Оглавление
- На какой срок сотрудник может удерживать водителя?
- Разбор аварии в ГИБДД
- Что делать при мелком ДТП
- Когда необходим разбор дорожно-транспортного происшествия в Госавтоинспекции?
- Перечень задаваемых вопросов по горячей линии гибдд
- Когда назначается административное расследование ДТП?
- Как происходит разбор ДТП в ГИБДД
- Как лучше вести себя во время разбирательства
- Продолжительность расследования аварий с пострадавшими
- Как проходит группа разбора ДТП в ГИБДД и как себя вести
- Действия во время ожидания приезда ГИБДД
На какой срок сотрудник может удерживать водителя?
Итак, ответ на наш вопрос содержится в Административном регламенте, но в различных пунктах. Однако, указания конкретного срока здесь, увы нет – всё сводится к тому, что такой срок должен быть минимальным.
Сразу после остановки
Пункт 89 регламента предписывает, что сотрудник ГИБДД обязан сразу подойти к автомобилю, который он остановил – без промедления.
Значит ли это, что промедление допускается, если он остановил сразу несколько машин и подходит к ним по-очереди? Нет, никаких условностей админрегламент не допускает – сказано «без промедления», значит, сразу.
Подойдя к водителю, у инспектора появляются другие соответствующие обязанности:
- сразу после остановки инспектор ДПС должен представиться, назвав фамилию, звание или должность,
- предъявить служебное удостоверение по требованию водителя,
- сказать об основании остановки,
- потребовать документы для проверки.
Полный перечень правил остановки автомобилей мы привели в соответствующей статье.
Сколько может проверять документы?
Идём далее. Срок проверки документов не регламентирован прямо законами 2021 года. Однако, пункт 91 Административного регламента указывает, что дальнейшие действия сотрудника полиции должны идти в полном соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в теории инспектор ДПС обязан проверить и сразу отдать вам документы, если вы не совершили правонарушения, и пожелать доброго пути. На практике же, так как совершенно не регулируется конкретное время проверки, то инспектор может, к примеру, пробивать по базе водительские права, а сколько на это потребуется времени, учитывая возможную плохую связь на трассе, вопрос второй, увы.
Пункт 100 регламента также указывает инспектору отпустить водителя сразу после завершения цели проверки документов. А пункт 105 предписывает те же действия в случае остановки пешехода.
Время для составления протокола и/или постановления
Двигаемся по порядку и доходим до составления административного материала. Здесь данный вопрос регулируется пунктами 35-37 регламента, которые указывают на то, что:
- сроки выполнения админпроцедур, куда входит составление бумаг по нарушению водителя, должны быть минимально необходимыми для этого – то есть здесь есть запрет умышленно тянуть время сотрудником ГИБДД,
- заполнение протокола или постановления должны быть начаты сразу после наступления факта нарушения (но, конечно же, после кратчайших сроков обращения к водителю и проверки его документов),
- если инспектор специально тянет время, удерживая водителя после остановки автомобиля, то такие действия могут быть обжалованы.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?
- Можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД по новому закону?
- Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?
Разбор аварии в ГИБДД
Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:
- Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
- Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
- В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
- Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
- Оформляется постановление.
Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.
Что делать при мелком ДТП
Незначительное ДТП — это не повод махнуть рукой и устранять повреждения ТС за свой счет. Речь идет о таком же происшествии, как и любая другая авария, поэтому действовать нужно по установленному порядку, который регламентируется Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (ред. 08.10.2019). Следует учитывать, что придется обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба, а это означает необходимость тщательной подготовки документов.
Нередко возникают ситуации, когда у второго участника ДТП отсутствует полис ОСАГО. Если размер ущерба очевидна, можно попытаться разрешить проблему на месте. Виновник может передать пострадавшему необходимые для ремонта средства, и происшествие считается урегулированным
В этом случае нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:
- не всегда повреждения можно правильно идентифицировать по стоимости. Часто встречаются скрытые дефекты, которые может определить только автосервис;
- во время передачи средств от виновного пострадавшему требуется составить расписку, иначе в дальнейшем данный факт подтвердить не удастся.
