Авторынок в сентябре 2021 года: продажи уперлись в полупроводники

СТАТИСТИКА ПРОДАЖ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ ЗА ПЕРИОДЫ АПРЕЛЬ 2021 и ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2020/2021 гг.

Статистика продаж автомобилей/Статистика продаж за апрель 2021

БРЕНД

АПРЕЛЬ

ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ

2021

2020

%

2021

2020

%

Avtovaz (Lada)

37 931

9 396

304%

121 839

88 996

37%

KIA

19 101

4 334

341%

70 725

56 204

26%

Hyundai*

15 483

2 426

538%

55 605

44 002

26%

Renault*

13 957

3 135

345%

44 321

35 191

26%

Škoda

10 365

3 041

241%

33 167

24 042

38%

VW

9 449

3 093

205%

31 426

26 887

17%

Toyota*

8 514

2 565

232%

31 765

29 796

7%

ГАЗ ком.авт.*

4 911

2 272

116%

14 784

13 369

11%

Nissan

3 681

1 039

254%

17 408

19 264

-10%

Haval

3 001

425

606%

9 559

4 472

114%

Chery

2 980

236

1163%

9 290

1 925

383%

УАЗ*

2 546

862

195%

8 161

8 155

0%

Mazda

2 494

739

237%

10 546

8 324

27%

Mitsubishi

2 074

168

1135%

7 206

9 434

-24%

Lexus

2 036

677

201%

7 182

5 240

37%

Geely

1 811

511

254%

5 301

2 977

78%

Audi

1 729

650

166%

5 841

4 591

27%

Ford ком.авт.*

1 607

526

206%

4 995

2 613

91%

Suzuki

893

301

197%

2 897

2 230

30%

Volvo

892

92

870%

2 691

1 794

50%

Peugeot*

843

79

967%

2 468

1 129

119%

Porsche

729

204

257%

2 359

1 615

46%

Subaru

622

96

548%

2 223

1 817

22%

Land Rover

603

189

219%

2 211

2 188

1%

VW ком.авт.*

590

219

169%

2 116

1 710

24%

Citroёn*

462

55

740%

1 332

894

49%

Changan

433

223

94%

1 576

1 468

7%

Genesis

321

76

322%

793

507

56%

FAW

279

53

426%

802

394

104%

Infiniti

228

22

936%

746

537

39%

Cadillac

208

26

700%

817

378

116%

Cheryexeed

200

720

Jeep

175

30

483%

535

479

12%

Opel*

165

4

4025%

436

24

1717%

Honda

162

17

853%

491

447

10%

FIAT*

123

40

208%

398

285

40%

Lifan

77

65

18%

300

485

-38%

Isuzu*

67

57

18%

178

264

-33%

GAC

63

179

Iveco*

59

25

136%

171

88

94%

Jaguar

36

20

80%

122

327

-63%

Chevrolet

35

9

289%

121

211

-43%

Brilliance

17

3

467%

70

47

49%

Zotye

10

15

-33%

29

86

-66%

Foton*

2

1

100%

28

17

65%

Ford*

7

1

62

-98%

Hyundai ком.авт.*

17

2

42

-95%

Chrysler

2

1

12

-92%

DFM

50

319

Avtovaz (Niva)

659

4 716

Datsun

171

5 048

Итого

151 964

38 922

290,4%

515 934

415 102

24,3%

В начале месяца редакция портала Carsweek публикует традиционный рейтинг самых бюджетных машин, доступных для покупки в нашей стране. По сравнению с предыдущими месяцами список значительно изменился, так как машины Datsun покинули Россию.

LADA Granta Открывает наш рейтинг традиционно отечественный автомобиль LADA Granta. Однако в марте автомобиль перешагнул через психологическую отметку в 500 тыс. рублей.

