Нужны ли права на скутер в 2021 году в россии?

Регламент экзамена в ГИБДД по категории «А»

После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.

Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.

Теория

Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.

На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.

Практический экзамен

Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.

В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.

В программу входит:

  • Упражнения на маневрирование:
    • Езда восьмёркой
    • Змейкой
    • В ограниченном коридоре
  • Въезд на парковку и выезд с неё
  • Остановка с посадкой и высадкой пассажиров.

При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.

Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.

Стоимость прохождения обучения

Первым общим критерием для всех категорий будет категория годности по состоянию здоровья. Для получения разрешения управлять любым транспортным средством необходимо пройти медицинское обследование. В зависимости от категории, будут меняться врачи и устанавливаемые требования. Средняя стоимость прохождения обследования и получения справки – от 2 до 3 тысяч рублей в зависимости от региона и категории.

При поступлении в автошколу практически всегда требуют фотографии для личного дела. Сделать 4 фотографии от 100 и выше рублей. Также потребуется закупиться учебной литературой, без которой полноценный учебный процесс невозможен – 1000 рублей. В некоторых школах все книги выдают либо навсегда, либо в пользование. Однако в связи с постоянными изменениями, эти материалы могут быть устаревшими.

Средняя стоимость для каждой категории:
  • самое дешевое – это получение прав категории А. Средняя стоимость обучения составляет от 20 до 25 тысяч рублей;
  • права категории В обойдутся немногим дороже – от 25 до 30 тысяч рублей. Стоить помнить, что обучение на автомате всегда дешевле на несколько тысяч;
  • обучиться категории С можно примерно за 40 тысяч с нуля, либо за 20 при наличии категории В;
  • права категории Е являются дополнительными и позволяют управлять автомобилями с прицепом. Для получения этой категории необходима уже полученная другая. Средняя стоимость составит от 15 до 20 тысяч рублей;
  • обучение категории Д требуют наличие другой категории. В зависимости от имеющейся квалификации, услуги обойдутся в 25 – 30 тысяч рублей.

Помимо стоимости также варьируются и сроки прохождения обучения.

Нельзя забывать о сдаче экзаменов. На сегодняшний день государственная пошлина за экзамен в ГИБДД не предусмотрена, но автошколы могут просить деньги за предоставление своих услуг. В большинстве случаев первая попытка уже входит в обучение, однако все последующие придется платить самостоятельно. В их стоимость входит: предоставляемый автомобиль, время инструктора, расходные материалы.

Некоторые ученики могут брать дополнительные занятия. В зависимости от категории один час вождения обойдется от 500 до 2 тысяч рублей. Количество таких занятий не ограничивается и зависит только от желания.

Таким образом, закон не предусматривает конкретные цены на обучение. Каждая автошкола вправе самостоятельно их устанавливать. Сегодня большое количество школ на рынке, поэтому каждый может подобрать наиболее подходящий вариант.

Права на мопед

Мопеды и мотоциклы были очень популярны в Советском Союзе. В годы перестройки их популярность снизилась, но сейчас они снова очень востребованы. Особенно среди подростков, так как до совершеннолетия другие транспортные средства им попросту недоступны. Но нужны ли права на мопед?

Правила дорожного движения с 2014 года определяют мопед как механическое транспортное средство и обязывают получать права категории М для его вождения. Также для управления этим транспортом пригодны права любой другой открытой категории. За вождение мопеда без прав ПДД предусматривают административную ответственность водителя в виде штрафа, размер которого варьируется от 5 до 15 тысяч рублей.

Кто может получить права категории М

Не меньше, чем предыдущий вопрос, волнует подростков и другой: со скольки лет можно ездить на мопеде и получить права?

Согласно закону, водительское удостоверение на право вождения мопеда могут получить лица, достигшие 16-летнего возраста, здоровье которых соответствует определенным медицинским требованиям. Это значит, что перед прохождением обучения в автошколе нужно пройти медицинскую комиссию и получить от врачей освидетельствование.

