Что делать и какие наказания, если водитель покинул место дтп?

Оглавление

Ответственность за неумышленное оставление места аварии

Сделать это крайне сложно, поскольку
любое столкновение машин сопровождается характерными звуками удара, скрежета, разбитых
стекол и т.д. Кроме того, даже незначительное столкновение меняет траекторию
машины, возникают толчки или остановка движения. Об аварии будут
свидетельствовать и сигналы второго участника происшествия.

Фактически, доказать отсутствие вины
можно только при ДТП
на парковке. Если машину случайно задели во время, пока
водитель отсутствовал за рулем, заметить царапину или незначительное
повреждение он может спустя несколько часов или даже дней. В этом случае можно
ссылать на объективную обстановку, при которой водитель не мог предполагать о
причиненных повреждениях.

Пострадавший уехал с места аварии: автоподстава или нет?

Если сложилась ситуация, когда потерпевший уехал с места ДТП, попросту не заметив, что его ударили, не стоит пытаться его догнать или остановить. Делать этого ни в коем случае нельзя.

Объяснить такую ситуацию можно двумя способами.

  1. Потерпевший не заметил столкновения, поэтому уехал с места аварии. Возможно, спустя время, он увидит повреждения и вспомнит ситуацию, в которой он побывал, и вернется на место ДТП, где вполне имеет право вызвать работников полиции и устроить разбор. Такая ситуация достаточно спорная в плане страховки, но в любом случае, водитель не лишится своих прав при правильной линии объяснения ситуации. Кроме того, если виновник аварии уже вызвал ГИБДД, то пострадавший может быть задержан ближайшим постом ДПС и тут уже возможны последствия.
  2. Если потерпевший остановился, увидел повреждения и начал требовать компенсацию, но при упоминании работников ГИБДД уехал, оправдываясь срочными делами, больными родственниками, похоронами, то здесь однозначно имеет место автоподстава. Таких ситуаций на дороге может быть очень много, причем комбинаций у злоумышленников хватает даже на самых опытных водителей автотранспорта.

Что делать, если пострадавший не заметил аварию? Такие непреднамеренные ситуации бывают, о чем часто пишут правовые форумы. Пример:

Незаметная машинка.

Девушка оставила свой автомобиль на стоянке. Сработала сигнализация. Она посмотрела в окно и увидела, что её машина стоит на месте. Немного позже, она вышла из здания, села в автомобиль и уехала. И лишь спустя несколько часов, после мойки автомобиля, она увидела вмятину на водительской двери. Она вернулась на место ДТП и вызвала ГИБДД.

Случай достаточно спорный, поскольку владелец машины уехал с места аварии и даже успел помыть машину. Страховая компания вряд ли одобрит решение о компенсации, даже если виновник будет определен. Но лишить прав её не смогут, так как она имела веские обстоятельства уехать, и не знала о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие.

Что в этом случае должен сделать виновник, чтобы не оказаться в сложной ситуации. Прежде всего, он должен действовать также, как и в стандартном ДТП. То есть, остановить машину, обозначить знаками место и так далее, по списку.

Но как быть в том случае, если вы видите явные признаки автоподставы? В этом случае, намного сложнее выйти сухим из воды, ведь вас намеренно делают виноватым. Рассмотрим пример:

Вы едете в своем ряду и видите спортивный автомобиль, который поджимает вас сзади, мигает дальним светом и всячески показывает, что вы слишком медленно движетесь. Вы перестраиваетесь в соседний ряд и сталкиваетесь с другим автомобилем – «подставой», который держался все это время в слепой для вас зоне. После этого, из машины выходят накачанные ребята, угрожают и требуют у вас деньги.

Как вести себя в этой ситуации?

  • прежде, чем начать маневр, включить поворот, тем самым показывая то, что вы планируете изменить направление движения;
  • убедиться, что у вас нет помехи справа;
  • увеличить скорость для осуществления маневра и плавно перестроиться в другой ряд.

Даже при движущейся помехе в слепой зоне, шансы на столкновение будут минимальными. Но если это уже произошло, то главное не поддаваться на шантаж и угрозы. И уж тем более, не ехать вслед за «пострадавшим», который уехал с места ДТП. Если ваш автомобиль поврежден, то вызывайте ГИБДД и оформляйте его по форме.

Популярная автоподстава.