ТОП-7 нержавеющих иномарок на российском рынке

Сейчас за версию Standart просят 510 900 рублей, а с учетом спецпредложений автомобиль можно купить за 495 900 рублей. При этом цены на машину могут продолжить расти – уже в мае некоторые комплектации Granta получат новую мультимедиа, также ожидается появление машин с более мощным базовым мотором.Lifan Solano II Этот китайский седан по-прежнему доступен в России, несмотря на прекращение производства еще в 2018 году. В отличие от кроссоверов X50 и X60, продажи Solano исчисляются не единицами, а десятками в месяц. Без учета скидок машину в начальной комплектации Comfort можно купить за 709 900 рублей. Однако речь идет об авто 2018 года, поэтому скидки большие, и финальный прайс составляет всего 553 602 рубля. Под капотом такого авто находится 1,5-литровый двигатель, способный выдавать 100 л.с. Сочетается он с 5МКПП. Из оснащения отметим светодиодные ходовые огни, кожаную отделку салона, ABS, электрические стеклоподъемники всех дверей, подогрев передних сидений и кондиционер.LADA Niva Legend Этот внедорожник не так давно сменил название. Автомобиль продолжает оставаться самым доступным полноприводным внедорожником в России – за него сейчас просят 607 900 рублей. Речь идет о модификации Classic – конечно, уровень комфорта такого авто далек от идеала. А вот все необходимое для перемещения по сложным дорогам у него есть – полный привод, понижающая передача и высокий дорожный просвет. А вот силовая установка и трансмиссия едины для всех комплектаций – 1,7-литровый 83-сильный мотор и 5МКПП.Lifan X50 Как и в случае с Nissan Solano производства и поставок машин в Россию уже нет. Однако согласно статистике АЕБ, единичные экземпляры еще можно купить, хотя сделать это все сложнее. На официальном сайте Lifan цена стартовой версии 689 900 рублей. Это за авто 2018 производственного года. Тем не менее, можно получить дополнительную выгоду. Под капотом находится 1,5-литровый мотор, однако мощность у него немного выше, чем у Solano – 103 л.с. Трансмиссия – 5МКПП. Несмотря на то, что покупка авто с ПТС 2018 года является определенным риском, владелец получит неплохой набор опций – электрические стеклоподъемники, подогрев передних сидений, кондиционер.LADA XRay Отечественная компания LADA в последнее время активно меняет состав комплектаций модели XRay, однако базовой версии это не касается. Сейчас за комплектацию Standart дилеры просят 694 900 рублей. С учетом максимальной выгоды можно рассчитывать на стоимость в 684 900 рублей. Отличительными особенностями модели XRay является новый фирменный стиль LADA, а также более высокий уровень комфорта по сравнению с моделями Granta и Niva Legend. Оформление салона здесь также более современное. Ранее наш портал рассказывал, какие автоновинки ждут россиян в апреле нынешнего года. Список получился очень интересным – здесь будет пикап, коммерческий автомобиль, а также бизнес-седан.

Кто впереди?

Бессменным лидером продаж является автомобили российского автоконцерна АвтоВАЗ – продажи этой марки занимают 22,6% от продаж всех автомобилей на рынке, и в 2021 году эта доля выросла на 1,2 процентных пункта. Общий объем продаж марки составил 122 тыс. автомобилей увеличившись по сравнению с прошлым годом на 30%.

Второе и третье место занимают корейские автопроизводители KIA и Hyundai с объемами продаж 70,7 (+25,8%) и 55,6 (+26,3%) тыс. автомобилей. В целом лидеры в марках довольно стабильны уже несколько лет, поэтому здесь вся интрига возникает лишь в том, чьи темпы роста или падения более высокие.

Или нет? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что наибольший темп роста продемонстрировала марка Skoda – с приростом в 38% эта марка не только продала 33,2 тыс. автомобилей, но и обошла в рейтинге марку Toyota, чей темп роста в группе лидеров оказался наименьшим и составил 6,6% с объемом продаж 31,8 тыс. автомобилей. На продажи марки Skoda большое позитивное влияние оказал выход новых рестайлинговых моделей, а то время, как модельный ряд Toyota представлен автомобилями, которые пользовались особым спросом в 2020 году.

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.

Продажа новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России в 2019 и 2020 годах

Как уже было сказано выше, реализация автомобилей на российском рынке в 2020 году сократилось на девять с лишним процентов по сравнению с предыдущим показателем. Всего в России было куплено 1 598 825 легковых и лёгких коммерческих автомобилей против 1 759 532 в 2019 году.

При этом основное падение спроса на себе ощутили зарубежные компании. Так, почти полностью остановились продажи автомобилей Ford и Chevrolet — 93 против 17 717 и 558 против 21 821 автомобиля соответственно. Третьим глобальным неудачником российского автомобильного рынка оказался Smart. Его показатели упали больше, чем на 90% и составили 56 проданных автомобилей в 2020 году против 746 за предыдущий период.

Что касается автомобилей отечественного производства, то модели Лада, ГАЗ и УАЗ стали хуже продаваться на пять, двадцать и шесть процентов соответственно. А вот продажи автомобиля Нива возросли на небывалые 578%. Это автомобили российского производства в 2020 году были проданы в количестве 8 822 штук, в то время как в 2019 году купили только 1 302 модели.

Среди иномарок наивысший показатель роста продаж принадлежит немецкому Opel. 581 модель против 13 в 2019 году. Основной рост продаж всё-таки пришёлся на бюджетные автомобили. В 2020 году Моделей марки Changan было продано почти на пять тысяч больше. Также возрос спрос на автомобили Chery и Geely. Тенденция составила 80 и 61 процент соответственно.