Кандидат на права не должен иметь ограничений и противопоказаний для вождения этого ТС. Так, к заболеваниям, при наличии которых запрещается управлять любым транспортом, относятся:

  • шизофрения;
  • психические заболевания, связанные с применением психотропных медикаментов;
  • слепота;
  • эпилепсия и др.

К медицинским ограничениям для вождения мопеда относятся:

  • зрение ниже 0,6 на лучшем и ниже 0,2 на худшем глазу;
  • слепота на один глаз со зрением ниже 0,8 на зрячем глазу;
  • месяц после операции на глазах;
  • хронические заболевания оболочки глаза и некоторые другие, связанные с нарушением зрения;
  • отсутствие одной из конечностей, кисти или стопы;
  • отсутствие фаланг или пальцев, неподвижность в межфаланговом пространстве;
  • существенная разница в длине конечностей (если одна конечность короче другой на 6 см и более);
  • заболевания с нарушением вестибулярных функций.

Как и где получить права на мопед?

Экзамены на получение водительского удостоверения проводятся в подразделениях ГИБДД. О времени проведения экзамена и порядке работы этих структур можно узнать на сайте госуслуг, перед сдачей экзамена нужно пройти обучение в автошколе. Учебное заведение должно обладать лицензией и проводить обучение соответствующей категории, которое длится 1,5–2 месяца. За этот период изучаются общие теоретические правила и оттачивается практика управления мопедом.

Сам экзамен состоит из двух частей — теоретической и практической. Первую проходят на компьютере, в процессе сдачи допускается два неверных ответа. Практическую часть сдают на специальной площадке, где нужно совершить определенный перечень маневров.

Если кандидат не сдает какую-либо из частей, то на повторную сдачу он может быть допущен не ранее чем через 7 дней. При несдаче экзамена 3 раза подряд повторный допуск возможен только через 30 дней. При успешном прохождении всех частей экзамена водитель получает права соответствующей категории на 10 лет.

Документы, необходимые для получения прав:

  • паспорт;
  • справки из психоневрологического диспансера и от нарколога;
  • общая медицинская справка;
  • заявление установленной формы;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие прохождение обучения.
Заключение

Участившиеся случаи аварий на дорогах с участием и по вине водителей скутеров и мопедов привели к необходимости ужесточения законодательства в этой сфере. Теперь для их вождения необходимо получение прав категории М, претендовать на которые могут граждане старше 16 лет. Также обязательно нужно пройти обучение в лицензированном учебном заведении, самообучение здесь недопустимо.

Категория «А», «А1», «М»: в чем различие?

Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения», категории «А», «А1» и «М» имеют следующие характеристики:

Категория «А».

Категория «А» даёт право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с коляской, трёхколёсными и четырёхколесными, имеющими в снаряженном состоянии массу до 400 кг. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 18 лет.

Подкатегория «А1».

Подкатегория «А1» даёт право на управление легкомоторными мотоциклами с небольшой мощностью: с объёмом двигателя не больше 125 см3 и максимальной мощностью не больше 11 киловатт. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 16 лет.

Категория «М»

Категория «М» даёт разрешение на управление мопедами и лёгкими квадроциклами. Также, водители, имеющие другие открытые категории прав, могут управлять транспортными средствами, которые относятся к категории «М». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 16 лет.

Обучение управлению мотоциклом

Чтобы научиться ездить на мотоцикле, нужно записаться в автошколу и пройти специальный курс обучения. Не нужно путать данное учебное заведение с мотошколой. В первом случае, конечная цель учебы – получение вами прав, тогда как во втором – овладение практическими навыками вождения на данном транспорте.

Получается, что если вы планируете сдавать на права, выбирайте автошколу, обязательно проверив, имеется ли у нее аккредитация от Госавтоинспекции. Курс преподают профессиональные инструкторы, которые не только передадут теоретические знания, но и научат пользоваться транспортом на практике.

