Оглавление
- Порядок проведения ремонта
- Порядок обращения в суд
- Обращение к страховой компании
- Ремонт автомобиля на СТО
- Какие необходимы документы для выплаты по ОСАГО при ДТП
- Как отказаться от ремонта на СТОА по ОСАГО и забрать деньги
- Материальная компенсация: как и когда ее получить
- Основные факты об ОСАГО
- Сроки ремонта по ОСАГО и их расчет
- Имеет ли право компания отказывать?
- Порядок получения направления
- А когда затягивание ремонта ОСАГО незаконно в 2021 году?
- Если я подписал соглашение об увеличении сроков?
- Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?
- Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?
- Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?
- Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?
- Список страховых компаний, которые выдают направление на ремонт в 2021 году
- Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?
- Если мне не нравится, как отремонтировали машину?
- Как правильно сдать автомобиль
- Что будет за нарушение срока ремонта?
- Сдача автомобиля в ремонт по ОСАГО: нюансы
- Правила ремонта по ОСАГО
- З.Ы.
Порядок проведения ремонта
В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.
Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2021 году осуществляется по следующему алгоритму:
- страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
- самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
- загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
- ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
- приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
- подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Обращение к страховой компании
Первое, что надо сделать при первой возможности, это уведомить в любой доступной форме свою страховую компанию о наступлении страхового случая. Это полезно, так как представители компании подскажут, что делать дальше.
На втором шаге надо подготовить заявление о страховом возмещении и необходимые документы. Обращаться с заявлением надо свою компанию либо компанию, которая застраховала по ОСАГО виновника ДТП.
В свою компанию надо обращаться только при одновременном соблюдении следующих условий:
- в результате ДТП вред причинен только автомобилям и/или другому имуществу;
- ДТП произошло с участием двух автомобилей и более, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
В остальных случаях заявление о страховом возмещении и необходимые документы направляются страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность виновника ДТП.
В заявлении надо указать:
- какой вариант проведения восстановительного ремонта является предпочтительным. Имеется в виду либо организация и оплата компанией ремонта автомобиля на СТО из перечня страховой компании, либо оплата стоимости ремонта, организованного потерпевшим самостоятельно на другой СТО, не из перечня страховой. Полезно иметь в виду, что ремонт на другой СТО (не из перечня компании) возможен только при письменном согласии страховой компании;
- наименование СТО, на которой будет осуществляться ремонт автомобиля.
С перечнем СТО, с которыми страховая компания заключила договоры, можно ознакомиться на официальном сайте компании или в ее офисе.
Обращаем внимание на законодательно установленные и являющиеся актуальными в 2021 году требования к организации ремонта:
- срок проведения ремонта не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления поврежденного автомобиля на СТО или со дня передачи его страховой компании для транспортировки на СТО;
- максимально допустимое расстояние по дорогам общего пользования от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км (за исключением случая, когда страховая организовала и (или) оплатила транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
- ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться на СТО, являющейся официальным сервисным центром данной марки автомобиля.
В связи с этим, если страховая компания заключила договор на организацию ремонта со СТО, которая указанным требованиям не соответствует, то автомобиль может быть направлен на такую СТО только с письменного согласия потерпевшего. При отсутствии согласия потерпевшего или несогласии страховой с предложенной потерпевшим СТО страховая должна будет выплатить денежное возмещение.
Ремонт автомобиля на СТО
После получения от страховой компании направления на ремонт потерпевший представляет автомобиль на СТО в течение срока, указанного в направлении. В случае отсутствия такого срока либо получении уведомления после или накануне истечения срока автомобиль надо представить в разумный срок после получения направления на ремонт. В случае пропуска срока можно вновь обратиться к страховой с заявлением о выдаче нового направления.
СТО обязана произвести ремонт автомобиля в срок, указанный в направлении на ремонт. Этот срок не должен превышать 30 рабочих дней со дня, когда автомобиль передан СТО или страховой компании для транспортировки на СТО. Срок ремонта может быть увеличен по согласованию между потерпевшим и страховой компанией.
Датой окончания ремонта автомобиля считается дата, когда подписан акт приема-передачи отремонтированного автомобиля. Акт составляется в трех экземплярах, один из них предназначен для потерпевшего.
Как только потерпевший получает отремонтированный автомобиль, считается, что страховая компания выполнила свои обязательства по организации и ремонту автомобиля по ОСАГО.