Еще один частый случай, когда впереди идущий автомобиль подставляет себя для удара сзади. В этом случае «пострадавший» резко тормозит перед вторым автомобилем. Если водитель опытный и успел среагировать, то такие люди не брезгуют и тем, чтобы сдать назад.

Спасти ситуацию в этом случае может правильное поведение водителя сзади идущего автомобиля, а также свидетели, которые могли записать происшествие на видеорегистратор. Несмотря на то, что запись с видеорегистратора не может считаться доказательством, в суде это учтется.

Нормативная база

Н¾ÃÂüðÃÂøòýþ â ÿÃÂðòþòÃÂõ ðúÃÂÃÂ, ÃÂõóÃÂûøÃÂÃÂÃÂÃÂøõ ÃÂÃÂàø ÿÃÂþÃÂõÃÂàýð÷ýðÃÂõýøàýðúð÷ðýøù ÷ð þÃÂÃÂðòûõýøõ üõÃÂÃÂð ôþÃÂþöýþ â ÃÂÃÂðýÃÂÿþÃÂÃÂýþóþ ÿÃÂþøÃÂÃÂõÃÂÃÂòøÃÂ:

  1. ÃÂÃÂýúà2.5 ÃÂÃÂàâ þÿøÃÂðýàôõùÃÂÃÂòøÃÂ, úþÃÂþÃÂÃÂõ ýõþñÃÂþôøüþ ÿÃÂõôÿÃÂøýÃÂÃÂàòþôøÃÂõûàò ÃÂûÃÂÃÂðõ ðòðÃÂøø, ÃÂÃÂþñàýõ ñÃÂÃÂàðÃÂõÃÂÃÂþòðýýÃÂü øûø ýðúð÷ðýýÃÂü.
  2. áÃÂðÃÂÃÂà12.27 ÃÂþÃÂàâ ÃÂÃÂÃÂðýðòûøòðõàþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòõýýþÃÂÃÂà÷ð þÃÂÃÂðòûõýøõ òþôøÃÂõûõü üõÃÂÃÂð ôþÃÂþöýþ â ÃÂÃÂðýÃÂÿþÃÂÃÂýþóþ ÿÃÂþøÃÂÃÂõÃÂÃÂòøÃÂ. ÃÂð÷ýðÃÂðõÃÂÃÂàþôýð ø÷ ÃÂðýúÃÂøù, ø÷ñÃÂðýýðàÃÂÃÂôþü â ûøÃÂõýøõ ÿÃÂðò øûø ðÃÂõÃÂÃÂ. ÃÂÃÂøüõýõýøõ ú þôýþüàòþôøÃÂõûàÃÂÃÂð÷àôòÃÂàÃÂðýúÃÂøù ÷ð þôýþ ø ÃÂþ öõ ÿÃÂðòþýðÃÂÃÂÃÂõýøõ ýõ ôþÿÃÂÃÂúðõÃÂÃÂÃÂ.

Что делать, если уехал (скрылся) с места ДТП

В большинстве случаев вопрос, что делать, если уехал (скрылся) с места ДТП возникает лишь после того, как приходит повестка с требованием явиться в суд или ближайшее отделение полиции. В этом случае необходимо сразу же обращаться к автоюристу, который проведет детальную беседу и проконсультирует по всем последующим действиям.

Пока вы будете придерживаться именно той позиции, которую порекомендовал юрист, он совершит официальный запрос и ознакомится со всеми материалами дела. После этого в индивидуальном порядке опросит всех свидетелей и понятых, а также уточнит нарушения прав своего клиента сотрудниками ГИБДД и иными государственными органами в процессе ведения дела. Закончится это все представлением интересов клиента в суде, где автоюрист представит все полученные сведения, и постарается максимально смягчить вину своего подопечного, а в отдельных случаях даже докажет его невиновность.

Что будет, если скрылся с места ДТП?

Статья 12.27 КоАП РФ станет основной в нашем разбирательстве, т.к. именно она устанавливает ответственность за оставление места ДТП водителем-участником дорожно-транспортного происшествия, если его действия не подпадают под статьи УК РФ (об уголовной стороне дела мы поговорим отдельно).

Здесь придется в некотором смысле заняться буквоедством, т.к. именно от формулировок статьи зависит многое в определении наказания. Часть вторая статьи 12.27 КоАП РФ напрямую обращается к случаям оставления места ДТП:

Наказанием за данное правонарушения будет лишение права на управление ТС от 1 до 1,5 лет или административный арест, сроком до пятнадцати суток.