Особенности обучения езде на мотоцикле:

  • Вы сами выбираете интенсивность занятий. Это значит, что вы можете ходить на курсы каждый день и окончить обучение быстрее, либо посещать их в стандартном режиме. Вы можете даже прервать обучение и вернуться к занятиям в удобное для себя время. В зависимости от длительности перерыва, после возвращения, вам, возможно, придется прослушать лекции в другой группе.
  • Обучение ведется на мотоциклах автошколы, но если у вас имеется свой мотоциклетный транспорт, вы можете проходить практические занятия на нем. Преимущество подобного выбора – не придется потом привыкать к новому мотоциклу. Получается, что для обучения необязательно иметь собственный транспорт, но подобное не запрещается.
  • Курс занятий в среднем длится 3 месяца, но вы можете сократить или увеличить данный срок по своему усмотрению.

Программа обучения – особенности

Курс занятий для получения категории «А» состоит из теоретического и практического разделов.

На уроках вы узнаете:

  1. Как устроен данный вид транспорта (изучите двигатель, трансмиссию, тормозную систему, ходовую часть, источники и узлы-потребители электроэнергии).
  2. Какие приемы управления мотоциклом существуют.
  3. Как водить мотоциклетный транспорт в штатных и нештатных ситуациях.
  4. Принципы посадки и управления мотоциклом.
  5. Принципы начала движения, езды по кольцевому маршруту и варианты остановки с различными способами торможения.
  6. Как поворачивать и разворачиваться во время движения.
  7. Как двигаться в ограниченном пространстве.
  8. Сложное маневрирование и др. навыки.

Кроме того, в курс входят занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Некоторые предметы состоят из теоретического курса и практических занятий, другие – только практики.

Особенность обучения вождению на мотоцикле состоит в том, что вы можете сами решать, на каком уровне будете владеть знаниями. Выбирая стандартную программу, нужно быть готовым к тому, что практическая часть проводится исключительно на автодроме, езда по городу не предусмотрена.

Если вы хотите научиться передвигаться по населенному пункту, то нужно выбирать соответствующий курс.

Внутренний экзамен после обучения

Согласно Приказу № 1408, заключительным этапом курса обучения вождению мотоцикла является экзамен. По программе на испытания отводится по 2 часа для теории и практики.

Только в случае успешной сдачи каждого этапа испытаний курс обучения можно считать оконченным.

На каком мотоцикле можно проходить практическое обучение и сдавать внутренний экзамен

Отличительная особенность курсов на получение категории «А» – возможность использовать личный транспорт. Вы можете не только проходить на нем практические занятия, но и сдавать экзамен.

Для других видов ТС подобная возможность не предусмотрена, обучение и экзамены сдаются на транспорте учебного заведения.

Однако это не означает, что вы обязаны иметь личный мотоцикл, чтобы учиться в автошколе. Учебное заведение предлагает различные модели мотоциклетного транспорта, на котором вы можете как обучаться, так и продемонстрировать полученные навыки.

Получение документов об окончании обучения

Завершающий этап прохождения обучения в автошколе – получение свидетельства об успешном овладении необходимыми навыками для управления мотоциклом.

После этого вы можете записаться на экзамен в Госавтоинспекции (при условии, что достигли совершеннолетия).

Сдача экзаменов

Выше мы уже упоминали, что получение категории прав A в течение 3 месяцев после открытия подкатегории B возможно без повторной сдачи теоретического экзамена. В остальных случаях обе части курса сдаются полностью.

Сдача теоретической базы всегда включает ответы по билетам, в которых традиционно содержится 20 вопросов. Они составляются из курса ПДД, законодательных актов, касающихся мототранспорта, устройства мотоцикла и правил доврачебной помощи. В целом те, кто уже сдавали экзамены для получения водительских прав, сходятся во мнении, что теоретический курс у подкатегорий B и A схожий.

Практическая часть

После сданного блока теории соискатели будут допущены к практической части экзамена. Он обязателен даже для тех, кто учится параллельно на обе категории или сдавал практику недавно.