Какие необходимы документы для выплаты по ОСАГО при ДТП
Список документов зависит от обстоятельств аварии. В основной набор входит:
- заявка на оплату работ по восстановлению;
- гражданский паспорт;
- удостоверение водителя;
- подтверждение права собственности на авто или права управления;
- протокол, написанный инспектором или европротокол;
- техпаспорт транспортного средства;
- СТС;
- оповещение о происшествии;
- действующий страховой договор;
- реквизиты для перечисления средств.
При необходимости список дополняют:
- отчетом о проведенной экспертизе;
- квитанциями и чеками об оплате эвакуатора, эксперта и сопутствующих трат;
- медицинским заключением о полученных травмах или инвалидности;
- выпиской из истории болезни;
- документами, подтверждающими растраты на лечение;
- свидетельством о наличии иждивенцев.
- справкой о смерти;
- подтверждением расходов на похороны.
Как отказаться от ремонта на СТОА по ОСАГО и забрать деньги
Для легковых автомобилей, принадлежащих российским гражданам, законодательство ОСАГО в качестве приоритетного возмещения устанавливает натуральное, т. е. направление на ремонт в СТОА. Однако существуют и исключения, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, когда страховщик не имеет возможности выполнить обязательства по натуральному возмещению. Например, в следующих случаях:
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении он денежную выплату;
- если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал денежную выплату;
- если стоимость ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму, либо если все участники ДТП признаны виновными, а потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТОА;
- наличия соглашения о денежной выплате между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Существует еще ряд случаев, когда можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги. Например, если автомобиль возрастом не старше двух лет находится на гарантии, ремонтировать его должен официальный дилерский центр. И если у страховщика нет договора с такой СТОА, можно потребовать денежной выплаты (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).
Материальная компенсация: как и когда ее получить
Претендовать на перечисление денег в качестве возмещения можно при следующих обстоятельствах:
- ТС нельзя отремонтировать (восстановить).
- Пострадавшим в аварии является автолюбитель с группой инвалидности, управлявший авто со спецоборудованием.
- Участник аварии умер, а его наследники не хотят тратить время на ремонт автомобиля. При этом наследники должны доказать документально наличие родственных связей с погибшим.
- Денег для компенсации не хватает на ремонт авто.
- Хозяин пострадавшего автомобиля отказался от ремонта в автомастерской, не сотрудничающей с автодилером.
- Страховщик и страхователь договорились о перечислении денежного возмещения в качестве компенсации.
- Отказ ЦБ РФ от выделения денег на ремонт авто.
- Если результатом аварии стал урон средней либо тяжкой степени. В этом случае пострадавший может выбрать финансовый вид компенсации.
Основные факты об ОСАГО
Полис ОСАГО является гарантийным документом, по которому пострадавшей стороне переводят выплату в случае наступления страховых рисков. Клиентам предлагается по желанию получить деньги или провести восстановительные работы за счет оператора. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, что делает выбор весьма трудным. Основными плюсами, которые дает ремонт по ОСАГО, выделяют:
Наличие гарантии со стороны СТО и СК по проведенному ремонту.
Отсутствие необходимости поиска станции обслуживания, сравнения разных компаний на рынке – все действия будут осуществлены в определенном месте
Важно лишь убедиться, что организация не дает направление на ремонт по ОСАГО в «гаражи».
В процессе восстановления на замену используются только новые оригинальные запчасти(в том числе мотор, тормоза, КПП) от официального дилера, особенно если машине нет и двух лет.
Нет необходимости производить доплату, так как по закону в случае такого варианта возмещения ремонт проводится в полном объеме за счет компании.
Автомобиль полностью восстанавливается, что исключает езду на поврежденном ТС, опасном как для водителя, так и для других участников движения.. Как видно, ремонт по ОСАГО в 2019 году за повреждение автомобиля выгоден в первую очередь страхователю, поскольку позволяет избежать мизерных выплат от компании и ненужных судебных разбирательств, которые неизбежны в такой ситуации
Операторы, заслуживающие доверие на рынке страхования «автогражданки»:
Как видно, ремонт по ОСАГО в 2019 году за повреждение автомобиля выгоден в первую очередь страхователю, поскольку позволяет избежать мизерных выплат от компании и ненужных судебных разбирательств, которые неизбежны в такой ситуации. Операторы, заслуживающие доверие на рынке страхования «автогражданки»:
- «Альфастрахование»;
- «Росгосстрах»;
- «РСА-страхование»;
- «ВСК-страхование»;
- «Согаз»;
- «РЕСО-гарантия»;
- «Ингосстрах».