Первое, на что обратим внимание – это альтернативность наказаний: или лишение прав, или арест. Второе, обозначенные 15 суток – это максимальный срок административного ареста, т.е

может быть применен меньший срок.

Еще один момент, на который нужно обязательно обратить внимание – речь в ч. 2 ст

12.27 КоАП РФ идет о водителе – участнике ДТП. Подчеркнем, не о виновном водителе, а об участнике вообще.

В каких случаях будет арест вместо лишения?

Говоря, что некоторые водители предпочтут арест лишению прав, не зря акцентировалось внимание на редкости таких случаев. В большинстве своем участники ДТП считают арест более серьезным наказанием

Так же к нему (административному аресту) относится в большинстве случаев и суд.

Соответственно, назначать арест суд может в случаях, когда посчитает, что виновный заслуживает более серьезного наказания (например, при попытках скрыть факты, не первый аналогичный случай и пр.).

Может ли применяться штраф за оставление места ДТП?

Часть первая ст. 12.27 КоАП РФ действительно подразумевает штраф в размере 1 000 рублей за неисполнение обязанностей, связанных с ДТП. Однако оставление места аварии однозначно прописано во второй части той же статьи, и наказание по ней только лишение прав или арест.

Штраф за скрытие с места ДТП административным кодексом не предполагается, может быть применено только лишение права на управление ТС или административный арест, если не будут использованы еще более серьезные нормы законодательства.

Если за рулем пьяный

Сам факт управления ТС в нетрезвом состоянии подразумевает свою ответственность – крупный штраф и лишение прав до 2-х лет, если не применимы нормы уголовного законодательства. Подробности о пьяном вождении и его разновидностях можно уточнить здесь.

Однако разбираемая нами статья 12.27 КоАП имеет и третью часть, отсылающую к нетрезвому состоянию. Употребление алкоголя / наркотиков / психотропных веществ после ДТП и/или до момента, когда не будет официально подтверждено, что освидетельствование на нетрезвое состояние ненужно, приведет к штрафу виновного в размере 30 000 рублей с одновременным лишение прав на период от полутора до двух лет.

Может ли административная ответственность по статье 12.27 КоАП РФ быть наложена без суда?

Ответ на этот вопрос однозначный – не может. Только суд принимает решение о наказании по части второй и третьей статьи 12.27 КоАП, на что прямо указывается в части первой статьи 23.1 КоАП РФ.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь трасологическая экспертиза.

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Что считается оставлением места ДТП?

Для полного понимания ситуации придется разобрать довольно длинную цепочку юридических моментов: что является ДТП – какие обязанности у участников ДТП – при каких условиях несоблюдение этих обязанностей будет считаться оставлением места аварии.

На первых двух этапах остановимся сжато, третий рассмотрим во всех подробностях.

Что такое ДТП?

В соответствии с определением, данным в п. 1.2 ПДД РФ:

Дорожно-транспортным происшествием является такое событие, в результате которого посредством транспортного средства, находящегося в движении, был нанесен ущерб (материальный, жизни, здоровью или иной) кому бы то ни было или чему бы то ни было.

Другими словами, необходимо наличие трех факторов, чтобы событие было интерпретировано как ДТП:

  1. Наличие ущерба (учитывается как ущерб участникам ДТП и/или их собственности, так и окружающим зданиям, сооружениями, столбам, прочим объектам инфраструктуры).
  2. Событие произошло с участием транспортного средства.
  3. Транспортное средство находилось в движении.

Необходимо наличие всех трех факторов. Отсутствие хотя бы одного выведет событие из-под понятия ДТП. Например,:

  • Поскользнувшийся пешеход упал и ударился о бампер стоящего автомобиля – факта движения ТС нет, ДТП не является.
  • На пешеходном переходе столкнулись лбами два человека – факта использования ТС нет, ДТП не является.
  • При столкновении машин не удалось зафиксировать наличие ущерба (удар был настолько слабым, что не осталось ни царапины) – нет ущерба, не является ДТП.

Конечно, это очень утрированные примеры, но в некоторых случаях практикующие адвокаты могут начать процедуру защиты именно с попытки доказать, что никакого ДТП не было вовсе, поэтому и речи об оставлении идти не может.

