок 3

Важно: руководствоваться необходимо теми знаками, которые установлены непосредственно перед пересечением дорог

Какие знаки запрещают разворот?

Если вы при движении по дороге увидели представленные ниже дорожные знаки или разметку, то помните, что разворачиваться в их зоне действия недопустимо.

Определяют, что в данном месте пешеходы переходят дорогу (Рисунок 4).

Рисунок 4

Указывает на въезд в тоннель (Рисунок 5).

Рисунок 5

Обозначают границы ж/д переездов (Рисунок 6).

Рисунок 6

Предупреждают о плохой видимости дорожного полотна (Рисунок 7).

Рисунок 7

Информируют о наличии остановки общественного транспорта (Рисунок 8).

Рисунок 8

Запрещают разворот, указывают направление движения (Рисунок 9).

Рисунок 9

Двойная или одинарная сплошная линия (Рисунок 10).

Рисунок 10

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки  ), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Случаи, когда маневр разрешен

Прежде чем описывать правила, необходимо выяснить, что считается разворотом. Кроме знакомых всем маневров, в это понятие входит и когда в его процессе пересекаются пути для трамваев, чтобы поменять направление движения. Осуществляться это может по-разному, в зависимости от того, где двигается машина – на перекрестке или не в его зоне.

Разворот на трамвайных путях допускается, но его надо осуществить согласно следующим правилам:

  • п. 8.5: поворачивая или разворачиваясь нужно занимать крайнее место на дороге с попутным движением, (исключение: круговые перекрестки). Попутные пути могут оказаться справа, тогда, если они на одном уровне с дорогой, маневры делаются с них, кроме, когда знаками предусмотрен другой вариант действий. При всех вариантах езды должны отсутствовать помехи для трамвая;
  • п. 8.8: поворачивая налево или делая разворот не на перекрестке, водитель обязан уступить встречным ТС и попутному трамваю;
  • п. 9.6: допускается попутная езда по рельсам, находящимся слева, когда все попутные части дороги заняты, а также при объездных маневрах, сворачивании налево и во время разворотов по п.8.5. Если знаками 5.15.1 – 2 предусмотрен иной порядок действий, то нужно выполнять их, иные маневры запрещены.

Есть мнение, что при разворотах «встречки» не может быть, поскольку это полноценный маневр, меняющий направление ТС. По этой причине вменять это нарушение можно, только если оно было до того, как автомобиль начал разворачиваться или после, но никак не в процессе маневра. Согласно такой позиции выезд на рельсы со встречным движением запрещен, кроме разворота, и к водителю не должно быть никаких претензий.

При указанной позиции все зависит от того сможет ли доказать ее водитель работникам ГАИ, иначе – внушительный штраф.

Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)

Если нет возможности развернуться в “один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение “заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).

Ссылки на полезные материалы:

Опубликовано 17.2.2016, версия 1.2 от 20.07.2018