Оглавление
- Особенности размещения
- Какова зона действия знака ограничения скорости?
- Что делать, если есть противоречия знаков и разметки
- На каком расстоянии «фотографирует» камера видеофиксации
- Знаки 5.16 — 5.18 «Место остановки автобуса (троллейбуса), трамвая и стоянка такси»
- Что делать, если вас пытаются оштрафовать незаконно
- На каком расстоянии «фотографирует» камера видеофиксации
- Обустройство временных обозначений
- 4 Общие положения
- Правила установки
- Знаки приоритета
Особенности размещения
При выполнении временных дорожных работ небольшой длительности (ремонта ям или разметки) создаются зоны минимального размера, допускаемого технологией. Это позволит оказывать минимальное влияние на дорожный поток и не создавать помехи ни общественному, ни транзитному транспорту – особенно, при временном переносе автобусных, троллейбусных и трамвайных остановок.
При установке временных дорожных знаков все технические средства, содержащие противоречащую им информацию, требуется демонтировать. Если на дороге продолжает оставаться разметка, предписывающая другие действия, её значением до окончания работ пренебрегают. По окончании работ знаки и другие средства, связанные с процессом, требуется обязательно удалить, вернув указатели в прежнее состояние.
Ограничивать скорость транспортных средств перед зоной производства работ требуется пошагово:
- шаг не должен превышать 20 км/ч;
- расстояние между знаками должно быть не меньше 25 м;
- количество ограничивающих указателей зависит от допустимых скоростей до и после участка ограничения. С целью сохранения нормальной пропускной способности магистрали не рекомендуется снижать этот показатель ниже 40 км/ч. Скорость до 40 км/ч допускается только в особых случаях: при неблагоприятных погодных условиях и сложных параметрах дороги.
Габариты дорожных знаков не должны превышать размеры обычных технических средств, устанавливаемых на данной категории автомобильной дороги. Исключением являются только ремонтные работы на скоростных магистралях. В этом случае размеры знаков могут быть увеличены.
Размеры и конструктивные особенности переносных опор для размещения указателей должны соответствовать правилам, касающихся и обычных технических средств:
- размеры выхода опоры за знак не должны превышать 200 мм;
- плоскость указателя должна быть перпендикулярной поверхности дороги;
- при установке знака на ограждении или барьере его высота должна быть не меньше 600 мм над поверхностью дороги.
Высокая среднесуточная интенсивность движения транспорта требует проведения работ в ночное время. При этом все зоны и расположенные на них знаки обязательно должны освещаться. А для того чтобы водитель гарантированно заметил указатели в сложных условиях движения, их необходимо продублировать на разделительных полосах, слева от дорожного полотна или прямо на дороге.
Какова зона действия знака ограничения скорости?
Знак 3.24 «Ограничение скорости»
Также, как и любые другие запрещающие знаки, знак ограничения скорости не бывает бесконечным, даже если отсутствует соответствующий знак конца ограничения. Приоритетность условий действия знака здесь аналогична знаку «Остановка запрещена», и давайте рассмотрим все условия ограничений зон действия.
Действие знака «Ограничение максимальной скорости» с табличкой зоны действия
Здесь всё просто: сразу под знаком 3.24 на том же столбике вешается табличка 8.2.1 (см. рисунок ниже), число на которой указывает зону действия от знака до снятия ограничения. Если, к примеру, на знаке указано 40, а на табличке указано 150 м, то это значит, что следующие 150 метров мы обязаны ехать со скоростью не более 40 километров в час.
Кстати, именно 40, а не 60 и не 59 км/ч — есть нарушение, а есть наказание за это нарушение. Со скоростью выше 40 ехать запрещено — это нарушение, просто наказания не предусмотрено, если величина превышения менее 20 км/ч. А вот при ДТП, к примеру, такое превышение может быть учтено не в Вашу пользу.
Действие ограничения скорости до знаков конца зоны ограничения
Если знак применён без таблички с зоной действия ограничения скорости, то после такого знака может стоять знак «Конец зоны ограничения скорости» с перечёркнутым значением скорости уже на белом фоне (а не на белом с красной рамкой, как запрещающий знак). Тогда запрет знака ограничения скорости после конца ограничения уже не распространяется, и мы можем ехать с максимально разрешённой для данного участка дороги скоростью (город или другой населённый пункт — 60 км/ч, трасса — 90 км/ч, автомагистраль — 110 км/ч). Такой же запрет максимальной скорости снимается знаком «Конец всех ограничений» — пустой знак с перечёркиваниями по-диагонали на белом фоне.