Каждая из них предлагает приобрести полис по выгодной стоимости, которую можно предварительно рассчитать. Зависит цена от множества факторов: стажа водителя, мощности транспортного средства, количества человек, региона. Но даже с ними в случае выбора ремонта в качестве компенсации следует опасаться подводных камней. Этот способ получения возмещения имеет свои особенности, о которых необходимо знать каждому клиенту.
Сроки ремонта по ОСАГО и их расчет
Перейдем к самому важному вопросу. Срок ремонта по ОСАГО по закону – это ровно 20 дней без учета нерабочих и праздничных дней
Обычные выходные в этот период входят. Это касается как ремонта машины, так и выплаты компенсации в денежном эквиваленте. Законодательно это закреплено Федеральным законом (п. 21 ст. 12).
Точкой отсчета становится тот день, когда страховая компания приняла пакет документов
Заострите на этом внимание. Многие водители отправляют по почте все бумаги и начинают отсчет
Далеко не факт, что документы дошли до страховщика, последний может нарочно сказать, что ничего не получал. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо получить подтверждение получения:
- заказное письмо с отчетом о доставке;
- лично доставить весь пакет, оставив уполномоченному сотруднику под роспись;
- сняв копии с входящих писем с вашими документами в страховой компании и заверив данную копию.
При обращении в суд вы сможете доказать, что страховщик в действительности принял ваше заявление, но не рассмотрел его в указанный срок.
Чтобы страховщик не выписал отказ, подготовите исчерпывающий пакет документов:
- заявление на получение компенсации по страховке ОСАГО,
- извещение о произошедшей аварии от Госавтоинспекции;
- документ, подтверждающий личность;
- регистрационный документ транспортного средства;
- полис ОСАГО.
Отсчет 20-ти дневного срока начинается независимо от даты назначения оценки повреждений.
Если водитель принес страховщику документы 1 апреля, то страховая должна выдать направление, компенсировать деньгами или выслать отказ до 21 апреля.
При этом осмотр оценщиком может состояться даже на 19-ый день срока. Это сохраняет обязанности страховщика по соблюдению сроков. Если в сроке попадаются праздники и нерабочие дни (например, 8 и 9 марта объявлены выходными), то из периода в 20 дней они вычитаются.
Имеет ли право компания отказывать?
Узнайте, что если страховая компания отказывается платить полную починку авто. Транспортное средство ремонтируется на СТО, если это возможно и экономически целесообразно.
Например, при угоне автомобиля или его полной утрате страховая компания сможет только выплатить денежную компенсацию причиненного клиенту вреда. Также существует ряд оснований для отказа в возмещении в любой форме.
В некоторых случаях восстановление автомобиля может быть невыгодно страховой компании:
- Застрахованное транспортное средство еще на гарантии (цены официального дилера, к которому в этом случае необходимо обратиться для проведения ремонта, обычно бывают существенно выше среднерыночных) либо, наоборот, имеет достаточно солидный возраст (компания теряет деньги на установке запчастей без учета износа).
- Страховщик и ремонтная организация не могут согласовать перечень необходимых работ.
Важно! Если возможность возмещения ущерба путем проведения ремонта предусмотрена договором страхования, клиент может настаивать на проведении восстановительных работ. При необходимости стоит обратиться с письменной претензией к страховщику
В каком случае может отказаться платить?
Страховая компания может отказаться оплачивать полную стоимость ремонта в следующих случаях:
- Дефекты на транспортном средстве появились в процессе износа.
- Поврежден элемент, который на момент заключения договора страхования и осмотра автомобиля имел недостатки, и они не были устранены после оформления полиса.
Порядок получения направления
Итак, если произошла авария, то вся процедура регистрации состоит из нескольких этапов:
- собираются необходимые бумаги для подачи заявления;
- собственник авто обращается к страховщику лично, либо направляет представителя с оформленной доверенностью;
- страховая компания анализирует поступившие документы, эксперт осматривает машину, делаются расчеты стоимости ремонта, принимается решение о выплате наличных, или о выдаче направления;
- если страховщик принимает решение об отправке поврежденного авто на ремонт, то объект передается на восстановление только в тот сервис, который утвержден в письменной форме;
- после проведения ремонта гражданин осматривает машину, составляется акт, если все устраивает, что документ о приемке нужно подписать.