При получении подкатегории А на мотоцикл экзамен проводится только в условиях площадки, на автомагистрали города не выезжают. Понадобится сдать 3 блока:

  1. Разгон с последующим торможением, габаритные полукруг и коридор.
  2. Движение на мотоцикле с небольшой скоростью, змейка, колейная доска.
  3. Габаритная восьмерка.

Оценка «сдал» будет поставлена лишь в том случае, когда водитель набрал при выполнении описанных выше заданий не больше 4 штрафных баллов.

Вот перечень ошибок и количество баллов, которые снимаются при их совершении:

5 баллов

3 балла

1 балл

Был совершен наезд на линию «стоп» либо водитель допустил ее пересечение.

Превышение допустимого скоростного режима сдаче норматива «движение с малой скоростью».

Не был включен ближний свет фар.

При выполнении маневров соискатель коснулся покрытия ногой.

Двигатель заглох без подачи на то соответствующего указания.

Торможение происходит резко, с блокировкой колес.

Пересечены линии разметки.

После остановки мототранспорта не была включена нейтральная передача.

Перед тем, как снизить скорость движения, водителем не был подан соответствующий сигнал рукой.

Мотоцикл сместился с правильной траектории движения.

Сигнал поворота/разворота был подан, но несвоевременно.

 

Остановка была совершена более чем в 40 см от нанесенной на полотно линии «стоп».

Во время движения водитель не переключал передачи.

 

Водитель прикоснулся к конусам ограждения или сдвинул их.

   

При выполнении разворота/поворота не был выполнен соответствующий сигнал рукой.

   

Если ошибки были допущены, водителю придется спустя неделю прибыть на автодром для пересдачи экзамена.

Во сколько обойдётся получение прав?

Многих водителей интересует, сколько стоят права на мотоцикл в 2018 году. Хотя само транспортное средство не очень дорогое (в сравнении с автомобилем), придётся потратить много денег для получения прав на вождение.

Основные статьи затрат:

Название статьи затрат Размер оплаты
Госпошлина В стоимость также входит получение пластикового водительского удостоверения. Общая стоимость – 2 000 рублей.
Медицинская справка В 2021 году в среднем обходится в 1,5 — 2 000 рублей. Если клиника приватная, оплата может быть в 2 раза выше.
Оплата обучения В зависимости от пакета обучения цена меняется. Многие мотошколы делают заманчивое предложение – заплати немного больше, но сразу получи не только категорию А, но и А1 и М. Это очень удобно для водителей. В среднем цена на обучение составляет 15 — 25 000 рублей. Но в некоторые сезоны или за несколько дней до начала обучения при наличии свободных мест делают скидки (обычно до 30 %), что также позволит сэкономить.
Оплата сдачи экзаменов Теория обходится дешевле. Вместе с практикой цена варьируется от 3 до 5 000 рублей.

Обучение может осуществляться курсом или отдельными уроками. Средняя оплата 1 занятия 500-1 000 рублей. Время проведения 45 — 50 минут. Обычно подобное предложение действует при желании пройти дополнительные практические занятия.

Если просуммировать, то получение водительского удостоверения категорий А, А1 и М обойдётся в 25 — 30 тысяч рублей. Это в 2 раза дешевле, чем обучение на вождение автомобилем, где только траты на прохождение теории и практики равны 27 — 40 тысячам рублей.

Как зарегистрировать самодельный мотоцикл

Допустим, вы настоящий мастер и самостоятельно собрали байк своей мечты или заказали эту работу у опытных механиков. В последнем случае вся процедура регистрации ложится уже на их плечи и вы, как владелец, можете спокойно отдыхать. Но что делать, если это вы собрали его из запчастей (пусть и приобретенных у официальных дилеров)? Можно ли и как зарегистрировать мотоцикл без документов если он самодельный?

Эту процедуру нельзя назвать простой и быстрой. Однако она все же выполнима, особенно если хватило терпения собрать действующий байк. Лучше всего заняться подготовкой документов до начала такого строительства — зайдите в ближайшее отделение ГИБДД и узнайте адрес ближайшей компании сертификации. Или сделайте это после того, как получите готовое транспортное средство.