Не очень часто, но случаются ситуации, когда пострадавший получил деньги, после чего, обратился в ГИБДД с тем, что виновное лицо скрылось с места происшествия. В этом случае без расписки доказать факт передачи денег будет невозможно, а при отсутствии прочих документов доказать и свою невиновность конкретному лицу тоже будет сложно.
Виновнику
Помимо общего порядка действий, есть стандартная инструкция, которой должны придерживаться лица, виновные в аварийной ситуации. Речь идет о выполнении следующих действий в указанной последовательности:
- Сразу после аварии, следует остановить ТС и зафиксировать его при помощи ручного тормоза;
- Выставить знак аварийной остановки и включить световую сигнализацию;
- Проверить, пострадал ли кто-то в аварии и при необходимости, вызвать скорую;
- Сделать фотоснимки или видеосъемку случившейся аварии, если есть такая возможность.
Пострадавшему
Для людей, понесших ущерб во время аварии, необходимо также соблюдать ряд обязательных правил. Прежде всего, нужно остановить машины, зафиксировать её ручным тормозом, установить знак аварии и включить сигнализацию. Если нужно, вызывать скорую помощь.
На следующем этапе следует сфотографировать или заснять на видео место происшествия, что позволит избежать проблем в будущем. По возможности рекомендуется переписать контактные данные всех свидетелей происшествия и виновного лица. Если нет возможности разрешить ситуацию самостоятельно путем составления Европротокола, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые и составят необходимые бумаги.
Когда необходим разбор дорожно-транспортного происшествия в Госавтоинспекции?
Участники аварии должны первым делом выполнить требования п. 2.6 раз. 2 ПДД. Согласно указанному пункту лицо обязано оказать первую помощь пострадавшим, при возможности направить таковых в ближайшее медучреждение на попутном транспорте (отвезти самостоятельно). Также нужно вызвать сотрудников Госавтоинспекции и ожидать их прибытия.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс
рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ)
Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс. рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ).
При наличии разногласий или невыполнении условий, обозначенных в предыдущем абзаце, необходимо уведомить Госавтоинспекцию. Сотрудники, прибывшие на аварию, осуществляют разбор ДТП согласно п. 269 раздела III Приказа МВД РФ № 664. Уполномоченными лицами производится ограждение места аварии, установление участников инцидента и их ТС, поиск и опрос очевидцев, запись персональных данных, осмотр дорожной обстановки. Основным актом является протокол о правонарушении и схема ДТП.
Если причины произошедшего очевидны, а стороны не расходятся в показаниях, то инспектор оформляет штраф нарушителю ПДД. Виновниками могут быть признаны все стороны (обоюдно). При этом стоит разделять гражданскую ответственность, наступающую в связи с нанесением ущерба потерпевшему, и несоблюдение правил дорожного движения. Взимание средств за нарушение ПДД производится в бюджет. Полный перечень санкций можно посмотреть в гл. 12 КоАП РФ. В некоторых случаях при разборе ДТП к виновнику не применяются меры взыскания. Это относится к п. 10.1 (наезд на препятствие), п 8.1 (пользование поворотниками) ПДД РФ. В первом случае действует презумпция невиновности (если водитель двигался с учетом дорожной обстановки), а во втором – инспектор с большой долей вероятности не сможет доказать факт включения сигналов. Помимо всего прочего, нарушение за которое не предусмотрен штраф не повлечет ответственность (например, превышение скорости до 20 км/ч). То же самое касается влияния на ТС обстоятельств непреодолимой силы (ураганный ветер, удар молнии и т. д.).