Кроме того, знаки окончания зоны действия запрещающих знаков ПДД могут стоять, в том числе если сам запрещающий знак стоял с табличкой зоны действия. И это логично, не правда ли, ведь мы же не с рулеткой должны отмерять указанное на табличке расстояние?!
Действие знака «Ограничение скорости» до нового такого же знака
Если после знака 3.24 установлен новый знак с другим значением ограничения, то предыдущее ограничение не распространяется, что вполне логично. Менее логично выглядит ситуация, когда новый знак ограничения устанавливает большее значение такого ограничения. Например, был знак «60» и после него встретился знак «80». Тогда также действует новое ограничение, а предыдущее снимается.
Действие знака «Ограничение скорости» до перекрёстка или населённого пункта
Если никаких табличек под знаком ограничения скорости нет и если нет знаков конца запрета скорости или снятия всех ограничений запрещающих знаков, то ограничение скорости, предписанное знаком 3.24, действует либо до ближайшего перекрёстка, либо до знака «Населённый пункт» или «Конец населённого пункта». Что раньше Вы увидите по пути, то и отменит действие этого запрещающего знака. Причём, перекрёсток с круговым движением — это тоже полноценный перекрёсток.
При этом, помните, что не все перекрёстки означают конец зоны действия знака «Ограничение скорости». Разного рода второстепенные съезды или примыкания грунтовых дорог к лесным массивам, съезды в поля и другие второстепенные дороги, не обозначенные предупреждающим знаком примыкания дороги (предупреждающие знаки устанавливаются за 50-100 метров в населённых пунктах и за 150-300 метров — на трассах), то есть одним из таких знаков:
Помните также, что выезды с прилегающих территорий перекрёстками по трактовке ПДД не являются и потому не отменяют действия знака «Ограничение скорости».
Что касается конца или, соответственно, начала населённого пункта, то это не просто видимое начало или конец, соответственно, а их обозначение одним из нижеприведённых знаков информации:
Начало населённого пункта |
Конец населённого пункта |
Что делать, если есть противоречия знаков и разметки
Ниже пойдет речь о таковых элементах ПДД:
-
Постоянные знаки;
-
временные знаки;
-
постоянная разметка;
-
временная разметка.
Следует запомнить, что по ПДД знаки главнее дорожной разметки. Об этом идет речь в последнем абзаце ст. 1 Приложения 2 к ПДД.
Временные знаки имеют желтый фон. Это их основное отличие от постоянных и они имеют приоритет перед любой разметкой и постоянными дорожными знаками. Кроме того, ранее временные знаки устанавливались на переносных стойках, однако сейчас данного правила нет.
Что касается дорожной разметки, то временная также отличается от постоянной цветом, она будет темно-желтой (оранжевой).
Примеры противоречий знаков и разметки
Водители нередко ошибаются при трактовании дорожных знаков и разметки. Происходит это гораздо чаще, чем элементы дорожного движения противоречат друг другу. Рассмотрим варианты наиболее популярных противоречий:
1Объезд ремонта дороги по встречной полосе
На дороге установлены дорожный знак «Объезд препятствия слева» и нанесена постоянная разметка. С одной стороны, водителю запрещено пересекать сплошную линию, с другой – знак указывает, что это просто необходимо сделать. Поскольку приоритет имеет знак (как говорилось выше), объезд ремонта дороги по «встречке» — законное действие.
2Обгон при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» и горизонтальной разметки 1.5.
В данной ситуации знак запрещает обгонять другое транспортное средство, но разметка позволяет выезжать на встречную полосу. Таким образом, водителю разрешено совершать любой маневр на «встречке», кроме обгона.
Кое-кто считает, что горизонтальные метки 1.5 разрешает выполнять обгон. Однако это утверждение не имеет под собой оснований. Данная разметка не дает никаких дополнительных разрешений, а просто позволяет пересекать полосу.
3Обгон при наличии знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» и сплошной разметки 1.1
Этот случай похож на предыдущий. С одной стороны, имеем разметку, которая запрещает выезжать на встречную полосу с любой целью, с другой – знак, который обозначает окончание запретной зоны для обгона. Учтите, что знак не дает разрешение на обгон, а лишь обозначает окончание зоны. Таким образом, на данном участке дороги водителю запрещено совершать обгон по «встречке».