В случаях, когда страховая компания не может предоставить услуги такого СТО, хозяин машины вправе потребовать выплаты денежной компенсации, а не проведение ремонта.
В перечень необходимых документов, которые должен подготовить собственник авто входят:
- заявление о возмещении страховки по ОСАГО;
- заполненное извещение о ДТП;
- паспорт на автомобиль;
- СТС;
- полис ОСАГО;
- иные документы об аварии.
Если обращается представитель собственника, то помимо паспорта он должен предъявить доверенность, где указаны его полномочия.
А когда затягивание ремонта ОСАГО незаконно в 2021 году?
Итак, теперь давайте рассмотрим все ситуации, когда страховщик не имеет права продлевать срок ремонта без вашего согласия. К сожалению, на практике таких ситуаций довольно много, и все они незаконны.
Если я подписал соглашение об увеличении сроков?
Как мы уже описали выше, вы могли подписать такое соглашение и зная об этом, если не читали содержание тех документов, где ставите свою подпись. При этом, есть 2 распространённых варианта, когда вам могут подсунуть такое условие:
- в направлении на ремонт есть отметка о том, что настоящей подписью вы подтверждаете согласие на увеличение сроков восстановительного ремонта – то есть фактически, расписываясь, сами соглашаетесь на его затягивание,
- в этом же документе страховщик перекладывает решение об продлении периода ремонта на автосервис, который самостоятельно устанавливает конкретные увеличенные сроки в зависимости от прихода запчастей и прочих условий; при этом, ваша подпись также удостоверяет, что вы согласны на это.
Чтобы избежать таких недоразумений, достаточно что? Правильно! Просто читать все документы, которые вам дают. В случае, если вы найдёте соответствующий пункт о возможности затянуть сроки ремонта, подпись свою всё равно нужно будет поставить. Но написать что-то вроде «с увеличением сроков восстановления не согласен» и зачеркнуть пункт о согласии.
Но вообще, закон по-правильному должен работать здесь несколько иным образом. Дело в том, что в статье 15.2 указан конкретный срок в 30 рабочих дней. При этом, никаких соглашений о согласии потерпевшего на его затягивание не предусмотрено.
Тем не менее, в судебной практике суды нередко встают на сторону страховых компаний. Если в соглашении есть ваше подтверждение о возможности продления продолжительности восстановления машины, то, значит, продление это вполне законно.
Вот яркий пример одного из таких решений, где истцу отказали в неустойке за нарушение сроков, предусмотренных в законе, буквально на следующих основаниях:
Впрочем, это решение, как и много подобных, двухлетней и более давности. В судебной практике 2021 года же тенденция несколько изменилась. В настоящее время есть хотя бы возможность доказать, что вас ввели в заблуждение, подсовывая соглашение об умышленном затягивании сроков ремонта. Тем не менее, такое введение в заблуждение ещё нужно доказывать и сейчас. Поэтому правильнее всего ещё до суда всё делать правильно (это, к слову, относится к большинству и других действий по ОСАГО) – читать то, что вы подписываете, и выражать явное несогласие.
Кроме того, одно соглашение другому рознь. Если в одном из каких-либо в принципе невозможно что-то выиграть, то по другому возможны варианты. То есть каждое такое дело индивидуально и содержит конкретные обстоятельства в деле, которые может увидеть опытный юрист.
Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?
Здесь всё достаточно просто, и ответ прямо вытекает из всего вышеописанного в виде 2 вариантов.
- Есть срок 30 рабочих дней для восстановления автомобиля потерпевшего. Если вы правильно предоставили машину в СТОА, то данный срок начинается вне зависимости от других факторов. Сроки поставки запчастей и деталей, как и другие вас мало должны волновать.
- Однако, если вы заключили допсоглашение о возможном затягивании этого срока, то вы дали добро.
Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?
И в этой ситуации всё аналогично предыдущей – если СТО требуется выявить скрытые повреждения, то ответственность за полноценную компенсацию ущерба всё равно несёт страховая компания.
Это значит, что, если вы предоставили авто для осмотра или экспертизы после подачи заявления о возмещении ОСАГО, то у страховщика были все возможности выявить и очевидные, и скрытые повреждения. Дополнительные оценки могут проводиться в рамках ремонта, но это не должно по закону повлечь увеличения срока последнего.
Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?