Бывают случаи, при которых достоверно определить обстоятельства не удается. Тогда протокол ДТП направляется в группу разбора ГИБДД. В тексте документа указывается предполагаемый нарушитель. Участники получают на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики (ГАП) в подразделении Госавтоинспекции. В документе указываются точное время и день на которые запланирован разбор ДТП в ГИБДД. Внутриведомственное образование уполномочено на проведение расследования инцидента и вынесение итогового решения.
Перечень задаваемых вопросов по горячей линии гибдд
on class=»infoblock»>
При помощи горячей линии ГИБДД ведётся борьба с коррупционерами.
В первую очередь использовать систему доверия рекомендуется в следующих ситуациях:
- Дорожный инспектор требует оплатить штраф на месте.
- Права гражданина были нарушены, Однако доказательства отсутствует. Представитель колл-центра обязан подсказать, как действовать в сложившейся ситуации.
- Допущенные нарушения заснял видеорегистратор. Лицо, отвечающее на звонки по горячей линии ГИБДД, объяснит заявителю, куда необходимо отнести съёмку.
- Дать взятку пытается водитель. В этом случае обратиться на горячую линию может сотрудник Госавтоинспекции. Звонок производится и в ситуации, когда гражданин ведет себя неподобающе или применяет силу в отношении представителя уполномоченного органа.
- Возникли вопросы, касающиеся штрафов. Обращение производится, если присутствует сомнение, касающееся правомерности о взыскании или по размерам санкций.
- Произошло внесение денежных средств для закрытия обязательств, однако штраф продолжает числится в базе.
Допустимо обращение на горячую линию и для решения иных проблем. Оператор не консультирует граждан по вопросам, касающихся готовности документации или особенностей работы подразделения МРЭО. Для уточнения этой информации нужно обратиться в территориальную организацию. Допустим личный визит или звонок по телефону.
Когда назначается административное расследование ДТП?
В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:
- причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
- виновник аварии покинул место ДТП;
- водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.
Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.
Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.
Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.
Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.
Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности
Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:
- управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- одновременный наезд на нескольких пешеходов;
- езда за рулем без прав.
Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.
Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:
- в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
- в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
- гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
- обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
- информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.
Как происходит разбор ДТП в ГИБДД
Дальнейшее расследование ДТП в отделении ГИБДД проводится специальной группой административной практики, задачей которой является детальный разбор ДТП, для выявления истинных его причин с учётом всех факторов и определение степени вины каждого участника. Эта не очень приятная для них процедура необходима для правильной квалификации нарушения и принятия окончательного постановления о ДТП. Эта процедура официально называется «группой административной практики» или «группа разбора» в ГИБДД.
Срок рассмотрения дела о ДТП
Срок рассмотрения дела о ДТП обычно составляет от 3-х до 30 суток в зависимости от сложности дела и требуемых мероприятий. В особых случаях срок может продлеваться дополнительно ещё на один месяц на основании ст. 28.5 и 28.7 КоАП. В указанный период группой производится изучение поступивших материалов, дополнительный опрос участников и всех свидетелей происшествия, просмотр записей видео и фотосъёмок при их наличии.
Если в результате ДТП есть пострадавшие, получившие физические повреждения, то они направляются на прохождение медицинской экспертизы на предмет определения тяжести полученного ущерба здоровью. В этом случае для окончательного решения по делу необходимо медицинское заключение, которое может быть вынесено только после окончания курса лечения пострадавшего. В зависимости от этого срок рассмотрения дела о ДТП может быть продлён по разрешению вышестоящего органа инспекции на полгода.
Для уточнения степени тяжести полученных повреждений группа разбора может потребовать заключение судебно-медицинской экспертизы.
В любом случае, если есть пострадавшие в результате ДТП, то группе разбора нужно получить заключение о степени тяжести телесных повреждений. Если есть пострадавшие со средней или тяжелой степенью тяжести, то тогда материалы дела передаются в прокуратуру или орган дознания для возбуждения уголовного дела.