Знак 3.21
На каком расстоянии «фотографирует» камера видеофиксации
Как правило, камеры видеофиксации устанавливают на опасных перекрестках или на скоростных трассах, где нарушение правил вождения встречается чаще всего. Нередко их можно увидеть и рядом с запрещающими знаками.
Зона их действия зависит от модели самого устройства и от погодных условий. Они бывают нескольких видов:
- «Арена» и «Крис» — самые простые и их можно встретить чаще всего. Радиус их фиксации составляет всего 100 м;
- «Кордон» и «Кречет» — более совершенные модели, они распространены достаточно редко. Такие камеры фотографируют нарушителей на расстоянии 150 м. и делают это для приближающегося и удаляющегося автомобиля;
- «Стрелка» — самая дальновидная, а значит самая опасная камера для лихачей. Она карает нарушителей на расстоянии 250 м.
Понятно, что на дороге невозможно сходу определить какая камера перед водителем и скорректировать скоростной режим, исходя из модели. Сбавлять скорость необходимо метров за 300, т.е. как только увидите камеру. Беспроигрышный вариант, это неукоснительно подчиняться правилам дорожного движения.
Знаки 5.16 — 5.18 «Место остановки автобуса (троллейбуса), трамвая и стоянка такси»
Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и 5.18 «Место стоянки легковых такси» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.
Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки.
Если на остановочном пункте имеется павильон, то знак остановки может быть установлен на павильоне над его ближним по ходу движения краем или на самостоятельной опоре рядом с павильоном.
Когда необходимо указать протяженность одного или нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов, знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяют с табличкой 8.2.1 «Зона действия». Знак при этом устанавливают в начале первого остановочного пункта.
Когда трамвайные пути располагаются посередине проезжей части (или слева от проезжей части с односторонним движением), знак 5.17 «Место остановки трамвая» устанавливают справа от проезжей части дороги.
В некоторых случаях, когда трамвайные пути расположены посередине проезжей части, знак «Место остановки трамвая» дублируют. Дублирующий знак 5.17 устанавливают:
- если вдоль трамвайных путей имеется приподнятая посадочная площадка — в начале этой площадки;
- на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направлении, если посадочная площадка отсутствует — над левой полосой.
Необходимо помнить, что остановка или стоянка запрещается ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси (пункт 12.4 ПДД). Точка отсчета — место установки знаков 5.16 — 5.18. Имеется в виду 15 метров до и 15 метров после этих знаков остановка и стоянка запрещается.
Остановка запрещается по любой причине (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, при условии, если эта остановка не создаст помех движению маршрутных ТС или легкового такси).
В местах остановки маршрутных ТС еще запрещается разворот (пункт 8.11 ПДД).
Протяженность остановки маршрутных ТС и стоянки такси может быть обозначена разметкой 1.17 (желтый зигзаг). В этом случае запрет на остановку (стоянку) и разворот распространяется на всем протяжении желтой разметки 1.17.
В населенных пунктах, проезжая мимо обозначенных остановок маршрутных ТС, еще необходимо помнить, что пункт 18.3 ПДД обязывает уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от места остановки.
Вопрос приоритета между маршрутными ТС и другими «немаршрутными» участниками движения рассмотрен в статьях Проезд мимо остановки маршрутных ТС и Приоритет транспорта общего пользования.
Что делать, если вас пытаются оштрафовать незаконно
В документах, которые регламентируют деятельность ГИБДД, указано, что инспектор дорожной службы при выявлении факта несоответствия требований знака и дорожной разметки должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию. Если вас привлекли к ответственности на основании несоответствия знаков и разметки, нужно обратиться в суд с требованием «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289−2004».
Иногда водителя пытаются оштрафовать, если знак 3.21 «Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.). При хорошей погоде водитель, конечно же, сперва увидит линию запрета и не пойдет на обгон. Но что делать в случае плохой видимости? Нужно использовать нормативные документы, которые помогут доказать, что водитель не виноват в нарушении.
Важно!
Знаки и разметка должны размещаться на поверхности дороги в соответствии с ПДД. Водитель должен иметь возможность отчетливо видеть и знаки и разметку в любое время суток. Обозначения не должны быть закрыты рекламными щитами или деревьями. Это же касается и разметки – ее должно быть видно и днем, и ночью.