И снова правда на вашей стороне. Законодательство выделило целых 20 дней страховой компании для оценки и возмещения ущерба вместе со всеми урегулированиями с фактическим исполнителем договора. Если страховщик не уложился в этот срок, то почему вы должны платить собственным временем за организационные недостатки работы данной страховой?!
Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?
Всевозможный документооборот также не является законным основанием для затягивания сроков ремонта по ОСАГО.
Исключение составляют лишь те случаи, когда по вашей вине невозможно формально поставить «точку» в восстановлении вашей машины. Например, вы отказываетесь подписывать акт о ремонте по его завершении.
Список страховых компаний, которые выдают направление на ремонт в 2021 году
-
- Росгосстрах,
- Согласие,
- Ренессанс,
- Гайде,
- Ингосстрах.
Страховая компания Ресо-Гарантия выплачивает компенсацию по страховым случаям деньгами.
Если нет, то следуйте рекомендациям профессионалов в этой сфере:
- Перед тем как подписать все документы по осуществленному ремонту и забрать свой автомобиль, стоит его протестировать и проверить работу того, что подлежало ремонту и замене, а также стоит тщательно проверить качество покраски. При обнаружении недочетов в работе не стоит подписывать акт приемки выполненных работ. Иначе получить компенсацию за некачественную работу станет мало реально.
- При проведении некачественного ремонта страхователь вправе требовать компенсации со страховой компании либо обратиться за ее получением с суд.
Будьте внимательны при выборе страховой компании, в которой планируете оформить полис ОСАГО, заранее познакомьтесь со списком СТО, которые принимают на ремонт автомобили, изучите отзывы о самой страховой компании. Тогда ремонт или возмещение денежных средств, при возникновении страхового случая, не доставит вас серьезных сложностей.
Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта
Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика
Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика
Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Если мне не нравится, как отремонтировали машину?
Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.
В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.
О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.
- Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
- На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
- Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы б\у, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.
Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.
О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.
Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.
Как правильно сдать автомобиль
Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:
- получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
- самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
- передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
- загнать машину в бокс для восстановления;
- ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
- приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
- подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);
Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.
Что будет за нарушение срока ремонта?
Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.
Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.
Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.
Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).
Сдача автомобиля в ремонт по ОСАГО: нюансы
Есть ряд обстоятельств, заслуживающих особого внимания со стороны владельцев поврежденных в ДТП машин при принятии решения об обращении к страховщику за проведением ремонта ТС.
Так, следует иметь в виду, что:
- Срок гарантии на автомобиль не влияет на установление возможности отремонтировать его у дилера.
Если гарантия превышает 2 года с момента приобретения машины, то, тем не менее, у страховой фирмы не будет обязанности направить ТС на ремонт к официальному дилеру — если машина старше 2 лет.
- Гарантия на ремонт по ОСАГО составляет 6 месяцев.
А если в рамках ремонта производились лакокрасочные работы, то гарантия по ним — 12 месяцев. В рамках каждого из указанных сроков владелец ТС вправе инициировать претензии к страховщику по качеству работ.
- В случае, если расстояние до СТО превышает установленные законом интервалы, то страховщик, тем не менее, может убедить пострадавшее лицо воспользоваться услугами соответствующего СТО при условии, что расходы на транспортировку машины будут покрыты самим страховщиком.
В свою очередь, нельзя однозначно сказать, кто отвечает за доставку ТС в пределах прописанного в законе расстояния в 50 км от места жительства пострадавшей стороны до СТО, которую предлагает страховщик. Поэтому, в общем случае потерпевшему лицу все-таки следует настраиваться на самостоятельную доставку машины. Если при этом он понесет издержки (например, обусловленные вызовом эвакуатора) — их можно будет попытаться взыскать с виновной стороны в суде.
- Если ни одна из ремонтных организаций, с которыми у страховщика подписаны соглашения на осуществление ремонта по ОСАГО, не соответствует предусмотренным законом требованиям в части приспособленности к проведению ремонта ТС с учетом обстоятельств, характеризующих обращение потерпевшего лица, то страховщик — с согласия данного лица, все же может инициировать ремонт ТС на какой-либо из таких СТО. Главное — чтобы между ним и ремонтной организацией был заключен договор.
А если страховщик и пострадавшее лицо в подобной ситуации не договорятся друг с другом, то им придется задействовать вариант денежной компенсации — который может быть менее выгоден для какой-либо из сторон в сравнении со сценарием, при котором производится ремонт ТС.