Обязанности водителей при ДТП

Мы определили, что такое ДТП, теперь перейдем к тому, что участники дорожно-транспортного происшествия обязаны предпринять. Эти случаи описаны в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ:

  • Необходимо остановить ТС, или не начинать движения.
  • Включить «аварийку».
  • Выставить знак в соответствии с п. 7.2 ПДД РФ.
  • Не двигать другие предметы, имеющие отношение к ДТП.
  • Если причинен ущерб только имуществу, стороны могут обойтись без вызова полиции, если случай может быть зафиксирован без привлечения ГИБДД в соответствии с Законом об ОСАГО.
  • Вызвать ГИБДД, если Закон об ОСАГО требует этого в конкретном случае.
  • При наличии вреда здоровью, вызвать полицию и скорую помощь. При невозможности этого, отправить потерпевшего (-ших) на попутном транспорте или на собственном, с возвращением на место ДТП после передачи пострадавшего (-ших) медикам.

Если ситуация позволяет обойтись без полиции или возникшее ДТП полностью блокирует движение, произошедшее должно быть тщательно зафиксировано с помощью фото или видео, взяты координаты у свидетелей. Далее проезд должен быть освобожден.

Что же считается оставлением места ДТП?

Итак, событие является ДТП. Факт произошедшего накладывает на участников определенные обязанности. Теперь о главном:

Оставлением места ДТП является отъезд водителя с места происшествия без исполнения своих обязанностей при событии, которое квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие.

Исключением могут считаться случаи крайней необходимости (о которых мы подробно поговорим !!далее), а также доставка потерпевших до больницы с последующим возвращением на место ДТП.

Когда можно покинуть место ДТП

В пункте 2.6.1 ПДД чётко прописаны условия, когда можно покидать место происшествия. Уезжать с места происшествия можно только в тех случаях, когда нет раненых и погибших. Если это условие выполнено, возможны два варианта развития событий.

Если водители не могут договориться между собой

Первый вариант. Если между водителями нет единой точки зрения на произошедшее, обязательно нужно позвонить в автоинспекцию. Но сотрудник может указать приехать для оформления аварии на пост ДПС. Водителям перед этим надо зафиксировать, в том числе при помощи средств фото- видеосъёмки, положение ТС и других предметов, относящихся к аварии относительно друг друга и окружающих объектов.

Такая ситуация также не считается покиданием места аварии, если все её участники приедут в стационарный пункт ДПС и оформят бумаги там с участием инспектора.

Споров между участниками нет

Второй вариант – когда у участников аварии нет разногласий по виновности, обстоятельствам аварии и т. п. В этом случае об аварии можно даже не сообщать в ГАИ.

В этом случае у участников аварии появляется выбор из трёх вариантов действий.

  1. вместе поехать в ближайшее отделение ГИБДД и там совместно с сотрудниками ГАИ оформить произошедшее. Предварительно надо сфотографировать или иным способом зафиксировать расположение авто на месте аварии;
  2. оформить Европротокол (но это возможно только если столкнулись два транспортных средства (прицеп за ТС не считается), у обоих водителей есть ОСАГО, и ничего, кроме ТС участников, не пострадало);
  3. никак не оформлять ДТП (дополнительное условие – повреждено должно быть только имущество участников, то есть если снесён столб, этот вариант не прокатит).

Оформление на посту ГАИ

Наиболее простой и надёжный в плане получения возмещения ущерба способ. По своей сути ничем не отличается от оформления сотрудниками ДПС, как это было раньше. Единственное отличие – вы больше не ждёте наряд, часами «кукуя» в машине, а сами едете к инспекторам. В отделении вам выдадут те же самые бумаги, что и при оформлении на месте аварии.

Кроме того, в последнее время автоинспекторы всё чаще не выезжают на место лёгких аварий, а просят их участников следовать на ближайший пост, даже при наличии разногласий между участниками.

С этим недавно столкнулся один мой знакомый. Дело было в Москве. Он попал в небольшое ДТП. Когда он позвонил в полицию, сотрудник заявил ему, что к месту аварий без пострадавших гаишники теперь не выезжают, и сказал, что водителям необходимо самим явиться в отделение или оформить Европротокол.

Оформление происшествия по Европротоколу

Как уже говорилось, кроме согласия с виновностью, необходимым условием является участие только двух ТС и наличие полиса «автогражданки» у обоих автовладельцев.

У этого типа оформления есть ещё одна, самая важная особенность. Оно может применяться, только когда ущерб составляет меньше 50 000 рублей. Исключение сделано для происшествий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, и их областей. Если участники ДТП предоставят фото и видеоматериалы с места аварии, а также полученные при помощи ГЛОНАСС координаты произошедшего, максимальный размер возмещения возрастёт до 400 000 р.