Теперь нужно сделать следующее:

  1. Создать письмо, в котором будут находиться все чертежи вашего мотоцикла (строить «на глазок» без схем нельзя), эскизы деталей и все технические расчеты и отправить данные документы в сертификационный центр;
  2. Специалисты проведут оценку транспортного средства. Это может быть либо переделка существующей модели, либо действительно уникальное творение с собственной рамой и техническими характеристиками. Это отражается в документах;
  3. Если мотоцикл собран «с нуля» и не является переделкой, то им занимаются специалисты сервиса сертификации. Если это переделка, то им, кроме центра сертификации, будет заниматься еще и ГИБДД (нужно установить, не создан ли он из деталей от угнанных байков);
  4. Отвезти мотоцикл после его полной сборки в сервис сертификации (отвозить только на специальном транспорте). Здесь он пройдет технические испытания. При необходимости механики подскажут, что нужно переделать (или — доделать), чтобы он соответствовал нормам и правилам, укажут недочеты в конструкции;
  5. После их исправления байк проходит дополнительный тест. Вы получаете необходимый документ и можете отправляться в ГИБДД для регистрации.

Если вы проделаете все эти шаги, то вопросов как зарегистрировать мотоцикл самодельный, а не от брокера, уже не возникнет — с этим документом вся процедура уже не отличается от стандартной и занимает столько же времени. В конце вы получаете новые номера и можете спокойно использовать байк в городской черте.

В любом случае, если возникают вопросы можно ли и как зарегистрировать мотоцикл самодельный или старый, а также другие (например, что делать, если прямоток на мотоцикле отсутствует) намного лучше обратиться к специалистам. А это — либо опытные юристы, разбирающиеся именно в таких вопросах, либо механики в сертификационных центрах.

Что такое категория А

Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.

Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс

(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)

и специфических особенностей посадки и рулевого управления.

Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.

Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.

Отличия старого удостоверения от нового

Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).

Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.

Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.

При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.

Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А

Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:

  • А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
  • А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
    • Объём мотора – до 125 кубиков
    • Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
  • М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
  • В1 – квадрициклы и трициклы

Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.

Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.

Как выглядят права на скутер?

В 2011 году водительские удостоверения в РФ обновили. Это было сделано для приведения документа в соответствие с международными нормами. Это дает возможность управлять транспортным средством на основании российского удостоверения в других странах. Из-за введения категории М в 2014 году произошло очередное обновление.

В 2021 году права на скутер представляют собой заламинированные бумажные бланки, между которыми вклеена пластмассовая вставка. Это позволяет отнести документ к изготовленному на пластиковой основе. Размер удостоверения составляет 85,6 на 54 мм. Углы закруглены. Бланк обладает рядом защитных элементов от подделок. Присутствуют:

  • водяные знаки;
  • защитная сетка;
  • надписи, нанесенные светящейся краской.

Список не является исчерпывающим. Спереди нанесено название водительского удостоверения на скутер. Надпись присутствует лишь на русском. Слева вверху расположен обязательно значок RUS. По всей ширине водительских прав на скутер присутствует стилизованное изображение дороги с прерывистой разметкой. Слева располагается фотография. Её величина составляет 21 на 30 мм. Разделы в документе не подписаны. Они обозначены цифрами. Здесь фиксируются следующие данные:

  • ФИО, год и место рождения;
  • срок действия водительского удостоверения;
  • организация, предоставившая права;
  • серия и номер удостоверения;
  • наименование категорий транспортных средств, которыми может управлять гражданин.

На обороте водительских прав на скутер размещена таблица с категориями. В 2021 году дополнительно присутствует графа «особые отметки». Здесь применяются обозначения, понятные зарубежным автоинспекторам. Дополнительно дублируется серия и номер, которые нанесены на лицевой стороне. Присутствует штрих-код, предназначенный для считывания электронным устройством. Это дополнительная защита от подделки.