На участках дорог, где в одну сторону есть несколько полос, знаки должны быть смонтированы не только сбоку по ходу движения, но и сверху трассы или по обоим бокам. Если какое-либо из этих требований было нарушено, вы можете смело оспаривать штраф.
Если вы считаете, что не нарушили ПДД и расцениваете действия инспектора как неправомерные, то в течение 10 дней можете подать жалобу (в произвольной форме).
На каком расстоянии «фотографирует» камера видеофиксации
Как правило, камеры видеофиксации устанавливают на опасных перекрестках или на скоростных трассах, где нарушение правил вождения встречается чаще всего. Нередко их можно увидеть и рядом с запрещающими знаками.
Зона их действия зависит от модели самого устройства и от погодных условий. Они бывают нескольких видов:
- «Арена» и «Крис» — самые простые и их можно встретить чаще всего. Радиус их фиксации составляет всего 100 м;
- «Кордон» и «Кречет» — более совершенные модели, они распространены достаточно редко. Такие камеры фотографируют нарушителей на расстоянии 150 м. и делают это для приближающегося и удаляющегося автомобиля;
- «Стрелка» — самая дальновидная, а значит самая опасная камера для лихачей. Она карает нарушителей на расстоянии 250 м.
Понятно, что на дороге невозможно сходу определить какая камера перед водителем и скорректировать скоростной режим, исходя из модели. Сбавлять скорость необходимо метров за 300, т.е. как только увидите камеру. Беспроигрышный вариант, это неукоснительно подчиняться правилам дорожного движения.
Обустройство временных обозначений
Использование и установка временных указателей на дорогах регламентируются правилами ГОСТа РФ и касается:
- Размеров временных знаков (не менее размера стандартных).
- Цвета и состояния обозначений.
- Установки дополнительных компонентов (светодиоды).
- Правил демонтажа по окончании дорожных работ.
- Размеров переносных опор и их соотношения с размерами обозначений.
- Расстояния между знаками и расположением.
Согласно правилам, временные дорожные указатели монтируют:
- на участках трасс с плохо различимой разметкой (низкое качество разметки, грязь, снег);
- при ремонтных работах;
- в связи с сезонной спецификой конкретного региона.
Временные обозначения, установленные по вышеуказанным причинам, демонтируют после устранения проблем. Если планируется дальнейшее использование знаков, действующие нормы ПДД рекомендуют накрывать опоры плотными чехлами.
4 Общие положения
4.1 Места производства дорожных работ
4.1.1 Местами производства работ на автомобильных дорогах называются участки проезжей части, обочин, откосов земляного полотна, мостов (путепроводов), разделительной полосы, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, на которых проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию , а также другие работы, вызывающие необходимость во временном изменении движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
В зависимости от сроков проведения работ различают места производства долговременных и краткосрочных работ.
4.1.2 Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ руководствуются соответствующими требованиями технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, правилами, настоящим методическим документом и другими отраслевыми дорожными методиками по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах .
4.1.3 Работы, проводимые на автомобильных дорогах, планируются таким образом, чтобы:
– их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов;
– обеспечивалась пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне;
– организация движения обеспечивала безопасные условия для движения транспортных средств, пешеходов и велосипедистов;
– обеспечивались безопасные условия труда для людей, осуществляющих работы.
Перед началом проведения работ определяется порядок пропуска транспортных средств, велосипедистов и пешеходов, режимы движения транспортных средств в местах производства работ, обеспечивающие безопасность, как участников дорожного движения, так и людей занятых в производстве.
Организация движения на участках проведения работ выбирается в зависимости от их длительности, категории автомобильной дороги, сложности дорожных условий, местоположения и длины рабочей зоны, фактической интенсивности движения транспортного потока, ширины проезжей части, закрываемой для движения.
4.1.4 Места производства работ обустраиваются техническими средствами организации дорожного движения, иными направляющими и ограждающими устройствами, средствами сигнализации и прочими средствами, предусмотренными настоящим методическим документом.
В местах производства работ применяются по ГОСТ Р 52289 технические средства организации дорожного движения, соответствующие ГОСТ Р 50971-2011, ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 52607-2006.
Типы технических средств и ограждающих устройств в местах производства работ выбираются в соответствии с категорией автомобильной дороги, продолжительностью и видом работ, опасностью места производства работ (наличие неблагоприятных дорожных условий, разрытий, траншей, котлованов) в зависимости от способа пропуска транспортных средств (по проезжей части, обочинам или по специально устраиваемым объездам) в рабочей зоне.