Как лучше вести себя во время разбирательства
Согласно статье 25.1 КоАП РФ, человек, управлявший транспортным средством, имеет право:
- прийти со своим адвокатом;
- потребовать материалы для ознакомления;
- высказать свою точку зрения на события;
- предъявить собственноручно снятые фото, видеоматериалы с регистратора и иные доказательства для приобщения их к делу;
- потребовать пригласить свидетелей или настоять на экспертизе;
- подписать постановление после ознакомления с ним;
- при несогласии опротестовать его у руководителя Госавтоинспекции либо в суде.
Не стоит игнорировать разбор, так как он состоится даже если будут присутствовать не все заинтересованные лица, но водитель потеряет возможность повлиять на ситуацию.
Допустим отказ от дачи показаний, согласно статье 51 Конституции Российской Федерации, сообщающей о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.
Не рекомендуется заранее признавать свою вину при спорных доказательствах, важно дождаться результатов проверки
Продолжительность расследования аварий с пострадавшими
Правоохранители расследуют ДТП в течение двух месяцев. По истечении этого срока дело либо закрывается, либо передается в прокуратуру. Далее прокурор может направить материалы в суд.
Действующее законодательство допускает продление периода расследования до трех месяцев, если дело рассматривается в рамках КоАП. Для уголовных процессов таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, расследование может затягиваться на неопределенный срок.
После передачи материалов в суд, вердикт по делу должен быть вынесен в течение четырех месяцев. В особых случаях допускается продлить время рассмотрения до года.
Как проходит группа разбора ДТП в ГИБДД и как себя вести
Даже несмотря на незначительность повреждения, полученного в аварии и стопроцентную уверенность в свой невиновности, участнику ДТП не следует пренебрегать явкой на разбор в отделение ГИБДД, так как на практике есть много примеров того, что такое игнорирование приводило к неприятным последствиям в виде признания его виновником аварии со всеми вытекающими последствиями. Присутствие на разборе даст возможность защитить свою правоту весомыми аргументами. При наличии объективных причин, препятствующих участию в разборе в установленный срок, нужно заранее подать письменное ходатайство о его переносе.
Каждый участник ДТП в этот период имеет право:
- Быть ознакомленным со всеми материалами дела;
- Давать ходатайства, объяснения и представлять свои доказательства по делу;
- Объясняться на родном языке с участием переводчика;
- Требовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных служб о состоянии дорог и освещения на данном участке;
- Производить запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД на диктофон;
- Пользоваться услугами автоюриста;
- Обжаловать решение постановления.
При наличии собственных свидетелей происшествия (ими могут выступать как случайные прохожие, так и родственники, находившиеся в машине) следует заранее представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД. На сложных для разбора происшествиях квалифицированную помощь в защите интересов участника ДТП может оказать адвокат, специализирующийся по этому профилю автоюрист, об участии которого должно быть также заявлено заранее.
Направляясь в ГИБДД, следует вспомнить все свои первоначальные показания на месте происшествия, чтобы новые объяснения не противоречили прежним показаниям. Если в повторной объяснительной возникнут несовпадения с первичными данными, это станет поводом для инспектора подозревать вас в нечестности и попытке уйти от ответственности. Отстаивать своё мнение и добиваться правды нужно, основываясь на положениях нормативных актов и используя свои законные права.
Общаясь с участниками аварии, сотрудники ГИБДД обычно не дают возможности смотреть в материалы дела и схему ДТП также демонстрируют частично. Таким образом, они создают условия, чтобы водители сами смогли вспомнить все детали и обстоятельства происшествия. Участникам аварии в этом случае может помочь фотокопия схемы ДТП, составленной инспектором ГИБДД на месте происшествия, если они успели сфотографировать её в своё время.