Собственно оформление ДТП заключается в заполнении совместно двумя водителями извещения о ДТП, бланки которых выдаются страховщиками при покупке полиса, а также в любое время при просьбе страхователя. Главное – это правильно заполнить бланк извещения, иначе страховая может отказать в выплате.

И ещё. Виновник обязательно должен доставить свою часть бланка извещения своему страховщику. Иначе ему грозит регресс от страховой компании.

Статьи в тему:

Разъезд без оформления

Чаще всего такой вариант применяется, когда у виновника нет страховки ОСАГО, а также когда повреждения незначительны и водители не хотят оформлять ДТП, чтобы не потерять скидку за безаварийную езду, или чтобы не возиться с бумагами.

Статьи в тему:

В этом случае участники договариваются между собой, о том, кто виноват, сколько кто кому должен, как будет произведён расчёт, и по обоюдному согласию разъезжаются.

Чтобы впоследствии не возникло неприятных ситуаций, необходимо написать расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий. Пишется она в свободной форме.

Статья в тему: Зачем нужна расписка о возмещении ущерба при ДТП и как правильно её написать + образцы

Взять расписку, что нет претензий, необходимо, даже если вы не виноваты, и не собираетесь получать компенсацию от виновника. Так как иначе, второй водитель может передумать, вернётся на место аварии, вызовет ГАИ, и вы будете объявлены скрывшимся с места ДТП, да ещё и виновником.

Определение — скрытие с места ДТП

Скрытием с места ДТП не будут являться случаи:

— доставления пострадавшего в больницу на собственном автомобиле.

При этом данное требование в ПДД имеет четкое предписание, обязывающее водителя после этих действий вернуться на место совершения ДТП; — если водители транспортных средств — участников ДТП, оценив обстоятельства произошедшего и предварительно составив схему ДТП, подписав ее и уехав с места ДТП, следуют на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции для оформления ДТП. То же самое касается упрощенного оформления ДТП без вызова ГИБДД в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД.

Формально оставлением места ДТП, является отсутствие человека на месте в момент оформления происшествия сотрудниками ГИБДД. Если участника ДТП нет в этот конкретный момент, то фактически образуется состав правонарушения.

Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением: никто не ограничивает гражданина в праве свободного перемещения.

Но, все же как, расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действия такого водителя не подпадают под квалификацию по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, а могут квалифицироваться исключительно по ч. 1 ст. 12.27, то есть именно как невыполнение требований, предъявляемых к участнику ДТП.

Если с места ДТП уехал второй участник, то даже в случае вашей явной вины в совершении правонарушения это не означает, что вы также можете или должны покинуть место ДТП. Запишите номера второго участника и постарайтесь найти свидетелей, после чего вызывайте сотрудников ДПС.

Если же второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте, все равно не спешите уезжать. Обменяйтесь расписками и дождитесь, пока второй участник уедет.

Для отсутствия возможности дальнейших разбирательств расписки должны содержать следующий текст: «В результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт произошедшего ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют». Иными словами, не должно быть прямого указания на то, что факт ДТП был установлен, но стороны решили вопрос на месте.

Существует одно заблуждение, в которое сами себя вводят участники ДТП, скрывшиеся с места происшествия. Итак, в результате дорожно-транспортного происшествия водитель скрылся с его места. Допустим, на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.

Когда же органы ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может.

В суде добровольную компенсацию признают, и она будет являться исключительно смягчающим обстоятельством, но не основанием для прекращения производства по делу. Напомним, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП. А ДТП признается факт причинения любого материального ущерба.

Таким же образом потребуйте провести эксперимент с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей, в том числе учитывая их габариты. Получив копию протокола и готовясь к судебному заседанию, изучите суть правонарушения: при каких обстоятельствах, где и с чем оно связано.

Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны, и поставьте свою подпись.

Обязательно сделайте копию или сфотографируйте материалы, ведь в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.

Тяжело предугадать реакцию владельца пострадавшего транспортного средства, но последствия этого могут быть различными.. Из описанных обстоятельств видно, что все действия в нарушение ПДД так или иначе могут подпадать под квалификацию как ч. 1, так и ч. 2 статьи 12.27 КоАП.

При этом в случае построения правильной линии защиты можно добиться переквалификации правонарушения с ч. 2 на ч. 1, более либеральную и ограничиться уплатой штрафа.