- Страховщик и пострадавшая сторона вправе в письменном виде заключить соглашение о том, что владелец ТС, поврежденного при ДТП, самостоятельно обеспечит ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора — на момент обработки заявления от пострадавшей стороны.
В этом случае страховщик также выдает направление на ремонт в те же сроки, что определены для взаимодействия с СТО, с которыми у него есть договоры, а затем оплачивает расходы на ремонт, совершенные соответствующей ремонтной организацией.
Важный нюанс во взаимодействии владельца автомобиля, которая пострадала в ДТП, и страховой фирмы заключается в том, что ее деятельность подотчетна Центробанку. И в случае допущения страховщиком явных нарушений при выполнении обязательств, что предусмотрены договором ОСАГО, владелец ТС вправе обратиться в указанную банковскую организацию за содействием в решении спорного вопроса.
Правила ремонта по ОСАГО
Как уже говорилось, все, что касается заключения, продления, расторжения, исполнения обязанностей страховой компании по полису ОСАГО, регламентируется ФЗ «Об ОСАГО».
Выделим основополагающие пункт, которые сохраняют актуальность в 2021 году:
- После подачи документов на возмещение страхового случая, страховая компания в пятидневный срок обязана осмотреть автомобиль, рассчитать стоимость предполагаемого ремонта и обеспечить его выполнение. Страховать, соответственно, обязан в пятидневный срок предоставить автомобиль для осмотра.
- В случае, если автомобиль не на ходу, то страховщик не обязан его предоставлять для осмотра на эвакуаторе. Причина не возможности использовать автомобиль может быть любая, не только повреждения связанные с произошедшим ДТП. Допускается вообще сообщение о том, что вы не понимаете причину поломки, машина просто не может передвигаться по городу.
- Если вы являетесь владельцев грузового транспортного средства, то вы самостоятельно можете выбрать в качестве компенсации, либо деньги, либо направление на ремонт. В отношении легковых транспортных средств такой выбор остается за страховой компанией.
- Запрещено использовать при осуществлении ремонта машины б/у запчасти. Кроме случаев, когда владелец согласился на это по своему желанию.
- Гарантия на осуществленные основные работы не может составлять менее 6 месяцев, а на кузовной ремонт и покраску деталей – 12 месяцев.
- Сроки ремонта, предусмотренные законодательством, не превышают 30 дней.
- Транспортные средства, купленные и эксплуатирующиеся менее 2 лет назад, подлежат ремонту только у официальных дилеров.
- Вред любому другому имуществу, за исключением транспортного средства, подлежит только денежной компенсации.
- Список сервисных центров, с которыми сотрудничает страховая компания, в обязательном порядке должен быть представлен на сайте компании. При направлении на ремонт право выбора СТО остается за пострадавшим.
- Со страхователем должны быть отдельно согласованы сроки осуществления ремонта, а также его объем и порядок выполнения.
- При превышении стоимостью работ максимального порога в 400 000 рублей, денежные выплаты могут не производиться. Это остается на выбор страховой компании. В таком случае необходимо будет доплатить за ремонт из средств
- в застрахованного лица.
- Все претензии по качеству ремонта предъявляются страховой компании, в виде требований, жалоб и претензий.
- В случае нарушения сроков и условий ремонта страховой компанией более 2 раз, она, по решению ЦБ России, может быть лишена возможности отправлять на ремонт транспортные средства, и обязана выплачивать пострадавшим только денежные компенсации.
З.Ы.
Самое интересное, однако, кроется не только в том, что износ будет оплачивать виновник ДТП пострадавшему. Страховые компании тоже его хотят. Как? Через суброгацию. Не верите? А вот:
Представители страховой компании Росгосстрах быстренько сориентировались и захотели взыскать с виновника ДТП, помимо затрат на ремонт ещё и износ. Как Вам такое?
От себя заметим, что дела рассматриваемые по жалобам А.С.Аринушенко, Г.С.Бересневой и других, не схожи с данным делом, поскольку различаются субъекты права, так в рассматриваем деле КС РФ жалобщики, физические лица, в деле по суброгации истец ПАО СК “Россгострах” – юр.лицо, страховая компания, имеющая достаточно материально-техническую базу для проведения ремонтов, закупок запчастей.
В общем, запасайтесь попкорном. Будет интересно.
Олег Борисов, Илья Афанасьев