Бывает так, что обе стороны приглашаются на разбор в отделение ГИБДД одновременно и проводится она с их участием, превращаясь фактически в очную ставку. Во время проведения таких встреч по характеру общения дознавателя можно судить о том, насколько объективно он стремится «распутать» дело, нет ли у него заинтересованности и предвзятого отношения к одной из сторон. При наличии такой тенденции в ходе расследования «немилая» сторона может подать жалобу прокурору или вышестоящему руководству ГИБДД, однако она должна быть обоснованна конкретными примерами, репликами и действиями, допущенными дознавателем в отношении заявителя.
Вне зависимости от того, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, многие споры по дорожным происшествиям не могут быть решены объективно без проведения автотехнических экспертиз, назначаемых дознавателем или проводимых по инициативе одной из сторон конфликта. Обычно дознаватели стараются обойтись без дополнительных экспертных исследований, так как выводы эксперта могут не совпадать с их окончательным решением по делу. К тому же экспертные службы МВД всегда перегружены, а сторонним независимым организациям, предоставляющим услуги по проведению трасологических и технических экспертиз, нужно платить приличные деньги.
Копия-постановления об административном правонарушении
Итогом работы группы разбора является вынесенное постановление об административном правонарушении по данному происшествию, которое вручается под роспись виновнику аварии. Обжаловать данное постановление можно в суде или вышестоящем органе ГИБДД в течение десятидневного срока с момента его получения, поэтому не следует подписывать документы задним числом.
Справка о ДТП
Тот участник аварии который невиновен получает справку о дорожно-транспортном происшествии. Инспектор в группе разбора не может арестовать или лишить прав, это делает суд, а инспектор лишь выносит постановление об административном правонарушении.
Действия во время ожидания приезда ГИБДД
Привычная ситуация ожидания сотрудников полиции – оба участника аварии занимаются отвлеченными делами. Гораздо полезнее выполнить все обязательные и важные дела, не отнимая на это время прибывшего инспектора:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
- заполнить извещение. Бланк этого документа выдается в комплекте с полисом ОСАГО и имеется у каждого водителя. Обязанность его заполнения, вопреки распространенному заблуждению, не входит в круг обязанностей сотрудника полиции. Это действие должен выполнить автовладелец. До приезда сотрудника ГИБДД водители могут самостоятельно заполнить графы лицевой части. Обязательные требования, которых необходимо придерживаться: не разделять документ (он состоит из двух экземпляров, один из которых самокопирующийся), писать разборчиво и только шариковой ручкой синего или черного цвета, вносить данные во все пункты, при их отсутствии – ставить прочерк в графе;
- найти и опросить свидетелей. Выполнить этой действие необходимо в первую очередь, так как, спустя 10-20 минут, все очевидцы происшествия разойдутся или разъедутся. Необходимо не только опросить свидетелей, но и попросить их зафиксировать свои показания письменно, предоставить контактные данные и оставить записи с видеорегистратора. К сожалению, часть очевидцев готовы делиться информацией только за вознаграждение;
- выполнить фото- видеосъемку. В кадр должна попасть не только пострадавшая машина, но и другие обстоятельства дела: траектория движения виновника, ущерб, причиненный обоим транспортным средствам, окружающая дорожная обстановка (разметка, знаки), доказательства тормозного пути или другие факты. Все кадры должны быть четким и понятными без дополнительных пояснений. При съемке на мобильный телефон необходимо включить геолокацию и отобразить на экране время и дату;
- оказать помощь пострадавшим. В большинстве случаев, такая помощь заключается в вызове скорой помощи. Покидать место происшествия для доставки пострадавшего в больницу можно только в исключительных случаях – когда нет возможности вызвать врачей или использовать попутные машины (что на практике встречается крайне редко).
В случае ДТП дополнительное неудобство доставляет необходимость ожидания сотрудников Госавтоинспекции для оформления документов. Если приезда полиции не избежать, то необходимо распорядиться появившимся временем правильно: оказать помощь пострадавшим, зафиксировать все обстоятельства аварии, подготовить и заполнить документы.