Если рассматривать продажи автомобилей в России в 2020 году только в декабре, то здесь, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, спрос вырос на марки Chery, Ford и Peugeot. Рост составил 153, 45 и 35 процентов соответственно. Среди марок российского производства в декабрьской распродаже на 45% вырвался вперёд УАЗ. Лада и ГАЗ, вопреки общегодовой статистике, в декабре продали на 14 и 2 процента автомобилей больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Самыми низкими показателями по продажам в декабре 2020 года являются марки Genesis, Nissan и Honda. Их показатели по сравнению с 2019 годом упали на 57 и 40 процентов.

Согласно статистике, самой продаваемой маркой в 2020 году стала Toyota RAV4. Её было продано почти на шесть тысяч экземпляров больше, чем в 2019 году. А вот автомобили российского производства в сравнении с 2019 годом сильно потеряли в спросе. Продажи основных марок, таких как Granta, Vesta и Xray упали на 9 719, 4178 и 9681 и соответственно.

Что дальше?

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2020 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2020 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

Calmins.com

Редкие везунчики

Основные участники рынка закончили год на уровне средних показателей падения рынка, то есть, в пределах 5–15%. Лидером в России по-прежнему остаётся Lada, в 2020 году продажи автомобилей марки упали на 5%, до 343,5 тыс. единиц. Вторую строчку заняла южнокорейская Kia с результатом 201,7 тыс. машин, что на 11% меньше, чем в 2019 году. Тройку лидеров замыкает Hyundai — дилеры марки реализовали за год 163,2 тыс. автомобилей, падение составило 9%.

В десятке самых продаваемых марок в стране положительную динамику показали только два бренда: Skoda (+7) и BMW (+3). «У Skoda рост объясняется в целом устойчивым положением марки в России, которая имеет востребованный у нас модельный ряд, а главное — налаженный корпоративный сбыт, начиная от таксопарков и заканчивая автомобилями полиции», — прокомментировал dp.ru главный редактор автомобильного журнала «Движок» Илья Огородников.

К тому же чешский бренд недавно запустил продажи компакт-кроссовера Karoq, место которого пустовало со времен ухода модели Yeti, а также марка обновила два своих бестселлера — Rapid и Octavia. Как отметили в агентстве «Auto-Dealer-СПб», новый Rapid в Петербурге стал заметно популярнее своей предыдущей версии. Что касается Karoq, то он за неполный год присутствия на рынке занял чуть менее 20% продаж марки в городе. Положительная динамика у BMW во многом связана с тем, что бренд является премиальным, а люкс-сегмент всегда в кризис чувствует себя лучше, чем масс-маркет.

Самые высокие темпы роста продаж за прошлый год зафиксированы у китайских марок: Haval (+41%), Geely (+61%), Chery (+80%), Changan (+153%). В данном случае показатели растут, во-первых, на фоне относительно низкой базы прошлых лет, а во-вторых, за счёт обновляющегося или расширяющегося модельного ряда.

На грани ухода

Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. «Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо», — прогнозирует эксперт.

Говоря о «середнячках»: ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.

«В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса», — заявил автоэксперт.

Год неизвестности

В первом–втором квартале нынешнего года авторынок России с высокой долей вероятности покажет рост, прогнозирует Александр Груздев. Это связано с тем, что именно в конце зимы–начале весны 2020 года в стране были введены коронавирусные ограничения.

В целом на год прогнозы по российскому авторынку боятся строить даже топовые аналитические агентства, заметил Илья Огородников, так как в течение всего 2020-го они переписывали их по два–три раза. «В целом, российский авторынок подвержен влиянию такого количества внутренних и внешних факторов, что годовые отчёты представляют собой уравнения с тремя–четырьмя неизвестными, а в таком случае итог продаж автомобилей в России в 2021 году может быть… любым», — сказал Илья Огородников.

В АЕБ дать прогноз всё же осмелились: в комитете автопроизводителей ожидают, что значительных изменений в 2021 году не будет. Рост рынка относительно 2020 года составит 2,1%, будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств, предполагают аналитики. В сравнении с 2019 годом, в таком случае, рынок сократится на 7%.

Зато рынок запчастей и послепродажного обслуживания будет в данных условиях чувствовать себя лучше, чем раньше. «Люди, не имея возможности поменять свой автомобиль, будут больше вкладывать в обслуживание имеющейся машины. В этом сегменте есть большое число предпосылок для роста», — рассказал Александр Груздев. Вероятнее всего, люди буду переходить на более дешёвые товары, в целом этот рынок будет расти.