Допускается по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции на федеральном уровне в экспериментальных целях в местах производства дорожных работ применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами (пункт 4.6 ГОСТ Р 52289-2004) при наличии согласованных и утвержденных в установленном порядке стандартов организаций (технических условий) фирм-изготовителей соответствующей продукции.
На участках производства работ допускается применять специальные технические средства фиксации нарушений Правил дорожного движения , имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
4.1.5 При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее – дорог), независимо от форм их собственности, для обустройства мест производства работ используются:
– временные дорожные знаки;
– временную разметку проезжей части;
– ограждающие и направляющие устройства;
4.1.6 Участок временного изменения движения состоит из пяти функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения (рисунок 1):
– продольная буферная зона;
Правила установки
Базовое правило для установки постоянных (временных) технических компонентов — указатель разворачивают лицевой частью навстречу движению.
При монтаже устройств учитывают:
- Специфику трафика.
- Особенности территории.
- Загруженность трассы в дневное и ночное время.
Минимальное расстояние видимости (до 150м.) позволяет водителям ТС во время принимать правильные решения в соответствии с требованиями знаков.
Также при установке компонентов, регулирующих движение ТС, учитывают естественные условия: наличие деревьев и кустов у дорожного полотна. Согласно правилам, устройства устанавливают так, чтобы ветви растений не закрывали обзор для водителей автотранспорта.
Основная функция знаков, не зависимо от особенностей оборудования, обеспечение безопасности во время движения, поэтому главное требование при монтаже — обоснованность установки.
Как используют указатели?
Задача временных технических компонентов контроля за движением:
- Предупреждение ДТП при изменившихся условиях транспортного трафика или движения пешеходов.
- Обеспечение перемещения транспорта при проведении ремонтных работ.
- Гарантия безопасности занятого на ремонте дороги рабочего персонала.
Такие задания решают при помощи монтажа: указателей, средств контроля движения и специальных заграждений.
Если ремонтные работы носят краткосрочный характер и соответствующий указатель отсутствует, концом ремонтируемого участка считают последнее техническое приспособление, установленное на дорожном полотне или вдоль него.
Основные группы временных дорожных символов:
- Оградительные.
- Указывающие.
- Сигнализирующие и освещающие.
- Предупреждающие.
- Временная разметка дорожного полотна.
В определённых условиях допустимо участие регулировщика или светофора.
Технические средства, используемые для управления движением ТС, должны соответствовать принятым техническим стандартам и утверждённой документации.
Установку запрещающих временных знаков осуществляют непосредственно на дороге, обочинах или разделительной полосе. Предупреждающие и ограничительные обозначения монтируют на переносных стоечных опорах или мобильных комплексах.
При работах на автотрассах с интенсивным потоком движения или опасных участках применяют временные указатели увеличенного размера. В зависимости от времени суток и продолжительности работ, обозначения дополняют мигающими свето элементами, а в роли предупреждающих знаков используют символы, нанесённые на жёлтый фон флуоресцентой краской.
В соответствии с требованиями ГОСТа, временные дорожные обозначения: 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, на желтом фоне, используют в местах дорожных работ. При этом аналогичные компоненты, на белом фоне, зачехляют или демонтируют.
Знаки приоритета
Одна из самых немногочисленных групп
Однако важность от этого они не теряют. При помощи знаков приоритета регулируется проезд перекрестков, определяют очередность проезда на узких участках дороги и других местах, где отсутствуют светофоры или регулировщик
То есть данная группа указывает, кто должен проехать первым, а кто уступить.
Зона действия дорожных знаков приоритета распространяется на перекресток, перед которым они установлены. Стоит отметить, что если на пересечении присутствуют и светофор, и данные средства регулирования движения, то очередность проезда решается первым. Знаки теряют свою силу и попросту не учитываются.
Располагаются они либо непосредственно перед перекрестком, либо за 50-100 м в городе, а вне его — за 150-300 м. Исключением является знак «Главная дорога». Он повторяется. Первый знак вне города располагается за 100-150 метров, а второй — непосредственно перед перекрестком.
Это правило действует только в том случае, когда главная дорога меняет свое направление, то есть не продолжается прямо. Тогда под ним устанавливается табличка, которая указывает, куда она сворачивает.